Перед вами дом Башкировой - Ермолова - Коншина - Ушкова на Пречистенке, 20, и я покажу вам его недоступные для посещения интерьеры.
Владение это древнее, дом тоже. После пожара 1812 года здание было существенно перестроено. В середине 19 века в нем жил генерал Алексей Петрович Ермолов — выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник войны 1812 года. В 1863 году участок перешел к Вере Башкировой. При ней дом снова был перестроен.
Сохранился чертеж фасада, на котором мы видим композицию, похожую на сегодняшнюю: три окна с полукруглыми люнетами (вставка над окном) на центральной части фасада, по три окна с двух сторон, два выделенных входа в дом по бокам и руст на первом этаже.
Следующим владельцем дома в 1873 году стал фабрикант Владимир Дмитриевич Коншин, партнер братьев Третьяковых, женатый на их сестре Елизавете. Вторая сестра, Софья, вышла замуж за архитектора Александра Каминского, поэтому неудивительно, что именно он перестраивал и заново оформлял дом для Коншина.
Казанский промышленник Алексей Ушков в 1910 году переехал в Москву в этот дом на Пречистенке. Ушковы - хозяева одного из самых красивых домов в Казани, построенного архитектором Карлом Мюфке.
К моменту переезда в Москву Алексей развелся с женой и занялся перестройкой московского дома.
Самое странное, что Зинаида Ушкова тоже переехала в Москву. В 1912 года по данным «Вся Москва» она также «числилась» в доме 20. В 1913 году Зинаида «переехала» в дом 18, став с бывшим мужем соседями.
Считается, что проект переделки дома 20 выполнял также казанский архитектор Карл Мюфке, но сведений об этом в архивах не сохранилось. Авторство Мюфке подтверждается косвенно сравнением деталей фасадов двух домов. Фасад московского дома также обильно украшен лепным декором. Мы видим похожих грифонов и орлов.
Огромные окна двух особняков - точно две копии, сами посмотрите:
Центральная часть выделена ажурным балкончиком. Стиль также схож!
В Управу прошение о перестройке подавал архитектор Соколов (журнал Зодчий за 1910 год). В Казани на экскурсии, а также в статьях и передачах часто говорят, что московский дом - копия Казанского. На мой взгляд, они похожи деталями, но даже в плане дома разные. Да и композиция фасада дома на Пречистенке появилась намного раньше дома Ушковых в Казани, о чём свидетельствует сохранившийся с 1863 года чертёж.
От интерьеров дома сохранилась мавританская комната с камином, на котором стилизованными под арабскую вязь буквами написано «Ушков». Нашли на фото?
До наших дней также дошла мраморная парадная лестница. Мне она напоминает лестницы Каминского. Однако, сведений о том, что конкретно перестраивалось в доме во время Ушкова не сохранилось. Поэтому мы можем лишь предполагать, что лестницу Каминского Ушков мог оставить без изменений.
Спустя некоторое время после переезда в Москву Ушков женился на балерине Большого театра Александре Балашовой. Для неё в доме был спроектирован репетиционный зал с зеркальными стенами. Он также сохранился.
После революции Ушков с Балашовой уехали в Париж. Супруги поселились в бывшем доме знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан, которая, в свою очередь, в это время оказалась в России. Удивительно, что пригласившие артистку советские власти предоставили ей для проживания бывший дом Ушкова на Пречистенке, так как в нём был репетиционный зал. В шутку, танцовщица и балерина называли эту перемену «кадрилью» — танцем, в котором характерным движением является перемена партнеров.
Сегодня в бывшем ушковском доме находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел.
Зинаида осталась в России, вышла замуж и умерла в Москве в 1929 году под фамилией Руднева. На камине Казанского дома стоят три фотографии, Алексея, групповой портрет с Зинаидой и её отцом и единственный сохранившийся портрет Зинаиды - на надгробном камне в Москве.