Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
Судьба девочки, родившейся в семье князя еще строже, чем судьба любой крестьянки. Не свернуть с неё, не отказаться. За честь родиться в княжеской семье - плата горькая: выйти замуж по указу родителя-князя-батюшки. Иной раз выйти за мужа вдвое старше, вдового, собой дурного, злого или равнодушного. Уехать не просто в соседнее село, как крестьянка какая, а в другое княжество. И хорошо, если не врагу бывшему отдадут в жёны, чтобы скрепить союз домов, где в семье мужа долго будут припоминать обиды, нанесённые свёкрам твоей семьей.
Хорошо, если повезет и муж станет любимым, добрым, понимающим. Хорошо бы прожить с мужем в понимании и согласии.
Что же судьба приготовила им, княжнам Московского дома, в 15 веке? У великого князя Дмитрия Ивановича Донского и его супруги Евдокии Дмитриевны родилось 12 детей. Из них родителей радовали 4 дочери... И у каждой судьба такова, хоть толстый роман пиши.
Софья
Софья была была третьим ребёнком князя Дмитрия Ивановича. А вот год её рождения известен ну о-о-очень приблизительно - не ранее 1369, но и не позднее 1372.
Я не сторонница идеи, что между Дмитрием Ивановичем и рязанским князем Олегом была на тот момент вражда, но по факту явно всё было не так ладно, как хотелось бы историкам...
Софья с детства могла слышать о сложных отношениях с Рязанью. Олег Иванович, князь рязанский, пытался проводить самостоятельную политику. Пытался как мог. Он и с литовцами Ольгерда без разрешения московского князя договаривался ( хотя какое там разрешение, если два сына Ольгерда вот-вот на службу в Москву перейдут?), то споры до сражений доводил - в декабре 1371 года москвитяне разбили рязанское войско... Кроме того ходили странные слухи, что Рязань даже воинов на Куликово поле не дала.
Ну да, рязанцев там не было. Но ведь вассальный по отношению к Рязани Пронский князь своей волей не посмел бы ни на Вожу в 1378 году с войском прийти, ни на берега Непрядвы через два года. Да и Юго-Западные подступы к Куликову полю были именно рязанцами перекрыты, чтобы в обход никто объединённому русскому войску не ударил.
Но князь Дмтирий часто об этом забывал, привычно винил во всем Рязань, дескать, Олег Иванович указал Тохтамышу броды на Оке и в 1382 году Москва подверглась большому разорению. А ведь те броды любой мальчишка местный знал, нужда была Тохтамышу князя спрашивать! Помог в установлении перемирия между князьями Сергий Радонежский, которого Дмитрий Иванович всегда слушал. Он умело настроил и отговорил Олега Рязанского от войны с Москвой, уговорил решать все вопросы полюбовно. Впоследствии Рязань и Москва заключили мир, а князь рязанский Олег Иванович согласился на брак своего сына Фёдора Олеговича с дочерью Дмитрия Ивановича - Софьей Дмитриевной.
Ни разу не видя своего наречённого, Софья смиренно уехала в приграничную ежегодно разоряемую Рязань. А случилось это в 1386 году. Было Софье тогда около 14 лет. У Москвы с Рязанью наступил мир. Скорее всего было Софье Дмитриевне за мужем не плохо, не обижали её рязанцы. А вот счастливым ли был этот брак, мы можем только догадываться. В княжеской семье Софьи Дмитриевны и Фёдора Олеговича родилось двое сыновей и дочка.
Старший сын Василий умер в 1407 году, ещё при жизни своего отца. Средний сын Иван Федорович стал очередным князем Рязани. А дочь княгини Софьи Дмитриевны и князя Фёдора Олеговича Василиса Федоровна вышла замуж за князя серпуховского Ивана, сына князя Владимира Андреевича Храброго и княгини Елены Ольгердовны.
Великая рязанская княгиня Софья Дмитриевна скончалась в 1427 году, в один год со своим мужем рязанским князем Фёдором Олеговичем.
Мария.
Вторую дочь Донского звали Марией. Год ее рождения точно неизвестен - то ли 1375, то ли 1378. Зато точно известна дата её свадьбы - 14 июня 1394 года. Поздновато её просватали...
И мать её за поздний брак дочери не стыдили - его устраивал старший брат Марии Великий князь московский Василий Дмитриевич. Да и брак Марии Дмитриевны, как и её старшей сестры, тоже был политическим: ей сосватали князя Лугвения Ольгердовича, сына упрямого и хитрого правителя Литвы и его второй жены тверской княжны Ульяны Александровны. Хоть и был Лугвений четвёртым по рождению сыном Ольгерда, власти он в Литве никогда бы не получил. Поэтому он следом за сводными старшими братьями Андреем и Дмитрием "отъехал на Русь", получив от Дмитрия Ивановича Московского кормление в Великом Новгороде, Ладогу, Орешек и другие волости. На Руси Лугвения крестили с именем Семена и вдобавок к почестям и крепостям получил Лугвений-Семен и руку московской княжны Марии Дмитриевны, которая стала его первой женой. Жениху на момент свадьбы было уже около 38 лет. Возможно, до Марии Дмитриевны у него были языческие жены или наложницы. Свою супругу он пережил - Мария Дмитриевна скончалась в 1399 году, через 5 лет супружества, оставив мужу сыновей Юрия и Мстислава. Юрий Лугвенович стал родоначальником князей и бояр Мстиславских.
Анастасия
Судьба Анастасии Дмитриевны - была ,наверное, самой печальной среди всех дочерей Донского.
Дата рождения княжны Анастасии Дмитриевны также неизвестна. Но в 1397 г. она была выдана замуж за Ивана Всеволодовича Холмского, сына князя Холмского Всеволода Александровича. Для Ивана Всеволодовича этот брак был вторым, его первая жена, неизвестная по имени, умерла менее чем за год до его свадьбы с княжной Анастасией. Жениху было около 40 лет, невесте около 18. В качестве приданого он получил от Великого князя Василия Дмитриевича городок Торжок. Однако осёдлой жизни князь Иван Всеволодович не вёл: в 1398 году был отправлен в качестве наместника в Псков, потом переехал в Кашин, в 1399 году отправился с поручением московского князя в Тверь - там начинал править молодой князь, - чтобы заключить мир. А это уже был 1400 год...
Трудно сказать, сопровождала ли Ивана Всеволодовича в его поездках его молодая жена, или ждала его в Кашине, куда они переехали в 1399 году. Но в 1402 году князь Иван Холмский умер. А поскольку детей у Анастасии Дмитриевны так и не было, свою часть Холмского удела Иван Всеволодович передал наследнику тверского князя, Александру Ивановичу.
Дальнейшая судьба княгини Анастасии Дмитриевны неизвестна, в летописях она не прослеживается.
Анна
Анна Дмитриевна была самой младшей дочерью Дмитрия Донского, его предпоследним ребёнком. Вряд ли она помнила своего отца. А мать девочки ушла в монастырь едва той минуло 10 лет. Поэтому за сестру отвечал её старший брат Василий Дмитриевич, князь московский, который и её судьбу также должен был устроить.
Очень странно, но называют точную дату её рождения - 8 января 1388 года. Девочка воспитывалась уже сиротой в княжеских теремах своего брата Василия Дмитриевича и его жены Софьи Витовтовны, особого внимания к себе не привлекая.
В 1406 году к московскому князю на службу перешёл литовский князь Александр Нелюба. Вместе с Нелюбом на Руси оказалось много литовских служилых людей, среди которых был и дальний родственник княгини Софьи Витовтовны некий Юрий Патрикеевич. Отец Юрия, князь Патрикей Наримунтович, выехал из Великого княжества Литовского на службу к великому князю Московскому Василию I вместе с князем Свидригайлой в 1408 году. Благодаря близкому родству с великими князьями литовскими Патрикей был встречен с почётом. А его сын Юрий уже пользовался уважением Василия I, служа ему честно, и через десяток лет службы по особым поручениям, в 1418 году, породнился с великим князем, женившись на его младшей сестре Анастасии Дмитриевне. Кстати, за Анастасией брат приданого не дал.
Но московскому боярину Юрию Патрикеевичу приданное жены было не очень нужно. В этом браке родилось трое детей: два сына и дочь.
Дочь Елена была выдана замуж за боярина Ивана Челяднина.
Старший сын Василий, умерший в 1450 г, стал родоначальником таких известных княжеских родов как Булгаковы, Голицыны, Куракины.
Младший же сын Иван Гвоздь - знаменитый боярин-воевода - служил и Василию II, и Ивану III. Но к сожалению был замешан в заговоре против государя и пострижен в монахи вместе со своим сыном Василием Ивановичем в 1499 году...
Но это всё будет гораздо позже... Мы не знаем , сколько прожила княгиня/боярыня Анна Дмитриевна. Как не знаем, счастливой ли была её семейная жизнь...
Вот так по-разному сложились судьбы дочерей московского князя Дмитрия Ивановича. Можно ли сказать, что хоть кто-то из них был счастлив? Наверное, можно. Просто жили они в тяжелейшее для Русского государства время. Сегодня бы сказали : в годы гражданской войны. Тогда летописцы записали - феодальные войны 15 века... Но, как ни странно будет звучать, женщины московского княжеского дома принимали в ней порой самое активное участие. Об этом разговор пойдёт дальше.