1 июля 2023 года открылась выставка «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Экспонаты размещены в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца.
Моду на рыцарство привнес в Россию «бедный, бедный Павел». Девятый ребенок и третий по счету сын Павла I, великий князь Николай Павлович тоже ревностно собирал всё, что относилось к «благородному Средневековью». Особенно ему нравилось оружие рыцарей: он был человеком воинственным, как мы знаем. Пополнял он свою коллекцию и когда сам взошел на трон.
Вслед за Павлом I и Николаем I интерес к этой эпохе проявляли и русские аристократы. Александр Петрович Базилевский с 1863 года жил в Париже. Он коллекционировал шедевры Средневековья и Возрождения. В 1899 году в возрасте 70 лет он скончался. Но за шесть лет до смерти (видимо, чувствуя, что силы покидают его) решил выставить всё свое собрание на аукцион. Европейцы были поражены, когда всю его богатейшую коллекцию приобрел для Эрмитажа Александр III.
Вот какую информацию я нашла об этом событии:
«Русский дипломат Александр Базилевский <…> в течение 40 лет составлял собрание, которое в 1878 г. произвело фурор на Всемирной выставке. В нем были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости XIII–XIV вв., рейнские и лиможские эмали XII–XVI вв., венецианское и немецкое стекло, итальянская майолика, французские и испано-мавританские фаянсы. В 1884 г. коллекционер решил расстаться со своим собранием, и Париж с нетерпением ждал аукциона, который должен был явиться крупнейшим событием сезона. Неожиданное приобретение его для Эрмитажа за шесть миллионов франков, подсказанное Александру III государственным секретарем А. А. Половцовым, произвело в Париже сенсацию. Даже президент Греви, никогда не интересовавшийся искусством, счел своим долгом осмотреть собрание перед его отправкой в Петербург. Покупку коллекции Базилевского можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории».
Александр Александрович Половцов в искусстве разбирался. Недаром его особняк на набережной Мойки, 97 и по сей день восхищает каждого. Немыслимая роскошь! (Сейчас это Дом архитектора. Я была там не раз и обязательно расскажу вам о нем.)
Художник Василий Верещагин побывал в гостях у Базилевского. И был настолько поражен, что изобразил хозяина в окружении его коллекции. Понятно, что это лишь малая часть собрания. Нашли на картине коллекционера? Он справа, вдали. Сидит в кресле и рассматривает очередной доставшийся ему артефакт.
На новой выставке будут представлены экспонаты из собрания Базилевского.
Но в Эрмитаже решили рассказать не только о Средневековье романтическом, но и о Средневековье подлинном.
Мужчин, безусловно, привлечет оружие. А также латы рыцарей (и их коней).
Но я тоже хочу посмотреть на чудо-шлем XVI века. Его выковал итальянец — миланский оружейник Филиппо Негроли. А в бой в этом шлеме-бургиньоте (кстати, что означает это слово?) отправлялся герцог Урбино — Гвидобальдо делла Ровера. (Хотя я чуть не ввела вас в заблуждение: это был не боевой, а парадный шлем герцога. Но почему же с такой устрашающей маской?)
Рядом с бургиньотом Гвидобальдо — рыцарский щит-рондаш. Он принадлежал Паллавиччино Сфорца. Семиглавая гидра (или дракон?) на щите — это эмблема венецианского главнокомандующего.
Но пока я не побывала на новой выставке, решила дополнить эту статью фотографиями рыцарей из одного петербургского особняка. Надеюсь, там откроют музей. И тогда я смело смогу назвать вам его адрес.
А прекрасные дамы? Что для них приготовили кураторы эрмитажной выставки? Уверена, многие внимательно будут рассматривать мебель, фарфор, шпалеры и живописные полотна. Я уже внесла в список must-see дрессуар (так называется шкаф для посуды, а не то, что вы, может быть, подумали). И табард — накидку герольда начала XVI века. А еще книгу — средневековый «Роман о розе».
В общем, как повстречаюсь с рыцарями в Эрмитаже, так и отчитаюсь. Постараюсь сразу — не откладывая в долгий ящик, как я это умею.
Arrivederci! А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.