Найти тему
Quto

Причины, по которым Китай — лидер по производству электромобилей

Сейчас китайский автомобильный рынок занимает лидирующую позицию по производству электромобилей (EV). Ни одна другая страна не выпускает такое количество брендов и моделей с моторами на электротяге. Это произошло благодаря господдержке в стране и осознанию того, что Китай не может конкурировать с другими странами, которые уже имеют почти столетний опыт использования двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В результате Поднебесная стала крупнейшим в мире рынком EV, на который в 2022 году пришлось более половины мировых продаж электромобилей.

У Китая нет автомобильного наследия

Политика китайского правительства заставила автомобильные компании разработать электромобили, а затем заставила своих граждан покупать их. Спустя десятилетия в Китае насчитывается уже более 100 производителей EV. Популярные бренды, например, BYD, Ora и Zeekr уже отобрали первое место по продажам Volkswagen — крупнейшего автопроизводителя по общему объёму в Китае.

Другие страны десятилетиями выстраивали свой имидж. Во всём мире немецкие автомобили ценятся за управляемость, итальянские — за стиль и красоту, японские — за надёжность, американские — за мощность. Китайские бренды ещё не успели завоевать подобное доверие, они за своими плечами не имеют длинной истории производства автомобилей. В эпоху электрокаров это стало большим плюсом для компаний из Поднебесной. Ferrari, например, известна своими V8 и V12, но теперь компания встала перед серьёзной проблемой, ведь электромобили лишатся одного из главных достоинств марки.

Молодые китайские автопроизводители прокладывают свой путь с нуля, без оглядки на прошлое и стереотипы. В какой-то степени это даже проще, так как это даёт им безграничные возможности для инноваций и создания собственной индивидуальности. Пока остальные страны всё ещё защищают свою идентичность от эпохи ДВС.

   BYD YangWang U8   
фото autohome.com.cn
BYD YangWang U8 фото autohome.com.cn

Сумасшедшая конкуренция

Широкий ассортимент электромобилей в Китае превосходит все остальные страны. Это приводит к огромной конкуренции среди брендов внутри страны. Автопроизводители вынуждены придумывать способы, как выделяться из толпы. В ход идут самые современные инновации и самые необычные дизайны. Времена, когда китайские компании слепо копировали европейские и японские автомобили давно прошли.

Например, Nio — один из самых известных в Китае премиальных брендов электромобилей. Модели оснащены персональным помощником Nomi и технологией замены батарей вместо подзарядки. Подобного не найти в автомобилях западных брендов.

Поскольку кроссоверы и внедорожники сейчас являются самыми популярными типами автомобилей в мире, китайские компании решили покорить и этот сегмент. Одним из обсуждаемых за последнее время стал BYD YangWang U8. Несмотря на то, что это большой внедорожник, он обладает характеристиками суперкара с четырёхмоторной трансмиссией общей мощностью 1100 л.с. и временем разгона до «сотни» менее трёх секунд. Он даже может разворачиваться на 360 градусов, эту функцию назвали «танковым разворотом», и залезать в воду благодаря водонепроницаемому корпусу и «режиму амфибии».

При таком большом выборе найти EV практически на любой дизайнерский вкус. Многие автомобилисты жалуются, что все автомобили разных брендов становятся похожи друг на друга. Бренд HiPhi, кажется, осознал эту проблему, и теперь автомобили компании внешне заметно отличаются от конкурентов. Ни одна из трёх моделей бренда — HiPhi X, HiPhi Y и HiPhi Z — не соответствует привычному представлению о машине. Агрессивные линии, изящные изгибы и даже светодиодные задние фонари, способные отображать запрограммированные GIF-файлы или анимированные иконки — HiPhi удаётся раздвигать границы дизайна и не соответствовать тому, к чему привыкли автомобилисты.

   HiPhi X, HiPhi Y и HiPhi Z   
HiPhi
HiPhi X, HiPhi Y и HiPhi Z HiPhi

Конкуренция с западными брендами

Множество мировых брендов рассматривают Китай как важный рынок для своей прибыли, особенно премиальные немецкие автопроизводители. Китайцы рассматривают эти автомобили в качестве своих желаемых транспортных средств. Однако благодаря традиционному дизайну немецких машин и недостаточному количеству электрических моделей, состоятельные китайские покупатели более охотно смотрят в сторону своих локальных брендов. Подтверждением тому стала недавняя выставка Auto Shanghai 2023, где стенды немецких брендов пользовались меньшей популярностью, чем площадки Nio, Xpeng и Li Auto.

Издание New York Times взяло интервью у семьи Цао, живущей в Шанхае. Бывший владелец двух Porsche Бен Цао сократил свой штат до одного Porsche 911, а в качестве второго автомобиля выбрал электрический внедорожник класса люкс с бензиновым двигателем Li Auto под названием L9. Господин Цао сказал, что причиной смены Porsche на Li Auto стало отставание западных брендов от китайских инноваций и дизайна. «Кажется, что они даже не в одном возрасте», — прокомментировал Цао.

То есть китайские автопроизводители уже конкурируют не только между собой, но и с популярнейшими западными брендами.

Иностранные автопроизводители в Китае представляют EV, которые выглядят как их бензиновые аналоги, пытаясь создать постепенный переход, но для китайских покупателей эти автомобили уже выглядят слишком скучными и недостаточно новаторскими. Поскольку китайские бренды свободны от наследия, это даёт им возможность проявить творческий подход, в отличие от устоявшихся иностранных брендов, чьи автомобили кажутся устаревшими. Это мнение разделяет Феликс Килбертус, главный креативный директор Pininfarina. Он сказал газете New York Times на выставке Auto Shanghai 2023: «Отчасти это происходит благодаря свободе от наследия».

   Nio ES8   
Nio
Nio ES8 Nio

Проблема китайских брендов

Для того чтобы эти китайские компании могли в полную силу конкурировать с известными мировыми брендами, они должны не только предлагать более качественную продукцию, но и продавать её по более низкой цене. В результате большинство китайских автопроизводителей, за исключением BYD, приносят убытки вместо прибыли.

Тот же путь убытков и отложенного получения прибыли прошла компания Tesla. Кроме того, поскольку в Китае насчитывается более 100 брендов, выбор автомобилей электромобилей очень разнообразен, но это также означает, что перенасыщение рынка EV наступит очень быстро.

Весной этого года в Китае прошли массовые распродажи автомобилей. Одни предлагали бесплатно установить дополнительное оборудование, другие и вовсе отдавали вторую машину бесплатно. Снежный ком падения цен запустил Илон Маск, когда снизил прайс на модели Tesla в Китае. К марту уже 30 компаний объявили о снижении цен в Поднебесной, включая Toyota, Chery, BMW, FAW и другие. Этот тренд зародился неспроста — автопроизводители, которые появляются в Китае чуть ли не каждую неделю, таким образом привлекают внимание к своим моделям. Новым маркам и брендам это нужно для хорошей статистики продаж, чтобы позднее отчитаться инвесторам. Отмена субсидирования на покупку электромобилей и гибридов тоже повлияло на отрасль — компании вынуждены предлагать акции, чтобы сохранить поток клиентов. Автомобильная промышленность в Китае настолько переполнена, что производители уже не ставят свою прибыль во главу угла, теперь началась гонка за сохранение спроса и оборота.