Найти в Дзене
Smart Simulation

История создания семафоров

Сигнализация – одна из важных составляющих железнодорожной отрасли. Она является средством не только регулирования движения поездов, но и обеспечения безопасности движения. Железнодорожная сигнализация прошла долгий, сложный путь развития: от первых простейших ручных сигналов до сигнальных устройств, управляемых современными автоматическими релейными и микропроцессорными системами.

Когда возникли идеи создания семафоров?
Знаменательное событие - открытие железнодорожного сообщения на участке дороге Ливерпуль - Манчестер обернулось несчастным случаем. В 1830 году в результате происшествия, под колесами поезда погиб человек. Это событие заставило Джорджа Стефенсона, создателя паровоза, задуматься над применением каких-либо сигналов, которые бы могли оповещать о начале движения и приближении поезда. Во избежания трагедий.

Источник: Smart Simulation
Источник: Smart Simulation

Так, появились специальные служащие, которые подавали сигналы руками. Далее, система сигнализации начала развиваться и в 1834 году появились первые неподвижные сигналы, которые представляли собой деревянный столб, поворачивающийся на 90 градусов с сигнальными дисками различных цветов и форм. Но и этим все не ограничилось, в 1841 году англичанин Грегори изобрел железнодорожный семафор, который позволил перейти от разграничения поездов по времени к разграничению по пространству. У него были свои недостатки, которые после были модернизированы.

В России же первые семафоры были установлены в 1868 г. на участке Петербург – Петергоф – Ораниенбаум, Балтийской железной дороги. Для строительства первых железных дорог в Россию приезжали западные инженеры из Англии и Франции. Они и внедрили в России все средства сигнализации, которые уже тогда существовали на западе.

С развитием сигнальной системы, в январе 1873 г. на всех железных дорогах России была внедрена единая сигнальная система – общие правила сигнализации. В этом же году была разработана и внедрена первая «Инструкция по сигнализации на железных дорогах Государства Российского», являвшаяся первым прототипом современной инструкции по сигнализации.

Железнодорожная линия Торжок—Соблаго, одна из последних линий в России, на которых действуют семафоры. Источник: https://fishki.net/2455946-semafory-i-svetofory-na-zheleznoj-doroge.html?sign=443601736005949%2C468609519312687 © Fishki.net
Железнодорожная линия Торжок—Соблаго, одна из последних линий в России, на которых действуют семафоры. Источник: https://fishki.net/2455946-semafory-i-svetofory-na-zheleznoj-doroge.html?sign=443601736005949%2C468609519312687 © Fishki.net

Увидеть сегодня в действии семафоры на железных дорогах России практически невозможно, этот почти исчезнувший вид железнодорожной сигнализации, применяется лишь на отдельных малодеятельных участках дорог. На смену им пришли светофоры, однако функция осталась прежней – обеспечение безопасности движения поездов.

Благодарим за внимание! Оставайтесь с нами: подписывайтесь и ставьте лайки.

На связи, Smart Simulation!