А Вы знаете, что планета Плутон была названа в честь астронома Персиваля Лоуэлла (с его инициалов начинается это слово)? При этом сохранилась своеобразная традиция использовать в качестве названий небесных тел римские теонимы.
На этом закончился вчерашний выпуск нашего небольшого астрономического сериала (ссылки на предыдущие части прилагаю).
Итак, в Лоуэлловской обсерватории открыли Плутон, но... вскоре работники испытали некоторое разочарование: через телескоп он выглядел как звезда и был в шесть раз тусклее, чем должна была быть планета X по расчётам Лоуэлла.
Выходило, Плутон или гораздо мельче планеты X или гораздо темнее.
В 1930 году американский астроном Армин Отто Лейшнер предположил: Плутон – это не планета, а астероид или комета. Об этом говорят особенности орбиты, да и вообще слишком тусклый.
В 1931 году британский математик и астроном Эрнест Уильям Браун в ходе проведённых математических расчётов пришёл к выводу: объяснить наблюдаемые отклонения в орбите Урана гравитационным воздействием ещё более отдалённой планеты невозможно. То есть, Плутон не может выполнять ту функцию, что приписывается планете X и из-за которой, собственно, начались её поиски.
В 1978 году была определена масса Плутона. Американский астроном Джеймс Уолтер Кристи открыл спутник Плутона Харон, что позволило ему, совместно с коллегой Робертом Саттоном Харрингтоном, измерить массу системы Плутон-Харон непосредственно путём наблюдения орбитального движения спутника вокруг планеты. Получилось, масса Плутона составляет примерно всего лишь одну пятисотую от массы Земли, что гораздо меньше величины, которой можно было бы объяснить наблюдаемые отклонения орбит внешних планет. Следовательно, если планета X существует, это точно не Плутон...
Игра значений X как икс и X как римская цифра десять обретает новый смысл – планета X «становится» десятой планетой.
Продолжение следует...