Давно я не писала чего-нибудь полезненького.
Поэтому сегодня решила поделиться наглядным пособием, которое мы используем для коррекции аутизма.
А точнее, это самодельные таблички, которые можно корректировать, дорабатывать и улучшать под каждого конкретного ребенка.
Раньше я уже делилась табличкой «вулкан чувств».
Сегодня же речь пойдет о «правильных манерах» и «громкости голоса».
Пишу про мальчика Тима 7-ми лет
И девочку Элю 4-х лет
Диагноз РАС
Таблички рисует моя средняя дочь Маша. Она очень креативная и предприимчивая.
Привносит много идей для занятий с Тимом и Элей. Часто устраивает им праздники с играми и квестами.
Любит учить их манерам.
Например, что кашлять надо в локоть. А при отказе, говорить «спасибо» (No, thanks)
Вот как раз таки о них сегодня и пойдет речь.
- О манерах.
Суть в том, чтобы научить детей быть вежливыми, с помощью поощрения. И довести это до автоматизма.
На табличке Маша обозначила по десять кружочков / звездочек для каждого ребенка - Тим, Эля и внучка Мая.
Если дети сказали «волшебное» слово после напоминания, звездочка не засчитывается.
Только самостоятельно сказанные слова принимаются за правильные.
Получив 10 звездочек, ребенок получает в подарок шоколадную монетку, чупа-чупс, жвачку или наклейку.
Но суть вообще не в подарке. И у детей достаточно жвачек в жизни.
Тут включается азарт. Радость успеха.
И это очень важно.
Потому что часто ребенок аутист не умеет радоваться своим собственным успехам.
Так, однажды, мы обнаружили у Тима в рюкзаке награды за участие в забеге на стометровку.
Ему вручили. Учительница сложила в рюкзак. А дальше Тим благополучно о них забыл.
Найдя награды я поняла над чем нам надо сильно поработать.
С тех пор мы нарочито наигранно уделяем внимание всем его достижениям. Рисункам, поделкам…
«Ваууууу!!! Тим! Как красиво!!!»
Чтобы пришло понимание важности того, что он делает. Важности его личности.
Не бойтесь воспитать Нарцисса. Ребенку аутисту сложно заметить самого себя. Понять свою значимость.
Этому нужно учить.
——-
Результат не заставил себя долго ждать. Теперь Тим каждый раз спрашивает: «Мама, тебе нравится мой рисунок?»
А еще, любит спрятать его у себя за спиной и сказать: «Готова увидеть мою картину?!»
И это так по настоящему!
——-
Возвращаясь к табличке, я бы сказала, что здесь особенно важен спортивный интерес, который мы зарождаем в ребенке.
Не сама вежливость.
Потому что, когда мы говорим об аутизме, вежливость - это не первостепенные вещи, которым мы должны учить детей.
——
- Вторая табличка, которая как бы перекликается с первой - громкость голоса.
И вот это очень важно в нашем случае. Потому что именно с громкостью у аутистов часто возникают проблемы.
А так как бОльшая часть таких деток визуалы, то им проще объяснить, что такое громко, а что тихо с помощью таблички.
Их есть множество в интернете. Можно скачать и распечатать на любой вкус.
Маша нарисовала такую.
Тиму она очень зашла.
Висит табличка на входной двери и мы часто к ней обращаемся.
Тим может объяснить где и когда какой именно голос он должен использовать.
Это не значит, что Тим идеально придерживается правил.
Но теперь, в ответ на его крик, у нас есть веский аргумент, что кричим мы только на улице. И если Тим не перестанет, то ему придется выйти из дома.
Конечно, он не боится выйти из дома.
Но тут срабатывает правило. И ему становится легче себя контролировать.
——-
Обсуждаем, что вести себя надо очень тихо, когда кто-то спит.
Дома используем спокойный голос.
А на улице можно и пошуметь.
В школу мы тоже отправили таблицу громкости.
Так же, как и «вулкан чувств».
Так что воздействие идет максимально со всех сторон)
——-
- Следующая табличка помогает нам приучить Элю к чистке зубов.
С этим все очень сложно.
У Эли много, очень много зубных щеток и пасты разного вкуса.
Все условия созданы, чтобы наша принцесса соблаговолила почистить зубки. Но она не благоволит.
Поэтому в ход идет табличка.
Тут мы обязательно проговариваем подарок, который Эля получит в качестве вознаграждения.
И так как «будущее» для наших детей недосягаемо далекое, то обозначаем мы максимум четыре дня.
Эле четыре годика. Чистим зубки четыре дня и получаем приз.
Причем, подарок тут уже должен быть довольно существенный и очень желанный. Жвачка и чупа-чупс в этот раз не сработают.
Мотивация должна быть обратнопропорциональна нежеланию делать данное действие.
- Еще одна табличка. Расписание на утро. Тоже для Эли.
Так как, обычно, с утра все дети в школе, а Эля остается дома одна, то с помощью таблички, мы стараемся упорядочить ее утро.
Чтобы довести эти действия до автоматизма.
Здесь мотивация не задействована.
Простое выполнение привычной рутины.
Точнее, просто рутины. Которая со временем должна стать привычной:)
На сегодня все.
Рада, если статья оказалась полезной)