Найти тему

Порвите это немедленно! Как НЕ надо составлять резюме

1K прочитали
Если вы хотите, чтобы ваше резюме пошло не в топку, а в папку рекрутера под названием «пригласить на собеседование» - проверьте свой документ на наличие этих недочётов.

Если вы хотите, чтобы ваше резюме пошло не в топку, а в папку рекрутера под названием «пригласить на собеседование» - проверьте свой документ на наличие этих недочётов. Пройдёмся прямо по разделам резюме.

1. Фото

Ошибки:

а) Отсутствие фотографии

б) Фото непотребного вида – либо паспортное, где ваша застывшая физиономия со стеклянными глазами занимает всю площадь, либо, наоборот, сделанное во время проведения приятного досуга. Оставьте рыбалку, морские пейзажи и горы для личных фотоархивов. Рекрутеру нужно портретное деловое фото, где вы приветливо смотрите в кадр, и за вами нейтральный фон, не отвлекающий внимание.

2. Запрос, то есть желаемая позиция

Ошибки:

а) Отсутствие запроса (догадайся, мол, сама, а я много чего умею)

б) Перечисление нескольких разноплановых должностей с расчётом, что какая-нибудь из них сработает. К примеру, «генеральный директор, исполнительный директор, финансовый директор». Последняя тут – лишняя. Под неё нужно сделать отдельное резюме.

Или: «менеджер по продажам, маркетолог, менеджер по закупкам». Хорошо, что вы всё это делали и знаете весь цикл движения продукта, но для поиска работы нужно определиться, кем вы дальше себя видите. Рекрутер за вас это точно не будет делать.

в) Несоответствие запроса в резюме той позиции, на которую вы откликаетесь. Грубой ошибкой будет не только не попадание в функцию – это когда вы, например, отправляете отклик с заголовком «офис-менеджер» на вакансию менеджера по продажам, но и промах с уровнем должности: «руководитель отдела логистики» - на позицию «специалист по логистике».

Даже если вы ни дня не работали в той сфере, куда сейчас стремитесь, в заголовке резюме должна звучать интересующая вас должность, а не та, которая была раньше. А если рассматриваете несколько разноплановых сфер, составляйте под каждую отдельное резюме. Ну, или меняйте запрос при отклике на каждую вакансию, но это менее эффективно, т.к. начинку резюме тоже надо править.

3. Опыт работы

Тут у нас поле не паханное!

а) Перечисление абсолютно всех мест работы за всю трудовую биографию. Если вы рассматриваетесь не на службу в органы, не надо досконально пересказывать свою трудовую книжку. То, что было больше 10 лет назад, и то, что нерелевантно запросу, мало кому интересно. При необходимости про все ваши карьерные зигзаги - заходы в другие профобласти - расскажете на собеседованиях, а в резюме указывайте только то, что соответствует запрашиваемой позиции.

б) Отсутствие результатов вашей работы. Или желание выдать за них совсем не то, а, к примеру, приобретённые знания и навыки или текущий функционал. Результаты – это то, что получили не вы, а ваш работодатель от вас. И они должны быть: конкретными, оцифрованными, в фактах, названиях и сроках. Не просто «сократил расходы», а на сколько и за какой период. Не просто «внедрил такое-то новшество», а какой эффект от этого был для бизнеса компании. А вот это всё – «организация», «разработка» и т.п. – вообще никуда не годится. Если сделано, должно звучать «организовАЛ то-то и то-то».

И да, если вы бухгалтер, юрист, делопроизводитель и т.д., у вас тоже должны быть результаты работы. Процент выигранных дел, отсутствие претензий и штрафов со стороны налоговой, инициация и участие в проекте автоматизации процессов, ответственность в нём за такой-то блок задач – всё это стоит упомянуть.

в) Изложение должностных обязанностей и результатов работы сплошным текстом, а не в виде подпунктов. Запомните: это не читается! Глаз рекрутера или нанимающего менеджера быстро сканирует написанное на предмет нужных компетенций, времени погружаться в ваше эссе ни у кого нет.

г) Громоздкие фразы и подпункты на 3-5 строчек. Обычно это бывает, когда пишут резюме неживым канцелярским языком или тупо копируют фразы из должностных инструкций. В результате появляются вот такие монстры: «осуществление процесса подбора и рассмотрения кандидатов на такие-то уровни позиций с применением методов...» и дальше ещё подробности на 3 строчки. А можно было бы написать гораздо проще: подбор линейного персонала и руководителей среднего звена. Какими именно методами это делалось, лучше вынести в отдельный раздел с ключевыми компетенциями.

д) Должности при описании опыта лучше указывать не те, что звучат у вас в трудовой, а те, которые релевантны запросу и были по факту. К примеру, если сейчас вы претендуете на позицию руководителя направления и фактически им являлись на последнем месте работы, но по штатному расписанию ваша должность называлась «ведущий менеджер по продажам», в резюме пишите «руководитель направления».

4. Образование

Главная ошибка здесь – перечислять все курсы, семинары и тренинги, которые были ещё при царе Горохе. Или которые выдают вас с потрохами. К примеру, решили вы стать флористом и прошли соответствующее обучение. Но сейчас пока ищете работу финансового аналитика. Зачем, скажите, указывать в резюме курсы флористики? Чтобы рекрутер задумался, а не сбежит ли новый сотрудник через полгода к своим любимым цветам?

Из профильных курсов и семинаров актуальны те, что были пройдены не более 5, максимум – 10, лет назад.

5. Саммари или ключевые навыки и достижения

а) Ошибкой будет не включать этот раздел в своё резюме. Именно он может продать вас лучше всего, т.к. это выжимка, квинтэссенция вашего опыта.

б) У тех, кто добавляет этот раздел, часто в нём какой-то винегрет - навыки идут вперемешку с личными качествами и достижениями и до кучи ещё приправляются интересами, не имеющими отношения к делу. Запомните, друзья, здесь должны прозвучать:

  • суммарно ваш опыт в данной сфере и на данной позиции;
  • для руководителей - масштабы бизнеса, задач и проектов, цифры бюджетов (если актуально);
  • ваши звания, награды и «ценные бумаги» - профессиональные и квалификационные аттестаты, сертификаты и т.д.;
  • ваши ключевые достижения за всё время работы (3-5 самых-самых).

А дальше маркированным списком надо перечислить ваши основные профессиональные знания и навыки, соответствующие запрашиваемой позиции. Каждый подпункт должен занимать 1-2 строчку, не более. Пишите кратко, но ёмко.

в) Частая ошибка здесь – несоответствие навыков уровню должности. К примеру, кандидат, претендующий на позицию генерального директора, указывает владение пакетом MS Office. Или коммерческий директор пишет «переговоры с клиентами». Само собой, что он должен уметь их вести, причём на самых высоких уровнях. Не мельчите, пишите то, что отвечает вашему запросу.

Общие недочёты:

а) Слишком объёмное резюме. Когда вы уберёте то, что было больше 10 лет назад и не соответствует запросу, сократите подпункты и удалите личные качества, у вас должно в идеале получиться 2 страницы. Самый максимум – 3, если вам много лет, и у вас большой опыт работы. Не умещаетесь – режьте. Больше никто читать не будет.

б) Куча использованных в резюме шрифтов, цветов и прочих фишечек. Не нужно, чтобы в глазах рябило от ваших украшательств. Резюме – это деловой документ, поэтому должно быть выдержано в строгом стиле.

в) Хромает стиль изложения. Резюме пишется в третьем лице, без эмоций и самовосхваления типа «руководство считало меня самым эффективным». Если считало, то как оно это отметило званиями, наградами и т.п., факты какие-то есть? А если нет, то не надо пустословия.

г) Ошибки. Разные - орфографические, в знаках препинания, а чаще - просто описки, когда "пляшут" падежи и окончания или пропущены буквы. Не ленитесь вычитывать своё резюме. После того, как вы его составили, и ваш глаз уже замылился, дайте ему некоторое время отлежаться, а потом свежим взглядом проверьте на ошибки. Или попросите кого-то посмотреть ваш документ.

И последнее. Если вы считаете, что рекрутеры-деспоты совсем обнаглели - требуют от вас невесть что, лишь бы облегчить себе труд, не слушайте никаких рекомендаций по доработке резюме. Оставляйте его как есть и ждите, когда вас оценят по достоинству и без этих танцев с бубнами;)

Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации www.ccgb.ru

Соцсети и каналы:

· Инстаграм

· Вконтакте

· Телеграм