Требуется ли подтверждение отсутствия необходимости установления санитарно-защитной зоны?
Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222) (далее – Правила) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Таким образом, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Согласно п. 6 Правил при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
При этом требования об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство применяются с 01.01.2025 (ФЗ от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
В соответствии с п.п. 13, 14 Правил заявление об установлении санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган застройщиком при планировании строительства или реконструкции объекта.
При этом к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
- проект санитарно-защитной зоны;
- экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит:
- сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
- сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
- перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 данных Правил;
- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 данных Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, размер и границы санитарно-защитной зоны устанавливаются с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
При этом для получения подтверждения отсутствия необходимости установления санитарно-защитной зоны нового объекта необходимо направить в Роспотребнадзор (его территориальные органы):
- заявление о подтверждении отсутствия необходимости установления санитарно-защитной зоны в связи с размещением объекта капитального строительства;
- результаты расчетов рассеивания, подтверждающие отсутствие превышения установленных санитарными нормами уровней химического, физического и (или) биологического воздействия;
- результаты оценки риска для здоровья человека с учетом воздействия планируемого к строительству объекта.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
На основании п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в т.ч. виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
На основании изложенного, при судебном разбирательстве бремя доказывания, а именно доказывание превышения за контуром промышленного объекта 1 ПДК, ПДУ, возложено на Роспотребнадзор.
Необходимо отметить, что действующим законодательством не установлено требование о подтверждении отсутствия необходимости установления санитарно-защитной зоны путем проведения инструментальных замеров. При этом хозяйствующий субъект вправе добровольно провести указанные исследования в объеме, определенном самостоятельно.
Таким образом, с учетом вышеуказанного, хозяйствующий субъект, основываясь на имеющихся у него сведениях о не превышении 1 ПДК, ПДУ за контуром объекта, самостоятельно принимает решение об отсутствии необходимости установления санитарно-защитной зоны.
При этом в случае, если при проведении мероприятий по контролю и (или) судебной экспертизе будет выявлено превышение 1 ПДК, ПДУ за контуром объекта, лицо, эксплуатирующее указанный объект может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, а также данному лицу может быть выдано предписание об установлении санитарно-защитной зоны.