Найти в Дзене
СКФУ

В СКФУ разработали способ улучшить асфальт с помощью переработанного пластика

ПЭТ-бутылки – один из основных типов бытовых отходов, их перерабатывают в специальную полимерную композицию, которая улучшает свойства дорожного покрытия.

Асфальт, готовый для использования в дорожном строительстве, состоит из нескольких компонентов: щебня либо гравия, песка, минерального порошка, а также битума – вяжущего вещества, которое скрепляет вместе остальные составляющие. Именно от его характеристик во многом зависит качество полученного материала.

Фото: Илья Хачатурян
Фото: Илья Хачатурян

Данное исследование особенно актуально не только с экологической точки зрения, но в части снижения себестоимости дорожного покрытия, а его технология может быть масштабирована в дорожной отрасли не только Северного Кавказа.

По словам ученых, в нашей стране в качестве основных модификаторов для битумных вяжущих используют блоксополимеры типа стирол-бутадиен-стирол (СБС), каучук и так далее.

Главный недостаток – это высокая цена таких добавок. В СКФУ предложили применять переработанные ПЭТ-бутылки. Это, с одной стороны, снижает себестоимость асфальтобетона, а с другой – позволяет использовать отходы, как вторсырье.

Фото: Илья Хачатурян
Фото: Илья Хачатурян

По произведенным расчетам на километр двухполосной дороги шириной восемь метров при устройстве верхнего слоя асфальтобетонного покрытия толщиной четыре сантиметра потребуется 1152 килограммов ПЭТ-пластика. Это около 27 400 полуторалитровых бутылок. При этом полученное таким способом полимерно-битумно вяжущее (ПБВ) можно использовать и в нижнем слое асфальтобетона, который обычно толще верхнего в полтора раза. То есть увеличивается и количество перерабатываемого пластика больше, чем в два раза.

Перед тем, как добавить пластик к битуму, его следует переработать. Существует два способа модификации ПЭТ – сухой и мокрый. В первом случае сырье измельчают, но тогда важно получить фракцию гранул необходимого размера. Могут возникнуть трудности и с однородностью готовой продукции.

Поэтому ученые СКФУ пошли по второму пути – с помощью термохимической деструкции бутылки превращают в полимерную композицию, которую в горячем виде добавляют в вяжущий компонент и тщательно перемешивают.

Фото: Илья Хачатурян
Фото: Илья Хачатурян

Есть и другие преимущества по сравнению с похожими технологиями. Так, для производства модификатора требуется более низкая температура, чем у аналогов, а значит, сокращаются энергозатраты. Не требуется инертная среда, где бутылки превращаются в полимерную композицию, поэтому отпадает надобность в закупке азота и оборудования для его хранения.

Важно, что для данного метода не требуется переоборудовать целые заводы по производству асфальтобетона, достаточно дооснастить его дополнительным реактором, где бы производилась полимерная композиция.

Автор: пресс-служба СКФУ