Однажды тетя Муза решила проверить, правильные ли выводы Люся и Дуся делают из прочитанного, и улавливают ли мораль, которая дается в сказках. Подвигла ее на это книга «Дудочка и кувшинчик», небрежно брошенная Люсей на стол.
- Девочки, вы прочитали это сказку? И как вам, понравилось? И какие выводы вы для себя сделали? В чем смысл и мораль этой истории? – спросила тетя Муза.
- Мораль в том, что Жене надо было отобрать у старого хрыча и дудочку, и кувшинчик, и спокойно собирать ягоды, - мрачно и решительно ответила Люся.
- А ему самому пинков надавать, чтобы не издевался, - добавила Дуся.
- Вы же все неправильно поняли! – тетя Муза была возмущена и фраппирована. – Эта сказка учит тому, что не надо лениться, и всего надо добиваться честным трудом. Леша, Роза, вы слышали, что они сказали?
- А почему вы пришли к таким выводам? – спросил призванный к ответу и несколько озадаченный люсидусин папа.
- Если есть, надо пользоваться, - выпалила Дуся.
- Она имеет в виду, что, если у тебя есть в доступности изобретение, которое может облегчить твой труд и ускорить его, то глупо им не пользоваться, - развила мысль сестры начитанная, знающая много умных слов и лучше умеющая выражать свои мысли Люся.
- Вот-вот, именно это я имела в виду, - кивнула Дуся и посмотрела на Люсю с уважением.
- Хм, не лишено логики, - задумался папа. – Действительно, зачем корячиться, если есть волшебная дудочка?
- И ты туда же, - возмутилась тетя Муза. – Нет, там совсем не об этом, а о том, что…
- Что нечего издеваться над детьми, - закончила за нее Люся.
- Кто ж над Женей издевался? Старичок ее уму-разуму учил. И тому, что в жизни просто так ничего не дается, чтобы чего-то добиться, нужно много и тяжело трудиться, - возразила тетя Муза.
- Тогда зачем он вообще ей эту дудочку дал? Дал бы пинка и сказал – собирай и не ленись, - задумалась Дуся. – Вот папа маме стиральную машину купил, специально чтобы она на руках не стирала. Это как если бы папа сказал – вот у меня есть стиральная машина, но ты ей не пользуйся, а стирай на руках, не ленись.
- Стиралку мы покупали из общего бюджета, - поправила ее мама. – Но, если рассудить здраво, ты не так уж и неправа.
- Ну все равно, вы покупали стиралку, чтобы руками не стирать. И что теперь, вы – ленивые? – развила коряво и сумбурно высказанную мысль сестры Люся. – А если швея шьет на машинке, а не на руках - она тоже ленивая? И тот, кто трактором поле пашет, а не лопатой копает - тоже? Это теперь осуждать всех, кто хочет облегчить свой труд? Тогда мы должны отказаться от всех достижений цивилизации и жить в пещерах.
Дуся с завистью вздохнула и понадеялась, что когда-нибудь она сможет формулировать свои мысли так же умно, как Люся.
- Ясно все с вами, - огорченно покачала головой тетя Муза. – Но откуда эти «старый хрыч», «надавать пинков»? Кто вас этому научил?
Девочки молчали, как партизаны.
- Да, дети мои, называть волшебника старым хрычом, а тем более давать ему пинков нехорошо. Старость надо уважать, - согласился с тетей Музой папа. – А как бы вы поступили на месте Жени?
- Мы это обсуждали, - сказала Люся. – Мы бы взяли дудочку, отдали кувшинчик и насобирали ягод в подол.
- Или лопух можно сорвать и в него собирать, если ты в брюках, - уточнила Дуся.
- А потом бы вернулись, обменяли дудочку на кувшинчик и сложили в него собранные ягоды, - закончила Люся.
- А что, рациональное предложение, - развеселился папа. – Я смотрю, вы поумнее героини сказки.
- А мы удивляемся, как Женя до этого не додумалась, - пожала плечами Люся
- Ну хорошо, - не сдавалась тетя Муза. – Вы тут самые умные. Тогда какие выводы вы сделали из сказки «Цветик-Семицветик»?
- Что загадывать желания надо с умом, - сказала Дуся.
- Да, первым делом надо было загадать еще один цветик-семицветик, - продолжила Люся.
- Или сразу сто, - добавила Дуся.
- И на Северный полюс попадать точно бы не задумывали, - размышляла Люся, - и все игрушки тоже. Лучше много денег загадать, на них можно и игрушки купить, и на полюс слетать.
- Шубу только сначала купить, и шапку, и валенки, - согласилась Дуся.
- И это говорят советские дети, выращенные на произведениях советских писателей, - огорчилась тетя Муза.
- Пусть советские писатели не держат детей за ид*отов и пишут для них нормальные книги с нормальной моралью, - тоже вздохнул папа. – Что ж я сделаю, если мои дочери умеют думать, размышлять и делать выводы. Причем выводы весьма логичные, разумные и трезвые.
***
Много лет спустя Люся и Дуся, солидные матроны, и их отец, почтенный старец, вспоминали этот случай за чашкой чая.
- Я тогда сам малость офигел, когда ваши выводы услышал. Когда я эти сказки читал, мне тоже похожие мысли в голову приходили, но чтобы настолько… - сказал отец.
- Это мы тете Музе еще не сказали, какая мораль в «Мухе Цокотухе», - рассмеялась Люся.
- И в истории про косточку от сливы, - хмыкнула Дуся.
- И какая же там мораль? – заинтересовался отец.
- Что, если разбогател, нечего приглашать на пати всякую незнакомую шелупонь, а то потом ложек не досчитаешься, да еще криминальных элементов привлечешь, - сообщила Люся.
- И что косточку от съеденной сливы нужно не выбрасывать за окно, а воткнуть себе в опу. Так ты скроешь улики и доказательства своей вины - сообщила Дуся.
Отец представил, как герой рассказа на слова мамы о том, как опасно проглатывать косточку, говорит: «А я ее не проглотил, я ее себе в опу воткнул», и реакцию мамы, и озадачился.
- И откуда у вас в столь юном возрасте были такие мысли? – спросил он.
- А кто нас воспитывал? Один скверный старикашка! – хором ответили Люся и Дуся.
И скверный старикашка почтенный старец загадочно усмехнулся и задумчиво погладил лысину.
Еще рассказы о неправильном воспитании Люси и Дуси:
Ваши дети читают слишком много и не то
О том, как полезно привлекать детей к делам по дому
Учите детей правильным песням, чтобы они радовали гостей
Все истории о Люсе и Дусе читайте в подборке