К бабушке Люси и Дуси в гости пришла подруга. Старшие беседовали, девочки ошивались рядом и грели уши.
- Зачем им столько книг? – удивлялась баба Сима.
- Чтобы читать, - бестактно вмешалась в разговор Люся.
– Сколько же денег на них уходит? На эти деньги могли бы телевизор новый купить, - проигнорировала Люсину реплику гостья.
- Леша все покупает и покупает, - сокрушалась бабушка, - скоро уже ставить негде будет. И сам постоянно с книгой, и Роза моя, как свободное время – с книгой. И Люся вон уже постоянно носом в книгу сидит. Дуся подрастет, читать научится, тоже так будет. Говорю им – идите, погуляйте, а они – щас дочитаем и пойдем.
Люся и Дуся недоуменно переглянулись. По их мнению, было время гулять, а было время читать. И одно другому не мешало.
- И расставлены книги некрасиво, - продолжала баба Сима. – не по размеру и не по цвету. Вот я у Петровых в гостях была, у них стенка новая югославская, и в ней собрания сочинений расставлены – корешок к корешку, все с золотыми буквами, тут зеленые, тут красные, тут коричневые. Очень красиво. И книги все новые, хрустящие, хотя некоторые им от родителей еще достались.
- А у вас, - баба Сима подошла к шкафу и наугад достала книгу в мягкой обложке, - смотри, какая потрепанная, и страницы уже выпадают. Зачем такое барахло держать?
- Книги не для того, чтобы они стояли, а для того, чтобы их читать, - опять встряла в беседу взрослых Люся, – так папа говорит.
- А если книга потрепанная – это значит, она интересная и ее много читают, - подвякнула Дуся, - так папа говорит.
- А что книги по двадцать лет стоят новые – это значит, их не читают, а держат для красоты. А это бессмысленно. Зачем покупать то, чем не пользуешься? – с умным видом сказала Люся.
- Вот, умные какие стали, рассуждают, взрослым замечания делают, перечат, на все свое мнение есть, - пожаловалась бабушка бабе Симе. – Вот так их воспитывают. Что из них вырастет, не знаю.
Баба Сима поджала губы и горестно покачала головой.
***
- Что вы читаете? – заглянула в спальню девочек тетя Муза.
Люся молча показала обложку книги, которую вслух читала Дусе.
- «Час быка» Ефремова? Вам еще рано такое читать, - назидательно сказала тетя Муза, - Люся, отдай мне книгу и возьми «Незнайку» или «Буратино». Или еще какие детские сказки.
- «Незнайку» и «Буратино» мы уже читали, наизусть знаем, - запротестовала Дуся, - а эта совсем другая, про полет на другую планету, мы такого еще не читали. Отдайте книгу, там самое интересное началось, они надевают разноцветные костюмы и на планету высаживаются.
- Вашим родителям следует контролировать, что вы читаете, - недовольно поморщилась тетя, - сейчас я сама с ними поговорю.
И тетя Муза, держа книгу на вытянутой руке, как знамя, прошествовала в большую комнату. Сестры побежали за ней в надежде вернуть трофей.
- Леша, Роза, вы знаете, что ваши дети читают? – скорбно вопросила тетя Муза. – Им же еще рано такое, они ничего не поймут. Вы вообще следите, какие книги они берут?
- А что там следить? Раз читают, значит, интересно, - спокойно сказала мама. – Если им неинтересно, они бросают.
- Дети мои, вы понимаете, о чем эта книга? – строго спросил папа.
- Дааа. Там у нас в будущем коммунизм, и группа полетела на планету, где капитализм и загнивающий импели… им-пе-ри-а-лизм, - горячо заговорила Дуся, от избытка чувств размахивая подолом ночной рубашки и подпрыгивая. – И они хотят тех, на планете, научить, как правильно жить, чтобы у них тоже коммунизм был.
Люся солидно кивала. Непонятные места они с сестрой обсуждали, а по поводу совсем непонятных обращались к родителям. А книга была действительно захватывающая.
- Вот видишь, все они понимают. Отдай детям книгу, - приказал папа.
- Все равно, надо контролировать выбор книг, а некоторые прятать от них подальше, - недовольно сказала тетя Муза, возвращая книгу. – Смотрите, начитаются они у вас всякого, как бы вам потом самим не пожалеть.
- Начитаются они хороших книг, плохих мы не держим, - возразил папа, - а кто о чем пожалеет – время покажет.
И девочки удалились обратно в спальню с отбитой с боем книгой.
***
Много лет спустя Люся и Дуся, респектабельные матроны, и их отец, почтенный старец, говорили о книгах за чашкой чая.
- Помнишь, бабушка говорила – собрать бы все эти книги и сжечь? – спросила Люся.
- Ага, это когда я в четырнадцатилетнем возрасте ей Ницше цитировала. «Так говорил Заратустра», - ответила Дуся. – А еще рассуждения всех этих клюшек о том, что у нас книги некрасиво расставлены и нам рано читать Мопассана или еще какого Кафку. Хотя нет, Кафку они сами не знали, поэтому по его поводу ничего не говорили.
- А если б они узнали, что мы в 14 лет де Сада читали! – рассмеялась Люся.
- Вечно ваши тетушки и бабушки влезали куда не надо, - проворчал почтенный старец. – Еще мне велели книги от вас прятать. А смысл? Сами прочитаете, сами разберетесь, что хорошо, а что плохо. Разобрались же?
- О даааа! – хором сказали Люся и Дуся. – Мопассан – круто, де Сад – фуфло!
Все рассказы о полном горестей и несчастий детстве Люси и Дуси читайте в подборке.