Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Холоп и прибыльщик Петра Великого

Морозное утро 19 января 1699 года началось для дьяков Ямского приказа большой проблемой. На крыльце обнаружились два подметных письма со «Словом и делом государевым». На пакетах стояли печати красного, государева сургуча и надписи, на первом «Вручить сие письмо начальнику Ямского приказа Фёдору Головину», на втором – «Поднесть благочестивому государю нашему царю Петру Алексеевичу, не роспечатав»…

"Вот беда-беда, наказание", - сказали друг другу служители Ямского приказа. Теперь всех к князь-кесарю Ромодановскому затягают с этим словом и делом. А не передашь, куда написано, еще хуже будет. Тогда за то, что не донесли, батогов да Сибири точно не избежать. Так и донесли.

Удивительно, но никого не наказали. Наоборот царь распорядился срочно отыскать крепостного холопа Шереметевых Алексея Курбатова и привести его к царю. Искать холопа было несложно, все знали, что он служил у Бориса Петровича Шереметева дворецким. Поэтому Курбатова споро привезли под царские очи, государь Петр Алексеевич переговорил с холопом с глазу на глаз. Закончился этот разговор тем, что Курбатов зашел к Петру холопом, а вышел дьяком Оружейной палаты. Так началась карьера Алексея Александровича Курбатова – крепостного холопа, поднявшегося до высших ступенек государственной машины государства Российского.

За что на него свалилась такая слава?

Дело в том, что в тех подметные письмах, Курбатов предложил царю ввести гербовый сбор: оформлять все важные документы на специальной гербовой бумаге. И царь прекрасно понял, что это – хоть и не золотое дно, но верная прибыль казне на ровном месте.

Нет, Курбатов не сам до этого додумался. За год до этого он ездил со своим хозяином Шереметевым по Европам и там увидел у чиновников такую фишку. Что характерно, ее видел и Шереметев, и участники Великого посольства. Но вот запустить ее в России догадался только Курбатов.

Почему так получилось? Возможно, потому что он хоть и был по статусу крепостным холопом, но занимался у Шереметева всеми юридическими делами его огромных владений, а потом и вообще дорос до дворецкого. В общем, не от сохи, конечно, Курбатов попал в дьяки. Но статус он все равно сменил резко и значительно – из хоть и всем известных и по своему уважаемых, но, скажем так, «низкостатусных» людей, перешел в разряд государственных чиновников довольно высокого ранга.

Через несколько лет Алексей Курбатов вознесся еще выше. Петр Алексеевич поставил его во главе Ратуши и Каменных дел канцелярии, а в письмах к нему обращался ни много ни мало: «Господин Курбатов…».

Ратуша – это одна из затей царя, что-то вроде министерства городского хозяйства, занимавшаяся городскими делами в масштабах страны. Но самой главной задачей Ратуши было не городское хозяйство, а городские сборы, по сути, все прямые налоги, которые платили в России. И задачей Курбатова было не просто обеспечить их стабильное поступление, но и стабильное увеличение. Потому что на дворе у нас Великая Северная война. Победить шведа без денег не представляется возможным, его и с деньгами то победить непросто.

Что характерно, Курбатов и государеву задачу строго понимал, и о простых людях помнил. Поэтому сборы при нем росли, но и людишкам он, по возможности, старался доставить облегчение, понимая, что если из людей выжимать все досуха, то скоро выжимать будет не из чего. С умом надо к делу подходить и не воровать.

Он строго следил, чтобы вино продавали только государево, чтобы сборы платили как положено. И если что не так – не ждите пощады. Но если видел, что, например, оружейных мастеров отправили в Устюжну совершенно без пользы, только людям и делу во вред, то прикладывал все силы, чтобы прямой царский приказ был отменен.

С той Устюжной, например, дело закончилось тем, что сначала Курбатов уговорил царя отправить только часть из запланированных людей, «на пробу», а потом, когда Петр остыл от своей очередной бурной идеи, наглядно доказал ему, что затея а)невыгодная по деньгам, б)результат (ружья) получается плохого качества, поэтому надо отыграть все назад. Что характерно – отыграли. Потому что главной своей задачей почитал «прибыль без тягости».

Ах да! Как-то к Курбатову «подошли» городские начальники славного города Пскова со «скромным» предложением: возьми, уважаемый человек, 20 тысяч рублей и пусть наше дело другой приказ рассмотрит, у нас там все схвачено. Просто закрой ненадолго глаза и деньги твои. Даже нарушать ничего не надо. Жалование Курбатова на тот момент составляло тысячу рублей в год. Ему предлагали жалование за 20 лет.

Что он по вашему сделал?

Правильно! Отказался!

«… Ежели бы не так я жил, мог бы прожить и без жалованья, еще б осталось и внучатам моим… мочно было в Ратуше в шесть лет косых мешков нажить сотню…»

Как вы думаете, долго ли продержатся в высоких чинах, те, кто

а)берегут и пополняют казну государеву

б)стараются по возможности не переступать через людей, не давить их налоговым гнетом через меру

в)мзды не берут?

Курбатов продержался относительно долго. Пока не встал поперек потока контрабанды, след от которой шел на самый верх. К Меншикову.

-2

Получилось так, что в один прекрасный день, Петр Алексеевич опять перекроил систему управления, создав губернии. И Ратуша стала не нужна, ее упразднили. Курбатова отправили вице-губернатором в Архангельскую губернию(по сути - губернаторствовать, потому что губернатора не было в принципе).

А на тот момент Архангельск – это пока ещё ворота империи. Плюс Архангельская губерния – это огромная территория до Урала с Вологдой, Великим Устюгом и Архангельском. А в Архангельске сидит Дмитрий Соловьев, который отвечает за весь российский экспорт и архангельскому вице-губернатору не подчиняется. Зато в Амстердаме сидит его родной брат Осип, который ведает там всеми российскими продажами. И творится у двух братьев, держащих весь поток российской торговли в своих руках, полный беспредел вроде списания государева товара за бесценок «сгнило все» и продажи этого товара в Амстердаме по полной цене.

Вот с этими Соловьевыми и сцепился Курбатов. Только как оказалось, заодно он сцепился еще и с Меншиковым. И эта история тянулась несколько лет. Следователь Волконский, которого посылали расследовать дело Соловьевых, вместо их вины «неожиданно» находил вины Курбатова. И в результате Курбатова сняли с вице-губернаторства и отправили в Петербург для следствия.

Потом «неожиданно» выяснялось, что Волконский – взяточник и вор. Новые следователи во главе с дьяком Фёдором Вороновым уже начинали подбираться к самому Меншикову и уже нарыли на него компромат, но тут грянуло дело царевича Алексея. И Данилыч замазал в это дело Воронова, да так, что тому снесли голову за измену. Это длинная, сложная и запутанная история требует отдельного рассказа.

Главное же для нашего героя, что он в общем и целом смог оправдаться от части обвинений, которые на него навесили за годы разбирательств, но доверие царя восстановить не смог. Да и выделенное в отдельное рассмотрение дело Курбатова закончилось ничем. Просто потому что Алексей Курбатов отправился на небеса. Ему к тому моменту было под шестьдесят. По тем временам, да с такой нервотрепкой – это немалый возраст.

Интересный был человек. Государственного ума и способностей. Высоко взлетел, многого добился. Но казнокрадства переломить так и не смог. Самого сломали.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.