Лариса Вайцель
Председатель немецкого культурного центра «Friedental» г. Златоуст в 2003–2013 гг., художественный руководитель немецкого культурного центра «Friedental» в 1992–2002 гг.
Семьи российских немцев были очень прочными. Для них были характерны верность и преданность супругов, которые не могли сломить войны, репрессии, лишения. Предположу, что секрет крепкого брака заключался в прохождении молодоженами свадебного обряда под песню «Schön ist die Jugend».
Вплоть до конца 80-х – начала 90-х годов XX столетия не было такого человека в среде российских немцев, который бы не знал песни «Schön ist die Jugend». При одном только ее упоминании распахивались двери не только немецких культурных центров, но и лабиринтов человеческих душ.
Можно было даже не исполнять всем известный припев, не вспоминать тот или иной куплет, не обсуждать варианты перевода, стоило лишь только тихонечко запеть: «Schön ist die Jugend…», как лица сразу же озарялись удивительно теплой и светлой улыбкой, глубокие морщины на истертых временем лицах превращались в тонкие и изогнутые прожилки пожухлых листьев, крепившиеся из последних сил к тому же стеблю, что и увядающие бутоны поблекших глаз, по которым текли слезы. Подернутые обволакивающим туманом взгляды устремлялись куда-то вдаль, быть может, в далекое прошлое. Какое? Светлое? Темное? Что за тайну хранит в себе эта песня?
Есть несколько текстовых вариантов, где куплеты имеют различные вариации слов, но припев при этом остается без изменения, носит характер доброго напутствия и мудрого наставления: «Schön ist die Jugend, sie kommt nicht mehr!» («Прекрасна молодость, она больше не вернется никогда»). В поволжских селеньях некоторые куплеты были полностью изменены, а какие-то заново добавлены.
SCHÖN IST DIE JUGEND BEI FROHEN ZEITEN…
С «Schön ist die Jugend» связан определенный обряд. Так, в книге Елены Шишкиной-Фишер «Deutsche Hochzeit. Немецкая свадьба» описывается, как песня исполнялась в момент снятия венка с головы невесты: «В селе Вальтер/Красный Яр Саратовской области (рассказывали Гроо С.Ф., 1929 г.р. и ее муж Гроо Ф.Г.) пели в этот момент „Schön ist die Jugend“, на стульях в кругу сидели рядом при снятии венка с невесты сама невеста, ее жених и ее крестная мать (Geht). Этот ритуал снятия венка и фаты обычно оказывал сильнейшее эмоциональное воздействие на гостей и надолго оставался в их памяти».
Участники златоустовского ансамбля немецкой песни «Friedental» из числа репрессированных вспоминали в начале 1990-х: «Перед тем как молодожены должны были отправиться в брачные покои, все незамужние девушки и юноши вставали в двойной хоровод, чтобы совершить обряд, который являл собой не что иное, как снятие венка с фатой с головы невесты и шляпы с головы жениха. При совершении данного действия отец невесты выводил свою дочь из-за стола и ставил ее в центр помещения, где проходило свадебное гулянье.
Вокруг невесты подружки из числа незамужних девушек образовывали и замыкали первый круг, за которым вставал жених. Из-за стола поднимались, выходили и выстраивались во второй круг все неженатые парни – друзья и родственники, которые оцепляли жениха и весь первый круг девушек. Начиналось исполнение песни „Schön ist die Jugend“. Девушки начинали медленно двигаться по часовой стрелке, а юноши – против часовой стрелки. Неспешное и непрерывное движение двух противоположных кругов под протяжное пение песни „Schön ist die Jugend“ длилось до самого ее окончания, что очень сильно завораживало своей энергетикой и никого не оставляло равнодушным.
В тот момент, когда звучал завершающий аккорд песни, все движение останавливалось. Невеста снимала с себя подвенечный головной убор, состоявший из венка и фаты, и надевала его на девушку, напротив которой останавливалась по завершении свадебного обрядового хоровода. Жених в это же самое время снимал со своей головы шляпу и надевал на юношу, который стоял напротив него. Этим действием жених с невестой как бы передавали свои роли другим действующим лицам на свадебном праздничном гулянье. После того, как оба круга размыкались, образовывались две длинные шеренги, стоящие друг напротив друга: одна – из числа незамужних девушек, другая – неженатых юношей. По этому живому коридору жених и невеста уже без свадебных головных уборов шли в свои первые брачные покои, двери которых плотно закрывались, а веселье без новобрачных продолжалось, становясь все более безудержным и бурным, длясь вплоть до самого рассвета.
Место жениха с невестой занимали те самые юноша и девушка, на которых были водружены подвенечные головные уборы: венок с фатой невесты и шляпа жениха. Когда празднество завершалось, новоявленные жених с невестой разлучались. Если родители новой молодой четы решали через год повенчать девушку с парнем, это означало то, что за будущих молодоженов между собой все уже решили их родители, возражать которым дети по строгим религиозным правилам и семейным укладам не смели и тем самым становились „запорученными“.
Целый год „новоиспеченным“ молодым было строго запрещено даже краешком глаза взглянуть друг на друга, не то, чтобы встретиться. Чувства вынашивали. Эмоции сдерживали. И, бывало, что только на самой свадьбе, во время завораживающего и головокружительного хоровода, когда девушки и юноши медленно двигались в противоположных направлениях, жених и невеста, стоя между ними, как будто бы в незримых оковах на двух противоположных берегах реки, внезапно встречались своими взглядами, непрерывно и постепенно погружаясь все глубже и глубже в сердца друг друга, вырваться откуда уже было невозможным на протяжении всей жизни, да и не хотелось… Вспыхивала Любовь…».
SCHÖN IST DIE JUGEND, SIE KOMMT NICHT MEHR…
И так – по жизненному кругу, бесконечному и символичному: вновь избранные молодожены занимали места жениха и невесты, потом их разлучали на год, венчали, под пение «Schön ist die Jugend» снимали с невесты венок с фатой, а с жениха шляпу, провожали молодых в брачные покои, закрывали двери, свадьба продолжалась. И снова – по кругу, у которого нет ни конца, ни начала, который замыкает и оберегает, украшает и обрамляет. А искра любви, вспыхнувшая раз и навсегда в сердцах новобрачных, именно в тот момент, когда два взгляда соприкасались в движущемся двойном кольце из чистых и непорочных тел под сопровождение песни «Schön ist die Jugend», исполняющейся такими же чистыми и непорочными, как тела, голосами, уже никогда не гасла.
После того, как будущим жениху с невестой не разрешалось видеться год, эта искра разрасталась в яркий огонь, который на протяжении всей жизни так согревал сердца и души молодоженов, что позволял сохранить незыблемую силу любви, супружескую верность, тепло домашнего очага и память о свадебном обряде, а все это вместе взятое, в свою очередь, помогало российским немцам достойно вынести суровые испытания и выжить в самые трудные времена.
Так что же за тайну нам раскрыла песня «Schön ist die Jugend»? Откуда в ней такая мощь, боль, память? Ответ один: «Любовь». Первая. Чистая. Светлая. Непорочная. Скрепленная хороводным кольцом прежде, чем обручальным. О которой апостол Павел писал в Первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знания упразднятся».
Именно Любовь укрепляла дух российских немцев, наполняя его силой. А удвоенная сила Духа и Любви помогала им пройти через все, превозмогая боль, сохраняя память, наполняя мощью не только песню, но всю жизнь. И способствовал этому свадебный обряд в сопровождении песни «Schön ist die Jugend»: Drum freut des Lebens euch, singt frohe Lieder, solang die Jugend im Herzen loht! Поэтому радуйтесь жизни, пойте радостные песни, пока юность пылает в сердцах!
BiZ-Bote, № 2/2023