Найти тему
КультPROсвеТ

История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.

Многие отголоски несостоявшейся «Дюны» Ходоровски наблюдались в вышедших тогда «Звездных войнах: Эпизод 4». Когда он появился в 1977 году, многие заметили, что Лукас явно читал «Дюну» очень внимательно и кое-что из нее заимствовал. «Совпадений» было слишком много. «Звездные войны», как и «Дюна» лишь притворяется фантастикой, являясь на деле фэнтези. Действие фильма Лукаса на планете Татуин, которая тщательно списана с Арракиса. Как и Арракис, Татуин полностью покрыт песком. Татуин вращается вокруг двойной звезды. В то время, как вокруг Арракиса вращаются два ярких спутника.

Также на Татуине обитает стационарный Шаи-Хулуд – сарлакк, который появился позже в 6 эпизоде.

Галактикой у Лукаса, как и у Герберта, правит император, опираясь на мощь своих элитных солдат. Но и здесь Лукас сменил полярность. Как две луны Арракиса стали солнцами Татуина. Так имперские сардаукары — элитные преданные императору воины-фанатики, у Лукаса превратились в нелепых имперских штурмовиков, не способных попасть в банку с двух метров.

«Волшебники» Лукаса – джедаи, используют те же приемы по внушению, что и «ведьмы» Герберта – Бене Гессерит. Первые используют так называемую "Силу", вторые - "голос".

Не забыл Лукас и про семейные отношения главных героев и злодеев. Всем известно, что Дарт Вейдер является отцом Люка Скайуокера. Но, мало кто в курсе, что барон Владимир Харконнен – отец леди Джессики, а следовательно, дед Пола и Алии.

Лукас не забыл про «Дюну» и когда снимал вторую трилогию звездных войн. Возлюбленная Энакина Скайуокера – Падме, умирает во время родов близнецов. Один в один, как и возлюбленная Пола – Чани.

Можно еще поднапрячься и сравнить Энакина/Вейдера с Полом. Мессия; отец двоих близнецов, мальчика и девочки, хотя знал только про одного. Пола удивило появление сына во второй книге. Вейдера удивило наличие у Люка сестры в 6 эпизоде. И Пол и Энакин должны были принести мир в галактику, а на деле чуть не ввергли ее во тьму. В итоге переложили обязанность по спасению на сыновей, имена, которых начинаются на букву «Л».

Сам Герберт на эту тему отшучивался: «Я считаю, Лукас должен мне хотя бы ужин».

«Воровство» Лукаса не прошло для «Дюны» даром. Кассовый успех «Звездных войн» показал, что космическая фантастика снова «жива». Продюсеры вновь обратились к «Дюне» Герберта. Та, в отличии от «Звездных войн», не была предназначена для детей. Оставалось только ждать, когда аудитория созреет для суровой и взрослой научной фантастики. Вышедший в 1979 году фильм «Чужой» Ридли Скотта показал, аудитория созрела. Тогда продюсер из Неаполя, Дино Де Лаурентис перекупил права на «Дюну». Появилась надежда, что этот фильм будет снят и доберется до экранов. К этому моменту Де Лаурентис зарекомендовал себя, как толковый продюсер. В деле он с 1941 года, а в 70-х развернулся на широкую ногу. Работал над такими фильмами, как: «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, «Освобождение» Юрия Озерова, «Серпико» Сидни Люмета, «Три дня Кондора» Сидни Поллака (основанного на романе «Шесть дней Кондора»), «Кинг-Конг» Джона Гиллермана и… «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова. Дино Де Лаурентис тут же поручил картину Ридли Скотту. Промучившись со сценариями, которые вечно получались слишком длинными, Скотт осознал, что «Дюна» потребует слишком много времени и сил, и не укладывается в рамки полнометражного фильма. В итоге Скотт отказался, сославшись на депрессию (умер от рака брат Ридли) и нежелание снимать два фильма в жанре научной фантастики подряд и снял… «Бегущего по лезвию». Да, Ридли Скотт уже тогда освоил мастерство переобувания в воздухе.

Тогда Де Лаурентис переманил в свой проект Дэвида Линча. Тот ради «Дюны», отверг предложение Джорджа Лукаса, который хотел поручить Линчу «Возвращение джедая».

Дэвид Линч и Фрэнк Герберт
Дэвид Линч и Фрэнк Герберт

Интерес к очередной попытки экранизации «Дюны» подогревал четвертый роман во вселенной Герберта, вышедший в 1981 году – «Бог-император Дюны». В нем сын Мессии становится настоящим Богом: утратив человеческую сущность, он 3500 лет правит новой Империей, обреченный на вечное одиночество. Роман завершает историю Лето II Атрейдеса, но при этом сюжетно следует канве «Мессии Дюны». По факту: император Атрейдес ведет человечество по Золотому Пути —малейшее отклонение от которого приведет ко всеобщей гибели. Наделенный даром предвидения, он осознает, что вот-вот ему принесет смерть верный оружейный мастер дома Атрейдес - Дункан Айдахо. Вот только Пол, будучи неуверенным в правильности Золотого Пути и своих способностях, идет на риск ради друга. А Лето II уже просто устал от своего долгого правления, его Золотой Путь уже обеспечен и не нуждается в корректировке с его стороны. Для попавшего в ловушку предвидения Лето II мятежи со стороны Дункана практически единственное развлечение. К тому же идеальный способ завершить свое многовековое правление.

Обложка первого издания книги "Бог-император Дюны"
Обложка первого издания книги "Бог-император Дюны"

Тут стоит заметить. Несмотря на то, что основными действующими персонажами являются Атрейдесы, именно Дункан Айдахо единственный персонаж, фигурирующий во всех шести оригинальных романах Герберта. Он получился более заметным, популярным, обсуждаемым, чем ожидал Герберт. Потому вернул погибшего еще в первом романе Дункана в виде гхолы, существа наподобие клона, уже в «Мессии Дюны». В виде гхолы он предстает и в других произведениях. По факту, это не один человек, а различные его версии. Оригинальный Дункан был преданным другом Пола, погибшим защищая его. Первый гхола Дункана является воскрешенным тлейлаксианскими технологиями трупом с навыками ментата и «вшитой» программой по устранению Пола. В итоге он стал мужем Алии, сестры Пола. Более поздние гхолы выращиваются не из трупов, а лишь из нескольких клеток. На протяжении всего своего правления у Лето II так или иначе служил гхола Дункана, возглавлявший его личную армию Рыбословшей. Дунканы олицетворяют старую верность Атрейдесов, а также все жизненно важное в человечестве, поэтому что-то в них всегда восстает против ужасной химеры, в которую Лето II себя превратил. Многие Дунканы умирают, пытаясь убить Лето II. Пока не нашелся один, которому это удалось. Вот только оказалось, что это был план самого Лето II, который попутно был занят выведением людей, которые не могут быть отслежены предвидением, как гарантия, что человечество никогда не будет полностью найдено и уничтожено. И первыми такими людьми должны стать потомки Дункана и Сионы Атрейдес (потомок Атрейдесов со стороны Ганимы, сестры Лето II).

«Бог-император Дюны» занял 11-е место среди бестселлеров художественной литературы в твердом переплете 1981 года по версии Publishers Weekly.

Тем временем процесс производства киноадаптации шел полным ходом. Бытует подозрение, что Дэвид Линч снимает фильмы исключительно для себя. Но тогда об этом никто не знал. Все наработки Ходоровски были выброшены в корзину, и все начали с нуля. Бюджет фильма Линча составил 45 миллионов долларов, что для 1983 года придавало ему статус блокбастера. Спецэффекты первой «Дюны» можно назвать скромными даже для восьмидесятых годов. Из работ аниматоров прежде всего в глаза бросаются защитные поля, как на персонажах, так и над Арракином. Однако очевидно, что основной упор сделан не на графику, а на реализацию моделей, костюмов, антуража и архитектуры. Спецэффекты компенсировались реальными моделями, которые смотрелись куда реалистичней иных современных визуализаций. В павильоне на мексиканской студии Чурубуско были созданы основные модели для фильма: скалы размером 5 на 2,5 метра, корабль Атрейдесов, фрегат Харконненов (11 метров в ширину, с полноразмерной дверью для высадки десанта) и наконец, самый большой корабль — Хайлайнер Космической гильдии, воссозданный вместе с интерьером посадочной площадки. Арракинский дворец не что иное, как задекорированная стоянка для автомобилей стадиона «Ацтека». Модели комбайнов Сборщиков Пряности дотошно выполнены в прямом соответствии с книгой.

На этом сходства «Дюны» Линча с «Дюной» Герберта подошли к концу. Дальше началась отсебятина Линча. Режиссерская трактовка некоторых сцен шла вразрез с гербертовским пониманием. В конце фильма на Арракисе идет дождь. Несомненно, Линч хотел этим подчеркнуть грандиозность момента и степень перемен, однако совершенно ясно, что дождь на Дюне идти не может. Да и вообще вода сулит гибель Арракису, а следом и всей вселенной. Поскольку она губительна для червя, который является единственным источником спайса.

Попутно Линч переработал внешний вид Навигаторов Космической Гильдии. В фильме они похожи на каких-то червей в аквариуме, а вовсе не на мутировавших людей. Хотя несколько идей перекочевали из фильма в книги Фрэнка Герберта. В 1985 году в «Капитуле Дюны» Преподобная Мать Лусилла отмечает, что у навигаторов крохотный V-образный рот. Она также отмечает, что их мутировавшие голоса требуют устройств перевода, описывая распевные вопли голоса Навигатора с его одновременным механическим переводом.

Навигатор Космической Гильдии в фильме Линча.
Навигатор Космической Гильдии в фильме Линча.

Многих смутили звуковые модули Атрейдесов, несущие разрушения при помощи силы голоса. Скорее всего в основе сей задумки кроется Голос Бене Гессерит. Единственная причина, по которой они появились в фильме, это попытка продюсеров создать новые «Звездные войны», масштабный фантастический блокбастер. А какой фантастический блокбастер без ультимативного оружия? Но именно ненавистные фанатами звуковые модули послужили прототипом для Соник-танков в будущих компьютерных играх по вселенной «Дюны». В целом, визуальные решения из фильма Линча накрепко закрепились в играх по «Дюне».

Тренировка Пола со звуковым модулем
Тренировка Пола со звуковым модулем

Самым ярким примером служит песчаный червь. Песчаный червь, прозванный обитателями пустыни Шаи-Хулудом – самое грандиозное как по размеру, так и по известности создание «Дюны». Важный символ Дюны, дарующий как смерть, так и жизнь – спайс. Именно в него медленно, но верно превращался Лето II Атрейдес. Есть мнение, что прообразом песчаного червя послужил Олгой-хорхой. Это легендарное существо, безголовый толстый червь, якобы обитающий в безлюдных пустынях Монголии и убивающий крупный скот и людей на расстоянии, предположительно ядом либо разрядом электричества. В произведения Герберта приближение песчаного червя к месту своего прорыва часто обозначалось вспышками молний. При этом нигде у Герберта не дается детальное описание этого существа. В частности, не говорится, что пасть песчаного червя состоит из трех челюстей. Впрочем, именно эта внешность прижилась на десятилетия вперед, стала общеизвестной и общепринятой. И даже послужил прообразом для грабоидов из серии фильмов «Дрожь земли» и множества других исполинских существ в компьютерных играх. А вот создатели сериала «Дюна Фрэнка Герберта» старательно избегали образов, порожденных фильмом Линча. В итоге сериальная версия червя напоминает больше того же сарлакка из «Звездных войн» и не прижилась. И уже в экшене по этому мини-сериалу вновь красуется «классический» червь из фильма Линча.

Трехлепестковая пасть стала удачной находкой и основана была на иллюстрациях Джона Шонхерра к первой журнальной публикации романа, которые одобрил сам Фрэнк Герберт. Чуть позже, в 1978 году Шонхерр выпустил книгу «The illustrated Dune» в которой представил иллюстрации для оригинальных журнальных сериалов трилогии Герберта "Дюна", а также иллюстрации для оригинальных изданий произведения в твердом и мягком переплете. Вот, что говорил о его работах сам Герберт: «Я не могу представить себе более идеального визуального представления моего мира Дюны, чем созданное Джоном Шонхерром в его аккуратных и точных иллюстрациях».

Так же Линч добавил всполохи молний, что сопровождают червя.

Это не единственный образ, что прижился в культуре. По задумке Линча сестры Бене Гессерит бреют головы налысо, а ментаты имеют пышные кустистые брови, как у Брежнева. Вкупе с тем, что Атрейдесы одеты в мундиры схожие с теми, что носили в царской России, нет ли тут скрытого посыла?

Из-за затрат бюджета на производство фильма продюсерам пришлось отказаться от приглашения на главные роли звёзд первой величины. В итоге основные роли в фильме исполнили начинающие и/или малоизвестные актёры, которым только предстояло обрести популярность. Главную роль исполнил Кайл Маклахлен, знакомый многим по роли агента Купера в линчевском же сериале «Твин Пикс». Это была его первая роль в кино. По мнению большинства фанатов, он лучше всех справился с ролью Пола Атрейдеса. Хотя бы потому, что он являлся поклонником «Дюны» и прекрасно понимал, чего ждут от его персонажа.

Английская актриса Франческа Аннис и немецкий актер Юрген Прохнов сыграли родителей персонажа Маклахлена. Во время съёмок фильма «Дюна» Прохнов получил ожоги лица первой и второй степени. Как именно он их получил существуют несколько версий. Первая: из-за генератора дыма в сцене с бароном Харконненом. Вторая: взорвалась одна из ламп освещения. Третья: из-за пиротехнических зарядов в сцене из видения Пола. Прославившись в фильме «Лодка» («Das Boot») Прохнов стал одним из самых преуспевающих немецких актёров в Голливуде, играя преимущественно злодеев.

А вот Франческа Аннис несмотря на обилие ролей и премию BAFTA 1979 года так и осталась в памяти зрителей исполнительницей роли Леди Джессики. Но, это лучшая Леди Джессика!

Франческа Аннис
Франческа Аннис

Также в фильме снялись: будущий Жан-Люк Пикар/Профессор Икс – Патрик Стюарт;

почетный дед Голливуда - Макс Фон Сюдов;

любитель фантастики и будущий адмирал Альберт Калавичи из культового «Квантового скачка» - Дин Стоквелл;

актер сыгравший бессчетное количество убийц, психопатов, маньяков и вообще странных персонажей - Брэд Дуриф;

Рейчел из «Бегущего по лезвию» - Шон Янг;

не менее талантливая, чем ее брат Майкл - Вирджиния Мэдсен;

весьма специфичная (а от того запоминающаяся) дамочка - Линда Хант.

Пожалуй, это лучший каст – может не все актеры внешне соответствуют описанным в книге персонажам, но в образ попали как влитые.

Фейд-Рауту по аналогии с «Дюной» Ходоровски сыграл известный певец. Вот только не Джаггер, а Стинг. И справился со своей ролью отлично.

Стинг
Стинг

Вот только остальные злодеи в фильме Линча показаны недостаточно вразумительно и карикатурно, что не вполне соответствуют тексту романа. За исключением Брэда Дурифа, который сыграл ментата Харконненов, Питера де Вриза – он шикарен. А вот барон Харконнен в исполнении Кеннета Макмиллана выглядит не как злодей, а как обезумевший психопат.

-21

По все той же аналогии с «Дюной» Ходоровски саундтрек написала рок-группа (в этот раз американская) – «Тото». Прославилась она благодаря песне «Africa». Несмотря на свой противоречивый и несколько сумбурный стиль, ребята с работой справились превосходно. Музыка группы идеально сочетается с происходящим на экране и дополняет визуальный ряд.

Фильм был обречен стать шедевром, но что-то пошло не так...

Конец третьей части...

Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!

История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.

История Дюны. Часть 2: Ганс Руди Гигер, Сальвадор Дали, Джон Леннон, Мик Джаггер, Pink Floyd... или как Алехандро Ходоровски "Дюну" снимал.

История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.

История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.

История Дюны. Часть 6: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 2. Dune II: The Building of a Dynasty и Dune: The Battle For Arrakis — рассвет жанра RTS.

История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.

История Дюны. Часть 8: Луч надежды — Дюна: Дом Атрейдесов. Карточная Dune: Eye of the Storm. И Dune 2000 – последняя «Дюна» от Virgin Interactive...

История Дюны. Часть 9: «Дюна Фрэнка Герберта» 2000 года.

История Дюны. Часть 10: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 3. Снова «Frank Herbert's Dune», опять от Cryo...

История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.