Развитие мелкой моторики – один из важнейших факторов развития мозга и речи у ребёнка.
Упражнения на мелкую моторику используются в комплексе психокоррекции различных речевых нарушений и задержки в развитии.
Мелкая моторика – это сложные движения пальцами и кистями рук, которые совершаются при тщательной координации работы нервной системы, мышц, суставов, зрительного нерва. Согласно исследованиям, примерно третья часть двигательной проекции коры головного мозга приходится на проекцию движений рук. При этом речевая зона находится совсем рядом, что говорит нам о тесной связи речи с мелкой моторикой.
Если у ребёнка хорошо развиты движения рук и пальцев, у него лучше развивается мозг – в частности, те его отделы, которые отвечают за речевые функции. Помимо этого, мелкая моторика непосредственно влияет на развитие наблюдательности, памяти, воображения. Таким образом, если малыш хорошо работает пальчиками, он научится говорить значительно быстрее и легче.
Конечно, на развитие речи влияет не только мелкая моторика, но и другие факторы. Так, родителям крайне важно постоянно разговаривать с малышом, рассказывать об окружающем мире, показывать различные картинки, называть и описывать предметы.
Для развития мелкой моторики используются специальные игры и упражнения. Можно, например:
• играть в различные пальчиковые игры;
• раскладывать пуговицы или другие мелкие предметы по цветам, размерам, форме;
• перебирать крупы, отделяя одни зёрнышки от других;
• завязывать шнурки, продевать их в отверстия и т. д.
Для детей существуют специальные развивающие игрушки: паззлы, сортеры, кубики. Заниматься с ребёнком следует регулярно, совмещая занятия, направленные на развитие мелкой моторики, с обучением речи.
Мелкая моторика в психокоррекции.
Психокоррекция – система мероприятий, которые направлены на устранение недостатков в развитии. В психокоррекции различных нарушений речи мелкая моторика становится одним из важнейших факторов. Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальный комплекс игр и упражнений с учётом его возраста, уровня развития, наличия сопутствующих диагнозов.
На практике чаще всего используются следующие приёмы развития мелкой моторики у детей:
• пальчиковая гимнастика;
• массаж (ручной, с использованием специальных тренажёров или подручных предметов);
• игры с водой, песком, крупами;
• игры бусинами, камнями, пуговицами;
• лепка поделок из теста и пластилина;
• вырезание фигур из бумаги;
• плетение из бисера;
• нейроупражнения.
Развитие мелкой моторики оказывает положительное воздействие на развитие речи. При регулярных занятиях быстро наблюдаются результаты: дети с нарушением речевого развития могут за короткое время догнать сверстников.
Важность мелкой моторики в психокоррекции нарушения речи переоценить сложно. Помимо этого, она имеет огромное значение для развития базовых бытовых навыков, в том числе у детей с особенностями.
Удачи в развитии детей!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru