Гитлеровский ас-истребитель Хайнц (Гейнц) Бэр имеет 220 подтвержденных побед над боевыми самолетами противника, одержанных им на Западном и Восточном фронтах, а также на Средиземном море. За эти победы в списке самых результативных немецких летчиков-истребителей Бэр стоит на 8-м месте. Но если брать во внимание Западный фронт, то Бэр тут стоит вообще на первом месте за 75 побед над английскими и американскими самолетами – больше него на этом театре военных действий не сбил ни один немецкий ас.
Хайнц «Прицл» Бэр родился в Зоммерфельде около Лейпцига 21 или 25 (сообщаются обе даты) марта 1913 года. Семья его была крестьянская, никаких аристократов в роду не числилось, отец погиб в 1916 году во Франции, и пойти бы Бэру по стопам предков, возглавив семейную ферму, если бы он очень сильно не увлекся авиационной техникой.
В конце 20-х годов еще пока не пришедший к власти Гитлер через агитационные структуры своей партии вовсю раскручивал идею Германии, как первейшей авиационной державы, и молодой Бэр понял, что место его – именно в авиации. В 1928 году он поступил в планерный кружок и быстро освоил этот летательный аппарат. Одновременно, по настоянию матери, он учился в сельскохозяйственной школе, но вскоре ее бросил, решив стать не фермером, а пилотом.
В 1934 году Хайнц Бэр вступил в ряды рейхсвера (будущего вермахта), затем перешел в люфтваффе, где прошел обучение в бомбардировочной части. Позже он служил в транспортной авиации, летал на Ju-52/3m, но впоследствии решил перевестись в авиацию истребительную. В начале 1939 года уже довольно опытный пилот прошел курс летчика-истребителя, после чего был направлен в JG 51 (51-я истребительная эскадра).
Когда началась Вторая Мировая война, Бэр уже был довольно опытным пилотом, хотя чин у него был всего лишь унтер-офицерский. 25 сентября 1939 года на своем Bf-109 он сбил в районе замершей на время «странной войны» линией фронта французский истребитель «Кертисс» H-75A-2 из GC I/4, совершавший разведывательные действия. Это была его первая из 220 побед в воздухе.
Во время французской кампании весной-летом 1940-го Хайнц Бэр сбил семь самолетов - три французских и четыре английских. В «Битве за Англию» ему удалось сбить над территорией противника еще 9 или 10 самолетов (1 не засчитали, хотя Бэр уверен, что самолет упал на землю). Однако и его истребитель в этих боях несколько раз был сильно поврежден, а 2 сентября 1940 года повреждения оказались настолько велики, что Бэру не удалось дотянуть до аэродрома – его самолет, добитый подкравшимся сзади «спитфайром», упал в Ла-Манш.
В 1941 году JG 51 перебросили из Франции на Восточный фронт, где Бэру поначалу довелось сражаться с многочисленными, но малоопытными советскими летчиками. Тут Бэр стал довольно быстро увеличивать свой счет сбитых машин противника, правда, основной его добычей были бомбардировщики и штурмовики, хотя и истребители тоже попадались, в частности – МиГ-3 и ЛаГГ-3. И уже 2 июля 1941 года уже довольно известный в люфтваффе ас получил Рыцарский крест за 27 одержанных побед, и одновременно был произведен в лейтенантский чин.
14 августа 1941 года, будучи уже обер-лейтенантом, Хайнц Бэр получил к своему Рыцарскому Кресту и Дубовые листья. К тому времени на его боевом счету числилось уже 60 сбитых самолетов. 30 августа того же года Бэр как-то умудрился сбить сразу 6 советских боевых машин. Этот момент зафиксирован не только в немецких документах, но и косвенно - в советских. Правда, в последних авторство побед лично Бэра не подтверждено, да и не мудрено – в воздушных свалках никто не следил за тем, кто кого конкретно сбил.
В середине февраля 1942 года, доведя свои показатели до 90 сбитых самолетов, Хайнц Бэр получил к Рыцарскому Кресту и Мечи, к этому времени он уже командовал IV./JG 51. Вскоре после этого часть, в которой он служил, перебазировалась на юг Европы, в Италию. В составе I./JG 77 Бэр одержал над Мальтой четыре победы:
1). 13.10.1942 г., 6:58, Сицилия – «Спитфайр», 185 Sqn. RAF;
2). 13.10.1942 г., 7:15, Марсакслокк-Бей – «Спитфайр», 185 Sqn. RAF;
3). 13.10.1942 г., Мальта – «Спитфайр», 1435 Sqn. RAF;
4). 17.10.1942 г., около Ла-Валетты, Мальта – «Спитфайр».
Позже капитан Хайнц Бэр участвовал в боях в Тунисе, где впервые встретился с американскими самолетами. В Африке он сбил 61 самолет (победы №№ 118-179).
В 1944 году Бэр сражался в рядах JG 1, командуя II./JG 1, пересев с «мессершмитта» на более мощный истребитель FW-190. За это время он одержал еще 45 побед, в том числе над 21 бомбардировщиком B-17 и B-24. В апреле того же года Бэр сбил свой 200-й самолет.
Впоследствии Хайнц Бэр стал командиром III./EJG 2, так называемой «школы в Лехфельде» - это была часть, где шла подготовка пилотов реактивных самолетов, в частности, на He-162, позже – на M-262. Также он командовал JG I «Ёсау» и JG 3 «Удет». Летая на Me-262 в составе JV 44, Бэр одержал еще 16 побед в воздухе, став рекордсменом и по этой части – больше него на реактивном истребителе самолетов противника не сбил никто.
Хайнц Бэр дожил до конца войны, закончил ее в чине подполковника (оберст-лейтенанта), и погиб 12 лет спустя в авиационной катастрофе около Брауншвейга 28 апреля 1957 года. Это был первый случай, когда Бэру не повезло – до этого его сбивали целых 18 раз, но он, несмотря ни на что, умудрялся спастись..
В заключение следует подвести итоги.
В 1939-1941 гг. Хайнц Бэр сбил на Западном фронте 17 англо-французских самолетов.
В 1941-1942 гг. на Восточном фронте им было сбито 96 советских самолетов.
В 1942-1943 гг. на Средиземноморском ТВД (Африка и Мальта) сбил 61 самолет.
В 1943-1945 гг. сбил 75 самолетов.
Итого по подсчету самого Бэра, с 1939 по 1945 гг. он сбил 249 самолетов противника, но ему было засчитано только 220, а 29 побед не попали даже в графу «вероятно сбитых».
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АСАМ:
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом