Летчиками-асами во Второй Мировой были не только пилоты-истребители ведущих авиационных держав. Американские и английские специалисты воздушного боя так и не смогли переплюнуть достижения одного из самых результативных асов румынских ВВС Константина Кантакузино, который имел только подтвержденными 54 победы.
Во время всех войн XX столетия, проводившихся с применением авиации, всегда появляется каста пилотов, называемых асами. Это специалисты высшей категории, и имелись они во всех родах ВВС, но больше всех – в истребительной авиации. И наиболее интересным периодом, когда такие асы появлялись в массовом количестве, была Вторая Мировая война.
Самыми результативными асами WWII были немцы. Можно сколько угодно спорить о том, могли они сбить по 2-3 сотни вражеских самолетов за свою боевую деятельность, или им множество побед просто тем или иным образом приписали – это всё бесполезно. Примем истину такой, какой она имеется в документах.
За немцами самыми результативными были финны, потом японцы, потом наши (СССР), и, неожиданно, на пятом месте по результативности оказались не британцы или американцы, а румыны!
Я хочу рассказать об одном румынском асе Второй Мировой Константине Кантакузино, который только подтвержденных одержал 54 победы, и много не подтвержденных. Причем он сбивал всех подряд – и советские самолеты, и американские, и немецкие – почти в конце войны, когда Румыния вышла из войны с СССР и вступила в войну против Гитлера.
И еще интересно – свои первые победы Кантакузино одержал на английских «Харрикейнах» Mk.I (довоенный экспортный вариант) и немецких «Мессершмиттах» Bf.109, хотя у румын был и свой довольно неплохой истребитель IAR.80.
Итак, сначала этот пилот воевал на Восточном фронте на «Харрикейне», а затем, после двухгодичного перерыва, снова был призван на фронт, где опять ему довелось сбивать советские самолеты, а затем и защищать Румынию от американских бомбардировщиков.
Понятно, что это непатриотично – писать о победах вражеских пилотов, но от истории и статистики никуда не деться. Наши ВВС, особенно в начале войны, несли большие потери не только от немцев, но и от авиации других участников нападения на СССР. И потому следует знать, кто воевал против нас во время той войны, тем более что Константин Кантакузино не был идеологическим противником СССР или националистом. Он одинаково мастерски воевал как против РККА до осени 1944 года, так и против Люфтваффе, когда Румыния вошла в антигитлеровскую коалицию.
Асом Константин Кантакузино стал еще задолго до войны, когда в начале 30-х основал авиационную школу, куда пригласил нескольких опытных пилотов. В итоге он так наловчился летать, что в 1939-м стал самым лучшим румынским летчиком, выиграв чемпионат Румынии по высшему пилотажу. Следует еще сказать, что Кантакузино происходил из обедневшей румынской дворянской семьи итальянского происхождения (фамилия матери тоже была не румынская – Розетти).
Незадолго перед войной Константин Кантакузино поступил пилотом в крупную румынскую авиационную компанию LARES. Однако тут началась война, и пришлось идти на фронт. Впрочем, будущий боевой ас пошел на фронт добровольно, потому что он не был военным пилотом, и его заставить по тем временам не могли. Ну, такие были реалии в тогдашней Румынии, румынские ВВС в начале войны в опытных боевых пилотах недостатка не испытывали, потому гражданских старались не призывать.
Но Константин Кантакузино проявил себя неплохим бойцом, хотя поначалу специализировался на охоте за советскими бомбардировщиками. Так, 11, 13 и 15 июля 1941 года он сбил 4 советских ДБ-3 (серийный прототип более известного Ил-4).
Таким образом, до осени 1941-го Кантакузино на своем «Харрикейне» сбил 4 ДБ-3 и 2 И-16. Истребители, впрочем, ему не засчитали, так как не было ясно – упали они, или все же улетели после атаки «на одном крыле».
После взятия румынами Одессы в октябре 1941-го вооруженный «Харрикейнами» полк отозвали в Румынию для переоснащения на немецкие «Мессершмитты», а Кантакузино отправили обратно на свою гражданскую должность на фирму LARES.
Однако Сталинградская битва показала, что настоящая война только начинается, и Румыния может легко попасть под раздачу, если не мобилизует все свои военные усилия. Константин Кантакузино снова был призван в войска, и в июне 1943-го одержал две следующих свои воздушных победы, на этот раз не как охотник, а как боец.
9-го числа этого месяца в одном бою он сбил два советских «Спитфайра», напавшие на три сопровождаемые им Ju.88. Его ведомый был подбит и покинул поле боя, поэтому будущему румынскому асу пришлось сражаться в одиночку еще с несколькими Як-1 и Ла-5. В ходе боя советские истребители сбили два «Юнкерса» и тяжело повредили самолет Контакузино – ему с трудом удалось скрыться от преследования и вернуться на базу.
С этого момента победы посыпали на Константина Кантакузино как из рога изобилия, причем приписывались ему победы только подтвержденные, и не «в группе», а личные. При этом жертвами его пулеметов и пушек становились не только бомбардировщики, но и истребители.
Так, в июне 1943-го румынскому асу удалось сбить два Ил-2 и три Пе-2, зато истребителей было гораздо больше – два ЛаГГ-3 и пять Як-1 (или Як-7).
В июле итог был такой: восемь Ил-2, четыре Як-1 (или Як-7), три Ла-5 и один ЛаГГ-3.
В конце августа капитан Константин Кантакузино за свои боевые заслуги был награжден немецким Железным Крестом 1-го класса, а чуть позже - орденом Михая Храброго 3-го класса. В тот момент он был самым результативным асом румынских ВВС, сбив 34 боевых самолета противника.
Осенью 1943 года Кантакузино заболел и попал в госпиталь. Выздороветь ему удалось только в апреле следующего, 1944 года, но Восточный фронт к тому времени уже треснул, и румынской авиации пришлось защищать метрополию. Кантакузино предстояло сбивать уже не только советские самолеты, но и американские. К концу августа 1944-го, когда Румыния вышла из союза с Германией, ему удалось сбить:
~ один Ил-2;
~ девять «Яков» (типы самолетов неизвестны, возможно, были и Як-3);
~ два P-39 «Аэрокобра»;
~ два P-38 «Лайтнинг»;
~ один P-51 «Мустанг»;
~ один B-24 «Леберейтор».
Таким образом в 1944-м он одержал 16 побед над самолетами союзников, доведя общее число воздушных побед до 50-ти.
23 августа 1944 года в Бухаресте произошел антигитлеровский переворот, и теперь румынским летчикам предстояло сражаться против своих вчерашних союзников за вчерашних противников. Таким образом боевая работа Константина Кантакузино продолжалась.
До конца войны ему удалось сбить три немецких бомбардировщика He-111, а в феврале 1945-го – один истребитель-бомбардировщик FW-190F.
После окончания войны Константин Кантакузино еще два года жил в Бухаресте, пока к власти не пришло коммунистическое правительство. В начале 1948-го он бежал в Италию, опасаясь за свою жизнь – ведь он был дворянином, а дворяне отныне становились классовыми врагами, невзирая на заслуги перед Румынией в войне. В итоге он оказался в Испании, потому что итальянцы как союзники по коалиции могли выдать бывшего аса советскому командованию.
Умер Константин Кантакузино в 1958 году, причина смерти неизвестна. Две самые распространенные версии – в результате болезни после неудачно проведенной операции, или в авиакатастрофе – бывший румынский ас зарабатывал в Испании на жизнь, проводя разные авиашоу.
В заключение следует сказать, что данные об уничтоженных Кантакузино самолетах противника включают только те, которые были сбиты им в воздушных боях. Однако этот пилот участвовал во множестве штурмовок вражеских аэродромов, в результате которых уничтожались самолеты, стоявшие на земле.
Впрочем, это уже не статистика пилота-аса, а статистика пилота-штурмовика, о которой сегодня в отношении Константина Кантакузино данные очень расплывчатые.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало