ИНФАНТИЛЬНОСТЬ - сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих ребенку.
Явление довольно понятное и известное, примеров в собственном окружении, вероятно, может легко найти каждый. К примеру, популярная присказка "Первые 40 лет в жизни мальчика" - как раз про это. Взрослый человек,боящийся сделать шаг, не спросив разрешения у мамы, или не способный самостоятельно решить элементарные бытовые проблемы, молодые люди вполне дееспособного возраста, живущие за счет родителей и занятые исключительно развлечениями, и так далее - примерно с такими проявлениями обычно ассоциируется ИНФАНТИЛЬНОСТЬ. Считается, что это не очень хорошо, но, увы, подобное явление в обществе достаточно распространено, хотя и не одобряется.
Есть еще одна сторона инфантильности - она, как правило, вызывает умиление и называется ДЕТСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ или ПОЗИТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР - это когда взрослый человек смотрит на мир через розовые очки и ведет себя соответственно - мир прекрасен, жизнь чудесна, в моей вселенной не существует никаких проблем, а если вдруг случайно появляются, так только для того, чтобы мне было не скучно, а целом мое пространство наполнено чудесами и розовыми единорогами. Этот вариант ИНФАНТИЛЬНОСТИ тоже весьма распространен, и, в отличие от первого, не вызывает нареканий, а наоборот - всячески поддерживается и культивируется. Позитивное мышление является основой множества психологических тренингов и книг, где нас уверяют, что это - основа основ, без него не добиться успеха ни в каких жизненных аспектах, надо учиться замечать кругом только хорошее, радостное, позитивное и быть прозрачным для негатива.
Но давайте посмотрим на инфантильность более обобщенно и разберемся в коренных отличиях взрослого от ребенка. Да, бесспорно, позитивный взгляд на мир как правило свойственен детям, детство которых нельзя назвать тяжелым. Но чем же он обусловлен?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, а что же такое НЕГАТИВ.
НЕГАТИВ, по сути - это некое явление, вызывающее у нас отрицательные эмоции. Это неприятно, никто не хочет испытывать отрицательные эмоции, а значит - это - проблема, требующая решения. Решить ее можно двумя путями:
📍 Устранить первопричину негативных эмоций, то есть само явление.
📍 Поменять отношение к явлению, никак его не трогая - то что называется "стать прозрачным для негатива".
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ, как правило сложен, не всегда очевиден, не всегда осуществим, требует каких-то реальных действий, взаимодействий с миром, которые, к тому же, не факт что будут результативны, а если будут - то не факт, что в желаемую сторону, а то ведь могут еще и проблему усугубить. Не говоря уж о том, что при взаимодействии явление может и ответить, что вдвойне неприятно.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ гораздо более привлекателен, ибо все что от нас требуется - это некая внутренняя работа по абстрагированию от негатива - в моей, мол, вселенной, этого нет и да пошло бы оно лесом. Тут только два варианта результата - либо все получится и проблема раствориться в тумане, ибо мы осознаем, что это не проблема, либо не получится - и тогда просто ничего не изменится.
Это варианты, доступные взрослому человеку.
Для ребенка есть ТРЕТИЙ ВАРИАНТ - сказать взрослому - он большой, он порешает. Именно этот третий вариант и обеспечивает ребенку возможность позитивного взгляда на мир - ему просто нет необходимости задумываться над решением проблем, ибо рядом есть взрослый, который решит проблему за него - разумеется, если взрослый - действительно ВЗРОСЛЫЙ.
Потому что только действительно взрослый человек будет решать проблему ребенка (при условии, что ребенок действительно сам не может с ней справиться) по ПЕРВОМУ ВАРИАНТУ, ибо очевидно, что решение по второму ребенку ничем не поможет. Почему взрослый этим займется? По очень простой причине - ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ свойственна ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
О том, что такое ответственность, какая она бывает, чем обусловлена и как формируется - мы поговорим в следующий раз, а пока отметим лишь, что полное осознание своей ОТВЕТСТВЕННОСТИ - это ключевое качество, отличающее взрослого от ребенка. Ответственность ребенка всегда очень ограничена в силу объективных причин, и, главным образом, в силу его ЗАВИСИМОСТИ от взрослого.
ЗАВИСИМОСТЬ от взрослого - второе ключевое качество, отличающее ребенка от взрослого.
Ребенок не может сам себя прокормить, одеть, обеспечить жильем, воспитать, обучить и т.д. - все это берет на себя взрослый, ребенку не нужно об этом беспокоиться, это не его сфера ответственности - и именно поэтому он может себе позволить ДЕТСКУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ - не зря же она именно ДЕТСКАЯ.
Однако ЗАВИСИМОСТЬ ребенка от взрослого - не только физическая, но и интеллектуальная.
Чем младше ребенок, тем больше его познавательная активность - совсем маленький исследует физический мир всеми доступными путями, но по мере взросления ему становится интересно не только потрогать, понюхать, попробовать, но и ПОНЯТЬ. И за пониманием ребенок обращается к взрослому - взрослый получает миллион почему. Однако, кроме взрослого, вокруг есть масса других источников информации - если познавательную потребность ребенка взрослый не удовлетворяет - ребенок обращается к ним.
И тут ответственному за ребенка взрослому нужно помнить, что критическое мышление - не врожденная способность человека, она развивается со временем (если развивается). Уровень же критического мышления ребенка минимален - для него важны АВТОРИТЕТЫ - внешние источники информации. Любую информацию ребенок впитывает, как губка. Если источники явно противоречат друг другу - предпочтение отдается тому, который авторитетнее, причем подкрепляется авторитет не логикой - она ребенку пока недоступна, а эмоциями - где сильнее эмоции - туда направлено больше внимания, кто сумел захватить больше внимания - тот и авторитетнее. ЭМОЦИИ как ОСНОВНАЯ МОТИВАЦИЯ - еще одна отличительная черта ребенка.
Ответственность взрослого, помимо всего прочего, заключается в том, чтобы отфильтровать доступные ребенку источники информации, пользуясь своим собственным, развитым критическим мышлением (которое вообще-то должно быть, если взрослый - действительно взрослый), позаботиться о том, чтобы самому стать авторитетом для ребенка, ибо в противном случае найдется кому об этом позаботиться, без авторитетов дитя не останется, и, пользуясь своим авторитетом привить ребенку БАЗОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ - куда входит понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, ответственность, и, конечно, критическое мышление. Только в этом случае у ребенка есть хороший шанс стать взрослым.
Информационная зависимость ребенка как раз в том и проявляется, что такой взрослый рядом ему критически необходим. Если же взрослый - не достаточно взрослый и эту свою ответственность игнорирует, в окружающей ребенка среде всегда найдется кто-то или что-то, некое явление, которое заменит в этом смысле взрослого, и тогда информационно ребенок будет зависеть уже от этого явления.
Таким образом, МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЗАВИСИМОСТЬ, МАКСИМУМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ при МИНИМУМЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - это то, что делает ребенка ребенком.
И именно эти же качества, и прежде всего - именно МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - характерны для ИНФАНТИЛЬНОГО ВЗРОСЛОГО, кроме максимальной познавательной активности, которая у ребенка во многом обусловлена физиологическими особенностями, не характерными для взрослого возраста.
Так же необходимо учесть, что минимальная ответственность ребенка объективно обусловлена минимальными же возможностями, обусловленными, в свою очередь, возрастом. Минимальная же ответственности инфантильного взрослого не обусловлена ничем, кроме стремления ее минимизировать.
Взрослый (в силу возраста) человек, как правило, не может себе позволить полное отсутствие ответственности. В случае возникновения проблем, сулящих дискомфорт в ближайшей перспективе, у него может не оказаться рядом отвечающего за него взрослого, который решит вопрос, а прозрачность по отношению к проблеме далеко не всегда приводит к пониманию, что это не проблема - нерешенная вовремя проблема может усугубиться и привести как раз к обратному пониманию. Поэтому взрослому человеку так или иначе иногда приходится проблемы решать, причем именно путем взаимодействия и устранения причин.
📍 ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД в данном случае - оценить проблему, варианты ее решения или нерешения, последствия каждого варианта, оценить собственные возможности и на основании всего этого принять решение, что же с проблемой делать. При этом стоит помнить, что какое бы решение мы не приняли - любые его последствия - это тоже наша ответственность, и если вдруг в результате возникнет новая проблема - ее тоже придется решать.
Инфантильного человека предыдущий абзац может привести в ужас - ответственность, порождающая следующую ответственность, за которой неизбежно следует еще одна, и так далее - бесконечное умножение ответственности, груз которой того и гляди раздавит - что может быть ужаснее?
📍 ИНФАНТИЛЬНЫЙ ПОДХОД - это прежде всего поиск возможности от ответственности уйти - например, стать прозрачным для проблемы, если она не угрожает дискомфортом прямо сейчас, а еще лучше - передать ответственность тому, кто пообещает решить проблему, а уж решит или нет это как повезет.
Посмотрим, что дает каждый из этих подходов в каждом случае.
При ОТВЕТСТВЕННОМ ПОДХОДЕ случае удачи (решения проблемы) в качестве бонуса человек получает опыт - новые знания, умения, навыки, расширяющие его возможности и позволяющие в следующий раз взять на себя еще большую ответственность, получить еще больше опыта и так далее.
В случае же неудачи (проблему решить не удалось) ответственный подход все равно дает опыт и знания, но другого рода - о том, как делать не следует. При следующем подходе к проблеме этот опыт способен существенно увеличить шансы на успех.
При ИНФАНТИЛЬНОМ ПОДХОДЕ в случае удачи человек получает решение проблемы, в случае неудачи - не получает ничего.
Получение опыта, знаний, умений, навыков - это, собственно и есть процесс РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. И возможен он только в случае ответственного подхода.
Человек развивается, то есть получает опыт, именно в процессе решения проблем - при комфортном, беспроблемном существовании для развития нет никаких причин.
И вот тут мы подошли к вопросу о том...
КОМУ и ЗАЧЕМ нужна ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА?
Вспоминаем ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, а конкретно - закон ИЕРАРХИИ СИСТЕМ (Менее сложное не может управлять более сложным) и его следствие - ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОГО (Выполнение закона иерархии систем МОЖЕТ БЫТЬ обеспечено за счет принудительного снижения мощности и сложности управляемых объектов).
Упрощение - самый простой и очевидный способ сделать общество более управляемым.
Общество, состоящее преимущественно из инфантильных людей не развивается, поскольку развитие общества в целом предполагает индивидуальное развитие составляющих его элементов. Но ничто не стоит на месте. Если общество не развивается, значит оно деградирует, то есть, говоря языком диалектики - упрощается.
Именно этого эффекта и добивается управляющая система, однако есть маленький нюанс.
Управляющая система сама является частью общества, поэтому деградация общества закономерно приводит и к деградации управляющей системы, которая, в свою очередь стремится к еще большему упрощению управляемого общества и еще в большей степени деградирует сама.
И именно в силу собственной деградации управляющая система не видит данной проблемы, а если и видит, то игнорирует ее, в полном соответствии с инфантильным подходом.
С точки зрения того же инфантильного подхода - это замкнутый круг, неразрешимая проблема. Однако, с точки зрения подхода ответственного - решение есть, но о нем мы поговорим в статье об ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
А пока рассмотрим, каким образом управляющая система решает задачу инфантилизации общества.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ИНФАНТИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Вспомним еще раз что такое ИНФАНТИЛЬНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ. Это человек, в состоянии ребенка - зависимый, не обремененный ответственностью и критическим мышлением. Для ребенка такое состояние естественно и полезно - перед ним не стоят однотипные задачи жизнеобеспечения, что позволяет ему, используя свою максимальную познавательную активность, решать массу других разнообразных задач, получая опыт и одновременно формируя ответственность и критическое мышление - то есть ребенок превращается во взрослого, то есть РАЗВИВАЕТСЯ.
С инфантильным взрослым такого не происходит, ибо детской познавательной активности у него нет, и взрослого, который стимулировал бы развитие - рядом нет тоже.
Таким образом, решение задачи инфантилизации общества можно разбить на два процесса:
📍 Создание и поддержание условий, в которых перед взрослым человеком не возникает сложных задач и необходимости брать на себя ответственность.
📍 Формирование массы инфантильных взрослых, для которых эти условия будут вполне естественными.
Вторая задача наиболее важна и решается она формированием инфантильности еще в детстве, путем воспитания ИНФАНТИЛЬНЫЙ ДЕТЕЙ.
Что же это за диковинка такая - ИНФАНТИЛЬНЫЙ РЕБЕНОК? Это ребенок, который не стремится стать взрослым, а значит - не стремится к развитию и вырастая превращается в инфантильного взрослого.
Формирование инфантильного ребенка начинается в самом раннем детстве. Для ребенка создаются условия, в которых перед ним не стоит никаких задач, кроме тех, что он сумеет найти сам. Он конечно найдет и будет решать, в силу детской познавательной активности, однако на таких задачах не стоит пометки НАДО - а значит формирование ответственности и воли при их решении не происходит.
Чтобы такие условия в семье обеспечить - в обществе ведется пропаганда, придающая подчеркнутую значимость детству, как периоду бессмысленного времяпрепровождения, когда основная задача человека - просто радоваться жизни и ничем не заморачиваться.
Эта значимость усиленно подкрепляется страхом - ребенок представляется родителям максимально хрупким и нежным существом с ужасно ранимой психикой, обращаться с которым надо бережно, как с хрустальной вазой.
Любое неосторожное действие - дать по попе, заставить что-то сделать (решить задачу), сказать, что сделано плохо (указать на ошибки) и потребовать сделать хорошо и т.д. - то есть все то, что раньше считалось воспитанием и имело целью сформировать у ребенка базовую ответственность и волю - теперь именуется подавлением самовыражения и приводит к детским травмам, имеющим ужасные последствия во взрослой жизни. На эту тему пишут множество авторов, об этом рассказывают детские и взрослые психологи, снимаются фильмы, основным содержанием которых является последствия детской психологической травмы и сложности ее преодоления, регрессологи объясняют детскими травмами ваши текущие проблемы, и так далее.
Что же это за ужасные последствия?
О, они воистину кошмарны.
📍 Навязчивое желание стать лучше, не дающее человеку просто радоваться жизни
📍 Стремление приносить пользу обществу, отодвигающее собственные интересы на второй план, и взваливание на себя груза всяко разной ответственности
📍 Отсутствие детской непосредственности в самовыражении, заставляющее человека придерживаться всяких принятых в обществе норм, в том числе морально-этических.
Проще говоря, жуткие последствия детских травм - это ВЗРОСЛЕНИЕ - человек становится не инфантильным, а по-настоящему взрослым.
На морально-этических нормах тоже стоит остановиться отдельно. Применительно к ребенку - это объяснение, что такое хорошо и что такое плохо. Современные тенденции в воспитании предполагают, что этим моментом ни к коем случае нельзя злоупотребить - не стоит навязывать ребенку своих норм, пусть он сформирует их сам. Юмор в том, что, в силу неразвитости критического мышления, которое тоже не формируется само по себе, ребенок сам не ничего не сформирует. Что такое хорошо и что такое плохо на первоначальном этапе для него - это просто свод правил, полученных от авторитета. Понимание, почему это хорошо, а это плохо, приходит позже, по мере развития критического мышления. Или не приходит, если таковым развитием взрослые не озаботились. Авторитетом, вообще-то должны стать родители, но если родители придерживаются современных тенденций и ратуют за самоопределение - ребенок просто найдет авторитет в другом месте.
Таким образом, чрезмерно бережное отношение к ребенку, стремление любыми путями избежать детских травм и вектор на самоопределение суммарно выливаются в фактический отказ родителей от воспитания в раннем возрасте. Забота о ребенке сводится к поддержанию его максимально комфортного существования и ограждения от любых проблем, способных стимулировать развитие воли и ответственности.
В результате к возрасту начала школьного обучения ребенок подходит без необходимых для этого привычек и навыков. Это изнеженное эгоцентричное существо, знающее только слово ХОЧУ и не имеющее понятия о том, что такое НАДО, не способное даже к минимальному сосредоточению, не имеющего первичных навыков мышления (откуда бы они взялись).
Ожидать, что такое инфантильное дитя вдруг сумеет 45 минут сосредоточиться на изучении какого либо предмета - абсурдно, поэтому длительность уроков в начальной школе сокращается, а занятия рекомендуется проводить в игровой форме.
Задача научить такого ребенка думать, анализировать, находить самостоятельные решения превращается в чрезвычайно сложную, но такой задачи и не стоит. Весь дальнейший процесс обучения - это запоминание простейших алгоритмов и тупое складирование в мозг некоторого набора данных - то есть основной упор - на запоминание без анализа и осмысления и умение делать по алгоритму.
В результате мы на выходе получаем описанного выше инфантильного взрослого.
И теперь осталось только сохранить его в этом состоянии, что, в общем-то не сложно, ибо личность человека уже сформировалась.
Для комфортного существования такому человеку нужны простые ясные инструкции во всех областях жизни, четкое выполнение которых является его единственной ответственностью, калейдоскоп разнообразных эмоций, заменяющих мышление - для ощущения полноты этой убогой жизни, и регулярное подтверждение того, что проявления инфантильности - это хорошо, правильно, и в целом норма. Последнее - на всякий случай, для тех людей, которые, не смотря на все старания управляющей системы не полностью утратили способность мыслить.
И в заключении попробуем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок - ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ДЕТСТВО?
Ответ зависит от того, что мы хотим получить на выходе.
Если наша задача - вырастить успешного биоробота, умеющего выполнять инструкции не задаваясь ненужными вопросами, думать эмоциями, в получении которых они видит свою основную цель - тогда детство - это безмятежная пора радости и беззаботного существования, нужная для того, чтобы во взрослой жизни знать, к чему стремиться.
А вот если мы хотим ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА - тогда детство нужно для ВЗРОСЛЕНИЯ.
Ребенок не становится взрослым просто по факту получения паспорта или достижения 18 (21, 30, 40 - нужное подчеркнуть) лет. Качества взрослого человека - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИДЕОЛОГИЯ накапливаются в нем постепенно, если взрослые озаботились условиями для их базового формирования в наилучший для этого период - в ДЕТСТВЕ.