Гагаринский суд столицы частично удовлетворил иск москвички Марии И., которой в аптеке продали контрафактные лекарства от рака на сумму более полумиллиона рублей.
Злокачественную опухоль у Марии диагностировали полтора года назад. Первую помощь оказали за рубежом, но в марте 2022 года она вернулась в Россию, чтобы продолжить лечение дома. Исходя из схемы лечения, Марии срочно потребовались дорогостоящие противоопухолевые препараты, и она начала искать их в аптеках Москвы. На одном из медицинских сайтов-агрегаторов Мария нашла нужные лекарства по приемлемой цене. Провизор аптеки на Варшавке «Леста Фарм» (коммерческая деятельность велась от лица ООО «Синяя птица») 14 марта продал ей первую партию препаратов на сумму 157 000 рублей. Через 2 недели в той же аптеке Мария купила лекарства уже почти на 400 000 рублей. Всего от онкобольного клиента аптека «Леста Фарм» получила 546 940 рублей - такая сумма фигурирует в исковом заявлении.
Курс лечения приобретенными лекарствами Мария проходила в клинике Минздрава под наблюдением специалистов. Однако, во время их первого приема она почувствовала себя очень плохо. В течение 2-х недель у женщины не прекращалась сильная тошнота, она не могла даже встать с кровати. Как сообщила она позже суду в своем заявлении: “Опасаясь за свое здоровье и решив проверить лекарства, приобретенные в аптеке "Леста-Фарм", через мобильное приложение "Честный Знак", я обнаружила, что маркировку на некоторых упаковках считать невозможно, ввиду её повреждения. На других упаковках, при проверке, отображался статус: "лекарство выдано для применения в медицинском учреждении"…Проверка выданных кассовых чеков через мобильное приложение "Проверка чеков" ФНС России также показала, что предоставленные мне чеки являются поддельными.”
Когда Мария попыталась вернуть деньги и возвратить оставшиеся лекарства обратно, выяснилось, что аптека уже закрылась. Сейчас ее место занял секс-шоп. В дальнейшем обнаружились еще не менее интересные детали. Оказалось, что товарная накладная и кассовый чек, которые ей выдали в аптеке, были выписаны от ООО "Русфармпоставка", а не от ООО "Синяя птица", указанного на вывеске при входе в аптеку. Но "Русфармпоставка" не имела права торговать лекарствами. Цитата из искового заявления: “В открытых источниках я выяснила, что у ООО "Русфармпоставка" аннулирована лицензия на осуществление фармацевтической деятельности и указанное юридическое лицо не имеет права осуществлять торговлю лекарственными средствами, так как проданные юридическим лицом лекарства уже имеют признаки недоброкачественности”. На официальном сайте Росздравнадзора также не оказалось сведений о наличии фармлицензии у ООО "Русфармпоставка". В Интернете и СМИ, которые стала изучать Мария, она нашла публикации, где сообщалось, что в отношении собственника аптек с торговыми наименованиями "Леста-Фарм", "Лестрада" и "Ежик" Трусова Константина Александровича возбуждено уголовное дело. Так, в апреле прошлого года “Коммерсантъ” рассказал о схемах, в которых принял участие предприниматель. Как тогда сообщала официальный представитель МВД России Ирина Волк, следователи ГСУ ГУ МВД по Москве совместно с оперативниками полиции и управления «П» 4-й службы ФСБ России пресекли деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в краже и продаже через аптечные пункты состоящих на особом номерном учете медикаментов, предназначенных для лечения онкологических больных. “Коммерсантъ” на своих страницах пояснил, что “обвиняемыми по уголовному делу о краже на общую сумму около 200 млн руб. пока проходят рядовые расхитители и продавцы — три мелких коммерсанта и врач-онколог. Однако благодаря системе цифровой маркировки товаров удалось установить, что поставщиками криминального товара были десять крупнейших государственных медучреждений Москвы, Санкт-Петербурга и даже Крыма. Таким образом в ближайшей перспективе следствие может включить в состав обвиняемых чиновников от медицины, а саму группу признать оргпреступным сообществом”.
Гагаринский суд, куда обратилась онкобольная, принял ее исковое заявление, в котором москвичка обвинила сотрудников аптеки «Леста-Фарм» в мошенничестве и потребовала взыскать с ООО "Русфармпоставка", ООО "Синяя птица" и Константина Трусова ущерб, который ей был нанесен, моральные издержки и компенсировать судебную пошлину. “На данный момент, моему здоровью нанесен значительный вред, упущено время на получение адекватной терапии, а также мне причинён значительный материальный ущерб”.
Но как случилось, что в аптеке на Варшавке, оказались контрафактные препараты от онкологии? Было ли это случайностью или целенаправленными действиями каких-то неизвестных преступников? Ответ очевиден.
При сборе документов для своего судебного иска Мария направила запрос производителю двух из приобретенных препаратов. Ее интересовал вопрос законности нахождения в обороте противоопухолевых средств «Перьеты» и «Герцептина». Из полученного ответа ей стало известно, что находящиеся у неё на руках лекарства были ранее поставлены для нужд пациентов московской клиники АО «Медицина» и ГАУ «Аптечное управление Министерства здравоохранения Республики Дагестан», соответственно не могли законным способом оказаться в аптеке «Леста-Фарм». В соответствии с. п.39 ст. 4 ФЗ-61 такие лекарственные средства приравниваются к категории «контрафактных».
Аптеки «Синяя Птица» и «Лестрада» неоднократно фигурировали в Решениях Арбитражного суда г. Москвы, и у них уже выявлялись нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в том числе при сбыте лекарств, находящихся в незаконном вторичном обороте.
Итак, по факту получается, что барыги от фармы, грубо нарушая российское законодательство, продают потребителям контрафакт со складов легальных медучреждений! Значит ли это, что кто-то из их пациентов указанных медицинский учреждений не получил бесплатные препараты?
Росздравнадзор заявляет, что проблему с попаданием на рынок уже проданных лекарств видит. Даже создал рабочую группу для подготовки законопроекта, который должен остановить этот поток. В нем предлагается ввести термин фальсифицированное лекарственное средство для медицинского применения - лекарственное средство, противоправно и преднамеренно снабженное недостоверной информацией о составе и (или) производителе, а также о поставках, включая записи и документы, затрагивающие использованные каналы дистрибьюции и некоторые другие необходимые для регулирования этого вопроса понятия. Однако законопроект “О внесении изменения в статью 46 Федерального закона Об обращении лекарственных средств” до сих пор отсутствует в базе Госдумы. Значит в парламент не внесен, так что воз и ныне там.
Кстати, о ВОЗ. Не так давно Госдума сделала первый шаг к отмене декриминализации ввоза незарегистрированных в России лекарств из перечня Всемирной организации здравоохранения. До сих пор поставщики могут беспрепятственно доставлять на территорию России препараты, которые входят в перечень ВОЗ. В марте депутаты в первом чтении приняли законопроект, который выводит такие лекарства из под защиты. Его авторы указывают, что ВОЗ имеет лишь примерный перечень основных лекарств. В нем содержатся международные непатентованные названия без привязки к производителю.
Потреббезопасность.рф обратится в правоохранительные и контролирующие органы с просьбой провести проверку всех обстоятельств дела с продажей Марии И. контрафактных лекарств и в частности медучреждений, со складов которых лекарства попали на вторичный рынок и были проданы потребителю.