Всем доброго времени суток!
Если прогуляться по Невскому проспекту, то на углу главной городской магистрали и набережной реки Фонтанки можно увидеть ещё один шедевр архитектуры Петербурга. Это "розовый особняк" потомков Владимира Мономаха - князей Белосельских-Белозерских.
Княжеский дом построили в 1848 году в стиле русского барокко.
Поблизости находится яркий ориентир - Аничков мост с известными скульптурными композициями "Укрощение коня человеком" работы скульптора Клодта.
История особняка
Поначалу трехэтажное здание в центре города выглядело довольно скромно. Свой современный облик особняк приобрел при князе Эспере Александровиче Белосельском-Белозерском.
Князь хотел видеть свое жилище более роскошным, помпезным, открытым для высочайших светских приемов.
За дело взялся архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
В 1846 году проект нового дома с главным видом на Невский проспект представили Николаю I на утверждение (поскольку здание находилось в историческом центре города, самостоятельно менять его облик было невозможно). После государева одобрения переделали фасады, выходящие на Невский и Фонтанку, построили новые флигеля, изменили интерьер.
Стиль барокко , модный в то время, был выбран не случайно. "Барокко" в переводе с итальянского означает «причудливый, стремящийся к излишествам». Этот архитектурный стиль со сложными формами, изящными линиями создает атмосферу торжественности и величия, то есть все, как хотел князь Эспер Александрович.
Есть версия, что прототипом особняка Белосельских-Белозерских стал Строгановский дворец, над проектом которого работал архитектор Бартоломео Растрелли.
Дворец очень органично вписался в архитектурный ансамбль на Фонтанке.
Так сложилась судьба, что Белосельский-Белозерский не увидел роскошного строения, о котором мечтал. Он умер от тифа в самом начале строительства особняка.
Вдова князя, Елена Павловна (падчерица графа Бенкендорфа) снова вышла замуж. Новым владельцем здания стал князь Василий Кочубей.
Вот при нем-то в розовом особняке и началось торжество роскоши и веселья. То и дело супруги Кочубеи устраивали пышные светские приемы, на которых можно было часто увидеть императора Александра III с супругой Марией Федоровной. Она, кстати, очень любила танцевать и могла до утра кружиться в вихре вальса и кадрили. Сам император с охотой играл в карточный вист.
В 1880 году финансовые дела князя Кочубея стали плохи, и он рассчитался за долги, которые брал у государства, своим особняком. Новым владельцем дворца стал младший брат Александра III, князь Сергей Александрович. Естественно, дворец стали называть Сергиевским.
Во время Первой мировой войны в розовом здании оборудовали госпиталь. После революции 1917 году в особняке обосновались большевики.
Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны. Оно подвергалось бомбардировкам, поэтому в послевоенный период дворец реставрировали.
Что сейчас в особняке?
В настоящее время в "розовом особняке" арендуют помещения несколько организаций:
Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр.
Санкт-Петербургский культурный центр «Дворец Белосельских-Белозерских». В нем проводятся экскурсии, различные театральные и концертные мероприятия, выставки.
И другие организации разного профиля.
Внешний вид и внутреннее убранство дворца
Главный фасад дворца украшают элементы барочного стиля: это многочисленные колонны, овальные окна с богатыми наличниками и лепными деталями, полукруглые фронтоны.
Балконы, украшенные изящными ажурными решётками, держат на своих могучих плечах 16 атлантов!
Над созданием атлантов и кариатид работал датский скульптор Давид Йенсен. Изображая этих мифологических героев, мастер выполнил мужские фигуры с хмурыми недовольными лицами, напряжёнными мускулами. И наоборот, женские статуи, подпирающие архитектурные элементы, улыбчивы и спокойны.
Эспер Александрович хотел, чтобы особняк его семьи выглядел статусно и роскошно, сравни Зимнему дворцу. Таким он и вышел.
Внутренняя отделка дворца поражает своим великолепием. Широкая парадная лестница, мраморные камины, украшенные рельефными узорами, изящная мебель, светильники и огромные позолоченные зеркала - все это создает атмосферу бесконечного праздника жизни.
Вдоль парадной лестницы стоят кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры. Перила лестницы украшены ажурной решеткой с изящными вензелями из инициалов владельцев (Белосельских-Белозерских).
Для торжественных ужинов была предназначена Парадная столовая.
Потолки столовой украшены – белоснежным гипсовым кружевом, настолько тонким, что оно напоминает ажурную сетку.
На стенах нежно-голубого цвета портреты бывших владельцев здания.
Малые концерты проводились в двухъярусном Дубовом зале. На первом ярусе можно увидеть массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками,на втором - миниатюрные изящные балкончики.
Поражает своей роскошью и великолепием Зеркальный зал. Это танцпол, оборудованный театральной сценой и зрительскими местами на 400 человек!
Слева от входа – огромные зеркала, выполненные из цельных серебряных пластин. На правой стене – три окна, повторяющие форму зеркал.
Сейчас в Зеркальном зале проводятся концерты, выставки, ставятся спектакли. В прошлом здесь устраивались балы.
На этом все. Всем пока!