Подобные элементы. Смысловые и изобразительные связи в кадре. Символизм в фотографии. Сравнительный анализ изображений. Инструкция как сделать хорошую фотографию.
Вы уже знаете, что взгляд зрителя, следуя по изображению, ищет внутреннюю организацию – конструкцию кадра и старается группировать объекты по разным признакам.
Нас всегда привлекают похожие (подобные) элементы, мы их сравниваем и объединяем. Подобные элементы связаны между собой, они формируют нужные автору смыслы, усиливают влияние на зрителя, привлекают внимание, удивляют, увлекают...
Рассмотрим подробнее каждую фотографию из представленных выше. Все они основаны на взаимодействии подобных элементов.
На фото 1 положение ног девочки подобно форме опор столба.
На фото 2 форма водопроводного крана повторяет форму фигуры цапли.
На фото 3 фигура человека с тростью подобна перевёрнутому сухому дереву. При помощи этого подобия автор передал ужас последствий голода в африканской стране.
На фото 4 форма складок одежды и положение кистей рук человека подобны рельефу на стене.
На фото 5 человек, разговаривающий по телефону похож на изображение на плакате.
На фото 6 женщина заняла в кадре такое место, что девушки с рекламного плаката словно заглядывают ей за плечо. Подобие реальных объектов и изображений. Фото построено на объединении рекламы и реального мира.
На фото 7 люди поднесли к ушам телефоны и застыли в характерных позах, подобных положению фигуры статуи. И сама статуя как будто разговаривает по мобильному телефону.
Изобразительные и смысловые связи.
Смысловые связи.
Люди, их действия, выражения лиц, жесты и взгляды, предметы в их руках и обстановка – все это позволяет предположить, что происходит в окружающей действительности. Смысловые связи привнесены из изображаемой реальности.
Например, мы видим на улице человека в засаленном комбинезоне с гаечным ключом рядом со стоящим автомобилем.
Можно подумать, что он владелец сломанного авто, которое решил починить, или что он автослесарь, которого вызвал владелец. Смысловая связь, вокруг которой движется ваша мысль – человек с гаечным ключом и автомобиль.
Что же такое изобразительные связи, и какую роль они играют в фотографиях?
Сейчас нужно включить образное мышление. В приведённом выше примере поменяем условия – мужчина в синем комбинезоне с гаечным ключом в руках стоит рядом с двумя автомобилями: синим джипом и красной маленькой легковушкой. Мы, скорее всего, предположим, что мужчина имеет какое-то отношение к синему джипу. Одним из факторов, повлиявших на наш выбор, будет сходство цветов одежды человека и цвета автомобиля. Это и есть один из видов изобразительной связи в фотографии. Изобразительные связи могут усиливать смысловые, или даже создавать их.
В отличие от смысловых связей, которые всегда присутствуют в окружающем нас мире, изобразительные существуют только в пределах фотографического кадра и рождаются при взаимодействии объектов между собой и рамкой кадра. Задача фотографа обнаружить изобразительные связи и усилить их для более полной передачи смысла сюжета.
Часто бывает, что информации на снимке недостаточно, тогда мы домысливаем ситуацию. Фотография вообще имеет свойство больше умалчивать, чем говорить.
Изображение содержит в себе несколько уровней. Вся конкретная информация – только первый, поверхностный пласт, за которым находится более важный уровень изобразительных взаимодействий. Здесь существенно, не просто присутствие объекта - собаки, человека, облака, а их изобразительное наполнение: очертания, формы, подобия и контрасты отвлеченных геометрических фигур, а также взаимодействие между ними.
На фото из коллекции журнала National Geographic, форма тела игуаны и форма вулканической породы похожи между собой и подобны форме облаков на небе. Между этими деталями изображения существует изобразительная связь, на которую зритель обращает внимание в первую очередь.
Изобразительные связи – основа композиции, они организуют восприятие сюжета, передают содержание.
Изобразительные связи могут строиться по признакам подобия и контраста (противопоставления), например:
- подобие цвета и тона (самое сильное);
- подобие по форме и размеру (круглый арбуз – округлость живота будущей матери, футбольный мяч – плафон фонаря той же формы);
- Подобие по направлению движения (несколько летящих в одну сторону самолётов на параде, даже если они разной формы и размера, всё равно подобны) и многие другие признаки, которые фотограф видит в кадре и использует для передачи смысла в своих изображениях;
- Изобразительные связи контраста - например, среди мягких игрушек на прилавке стоит металлический робот, или среди круглых булыжников на пляже один остроугольный камень. Мы сравниваем эти предметы и выделяем их.
Давайте проанализируем, какие подобные элементы и связи есть в фотографиях Стива МакКарри.
На фото 9 главный объект – пожилая женщина, форма её спины напоминает форму горба вола в правой части кадра;
- Форма ног женщины подобна положению и форме ног того же вола;
- Посох похож на спицу в колесе повозки и имеет ориентацию в кадре подобную одной из спиц;
- Цвет и тон повозки, окрас вола подобны цвету стены, которая является фоном;
- В кадр включена часть повозки слева, подобная той, что справа.
Мы нашли уже пять объектов, соединённых связями подобия, которые все вместе передают смысл сюжета.
Сравнивая женщину с волом автор, возможно, говорит о её тяжелой жизни…, а подталкивает нас к сравнению - изобразительная связь подобия по форме спин вола и женщины.
На фото 10 смысловая связь: мужчина – лента из материи – голова другого мужчины,- помогает нам понять, что происходит повязывание головного убора – тюрбана.
Связи подобия – красный тюрбан на плакате и на голове у мужчины;
- Красная стена и тюрбаны того же цвета;
- Форма тюрбанов у всех людей в кадре.
Эта фотография построена на взаимодействии красного и синего цветов и подобных элементах.
Фото 11 автор построил на подобии по цвету тюрбана и двери на дальнем плане и взаимодействии противоположных цветов – желтого и голубого. На фото 12 изобразительная связь по цвету пропала, так как мы сделали изображение монохромным. Принцип построения монохромных и цветных изображений отличается, в них действуют другие законы. Монохромные изображения основаны на тональных подобиях и контрастах, на световом рисунке.
На фото 12/1 изобразительные связи, которые использовал автор - подобия по цвету - бордовые одеяния буддистов и такого же цвета стены храма, шарф (хадак) одного из буддистов подобен по направлению движения и ориентации в пространстве форме угла кровли храма, подобия по форме - круглый барабан на плече у парня и круглые символы на фасаде храма...
На фото 12/2 фигуры людей, их ноги и руки подобны по форме стволам сухих деревьев.
Рассмотрим пример, показывающий как изобразительные связи вносят смысл в изображение.
На фотографии 13 посторонний человек с шляпой в руках смотрит на надгробье.
На фото 14 у нас возникает впечатление, что этот человек имеет какое-то отношение к надгробью – возможно, там похоронен его родственник. Наше отношение меняется из-за возникшей изобразительной связи между формой и тоном шляпы и округлой формой памятника и его цветом. В одном случае, праздно шатающийся по кладбищу человек, а в другом отец, брат или дед! Смысл создаёт наличие изобразительной связи в кадре.
На фото 15 женщина, возможно, прибирается на кладбище, сюжет для нас нейтральный (кроме того, что опять фотограф пришел на кладбище).
На фото 16 может показаться, что женщина думает о своём месте рядом с усопшими, потому что появилась изобразительная связь в кадре: угол наклона тёмного креста слева и платка на голове женщины подобны, тон креста и цвет одежды тоже похожи. Ещё ритм из надгробий по ходу движения взгляда позволяет предположить, как будут развиваться события. Мрачная картина бытия. Всё это конечно очень субъективные впечатления, но они основаны на внимательном изучении сюжета.
Вообще восприятие любой фотографии и любого другого произведения – живописи, скульптуры, литературы, музыкального очень субъективны. Один наблюдатель сможет увидеть и понять в сюжете одно, а другой совсем иное, в зависимости от возраста, образования, стереотипов мышления, сиюминутного психического состояния и многих других факторов… Главное избавиться от поверхностного взгляда и стараться увидеть и почувствовать глубже – это видение можно развивать.
Смысл этой фотографии автора Elliott Erwitt в том, что белые люди моют руки в своих умывальниках, а «цветные» в своих. Фото о расовой дискриминации.
На фото 17 чернокожий человек пьёт из крана для «цветных», но кажется, что его влечёт попробовать воду из запретного источника – чувствуется притяжение подобных цветов из-за изобразительной связи цвета рубашки и раковины для белых.
На фото 18 изменён цвет рубашки чернокожего, и напряжение из кадра ушло – человек как бы успокоился и довольствуется своим положением.
Ослабление изобразительной связи подобия по цвету привело к ослаблению смысловой связи.
Умение видеть и создавать нужные связи и тем самым выражать определенное отношение – это и есть умение фотографа говорить на языке изображения.
Символизм в фотографии.
В нашем мире существуют знаки и символы, основанные на стереотипах мышления, воспитании, навязанные образами из телевидения, журналов и газет, понятные всем людям.
Эти символы обозначают напрямую или предлагают домыслить, какие-то процессы, затрагивающие общечеловеческие понятия – любовь, счастье, смерть, война, религия и так далее.
Так же символы могут показать принадлежность места или людей к стране мира, религиозной конфессии, профессии, расе, социальному слою и многое, многое другое.
Эти символы, фотографы-мастера успешно используют в своих работах для внесения необходимого им смысла в изображения. Рассмотрим примеры таких работ.
На фото 19 житель северного русского города Норильск принимает душ под водой из системы охлаждения химического производства. Поза человека напоминает какого-то персонажа из потустороннего мира.
На фото 20 можно домыслить, что человек копает могилу - символы: лопата, оградка, прямоугольный ящик.
Сюжеты вызывают тяжелые ощущения – складывается впечатление от этих работ, что люди живут, чтобы умереть.
Эти фотографии являются частью большой фотоистории о производстве никеля в Норильске.
Фото 21 напоминает библейский сюжет, знакомый всем христианам мира – «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи (иллюстрация сверху).
Икона с изображением Христа, расположение фигур в кадре, часы на стене, как напоминание, что время подходит к какому-то рубежу – символы использованные автором для создания этой Фотографии с большой буквы. Человеколюбие в этой работе проявлено в присутствии образов учеников Христа в виде пациентов интерната с «синдромом Дауна».
На фото 22 присутствуют символы России, характерные для определённого времени – большой нательный золотой крест с цепью, золотые зубы и купола храма на дальнем плане. Фотография о России.
На фото 23 человек несёт окровавленный ящик (гроб многоразового использования) – символ насильственной смерти, войны. Дым на дальнем плане подтверждает символичность знаков на изображении.
Фото 24 сделано в Ираке, во время войны, и силуэт голубя на фоне дыма вносит оптимизм в сюжет, говоря своим присутствием, что мир всё равно придёт на эту землю.
На фото 25 уличная сценка в Норильске. Жуткое впечатление от того, что, кажется, в воздух бросают живого младенца.
На фото 26 автор показал учебную аудиторию в мусульманской стране.
Символично, что в кадре присутствуют одни женщины в специфических одеждах. Мусульманский мир поделен на мир мужчин и женский мир с разными законами.
Применяя знаки - символы в своих фотографиях, вы становитесь понятны зрителям по всему миру.
Каждый фотограф транслирует собственный взгляд на окружающий мир, на основе своего эстетического, духовного и социального уровня развития.
Сравнительный анализ изображений.
Фотография может быть обычной фиксацией реальности, а может быть авторской интерпретацией происходящего вокруг и отражением внутреннего мира автора. В первом случае в фотографии будет преобладать информативная составляющая, показывающая объекты, их внешний вид, события, места..., даже запечатленные красиво и правильно, а во втором случае - основой фотографии будет свет, цвет и композиция, которые показывают отношение автора к героям и событиям. Вам самим выбирать какие фотографии делать, но знать, о том, что есть разные подходы в съёмке, должен каждый.
Всегда важно сравнивать простые фотографии с хорошими, чтобы самим делать больше хороших кадров. Это позволит фотографу эффективнее и быстрее развиваться.
Предлагаю вашему вниманию фото, где одни и те же сюжеты, примерно с одним и тем же смыслом, сняты с разным уровнем изобразительной, художественной составляющей:
На фотографиях 27 и 28 изображен один и тот же сюжет – мужчины: скорее всего строители, кидают щебень или землю в тачки. Какая из фотографий Вам кажется более интересной, пространственной и динамичной?
Я думаю, фото 27, потому что в нём есть интересный свет и цвет, конструкция в виде трапеции, указатели в виде направленных в сторону изобразительных центров рук, подобные элементы – треугольные формы световых пятен, тени и фигуры людей, активная диагональная линия света тени, добавляющая динамики в изображение.
А на фото 28 просто зафиксирован процесс, без отношения автора или это отношение нейтрально. Это изображение более или менее уравновешено, но в нем нет структуры, организации внутри кадра, не понятно что главное, объекты "наложены" друг на друга, нет интересного светового рисунка и как результат, отсутствие композиции. Здесь значительно преобладает информативная составляющая над изобразительной. Вернее, изобразительная составляющая почти отсутствует.
Два портрета музыкантов (фото 29,30 снизу) очень похожи, но фото 30 отличается изысканностью и стильностью, оно лаконично, поза портретируемого подобна форме крышки рояля. Фото 29 кажется более "обычным", в сравнении с фото 30.
Фон на фотографии 30 имеет разный тон и разделён этими тонами в соотношении примерно 1 к 2, что добавляет строгости и геометричности в структуру фотографии.
Поняв принципы создания изображений, можно сделать вывод, как сделать хорошую фотографию. Инструкция;)
Вот способы, которые нужно использовать. Можно все сразу, что мало вероятно;), а можно только несколько из перечисленных.
Но надо отдавать себе отчёт в том, что сумма применения этих способов не гарантирует создание шедевра, а только приблизит к такой возможности...
- Перед съёмкой, фотографу нужно выбрать сюжет, подумать, как его показать и какой смысл передать в своей фотографии.
- Вам нужно определить подходящий световой рисунок для сюжета или нет, какую точку съёмки использовать и какую крупность плана.
- Определить смысловой центр сюжета и совместить его с изобразительным, совершив следующие действия:
- уравновесить изображение, либо использовать неуравновешенную композицию, в зависимости от замысла.
- Сформировать внутри кадра конструкции, геометрические фигуры, образованные воображаемыми линиями, по которым следует взгляд зрителя. Сформировать «рисунок» внутри изображения. Использовать повторяющиеся детали, ритм в фотографии.
- Выделить главное в фотографии (композиционный центр).
При помощи: Света. Цвета. Резкости. Размещения в кадре. Укрупнения главного объекта. Выделения контрастом. При помощи естественных обрамлений. Естественных указателей...
- Найти и усилить внутри кадра изобразительные и смысловые связи между объектами.
Изобразительные связи - связи подобия. По цвету, тону. По форме. По размеру. По направлению движения, ориентации в пространстве...
- Связи контраста - круглый и остроугольный, гладкий и пористый, противоположные цвета- синий и желтый, теплый и холодный оттенки.
- Сформировать композицию, на основе всего перечисленного выше.
- После выполнения всех этих действий, важно - выбрать правильный момент съемки - в зависимости от состояния героев, фаз движения, места в кадре, и нажать своевременно на спуск затвора фотокамеры.
Все описанные выше умозаключения и действия совершаются грамотным фотографом за какие-то секунды или доли секунды, на основе навыков и знаний и приобретенного опыта.
- После съёмки работа над хорошей фотографией продолжается, и теперь нужно выбрать лучший кадр, исходя из поставленных вами самим себе, целей и задач.
- Обработать выбранный кадр - кадрировать, при необходимости, произвести цветокоррекцию и т.д. - для придания большей убедительности идеи, лучшему выделению главного и приглушению второстепенного, усиления связей объектов внутри кадра и т.д.
И хорошая фотография сделана... Возможно...
Еще материалы по теме фотокомпозиция:
Композиция. Часть 3. 12 способов выделить главное в фотографии. Опыт мастеров.
Спасибо за внимание. Творческих вам успехов!
Продолжение следует.