Симметрия. Зрительный и физический вес в фотографии. Неравнозначность левой и правой части кадра, верха и низа. Композиция «весы». Уравновешенные и неуравновешенные композиции. Ритм в фотографии. Линейная композиция.
Для понимания фотокомпозиции необходимо учиться воспринимать изображения на уровне чувств и ощущений. Очень важно, на начальном этапе занятия фотографией, учиться чувствовать в изображении равновесие, либо его отсутствие.
Чувство равновесия у каждого человека врождённое, так как каждый из нас может вертикально стоять и ходить не падая – держать равновесие всегда, даже не осознавая этого.
В первую очередь необходимо научится размещать и уравновешивать объекты в изображении, при помощи простых приёмов, с которых мы начнём. А уравновесить нужно верх кадра с низом, обе его стороны между собой и по диагонали. Следующая задача - упорядочить, согласовать объекты внутри кадра, это главное, что делает фотограф, давая жизнь своим произведениям.
Организация изображения может быть как жесткой и геометрически выверенной, так лёгкой и воздушной, статичной и динамичной, равновесной и неуравновешенной… В каждом случае, знающий фотограф выбирает подходящую для конкретного сюжета организацию.
Когда кадр не организован, он воспринимается зрителем как неприбранная детская комната, с разбросанными во все стороны вещами – мило, но очень раздражает. Равновесие в кадре – всего лишь один из приёмов, но наиболее часто применяемый.
Зритель в изображениях часто ищет стабильности и находит её в уравновешенных композициях.
Многие авторы, для внесения ощущения нервозности и нестабильности в свои работы, используют неуравновешенные композиции. В каждом отдельном случае строится индивидуальная композиция. Однако, зная, принципы восприятия зрителем изображений, можно их использовать для построения кадра..
Каждый объект на фотографии имеет свой "изобразительный вес" и "значимость" для любого зрителя.
Как видеть изобразительную форму и композицию в фотографии.
Чтобы мгновенно увидеть изобразительную форму любой фотографии, "прочитать" её композицию, нужно посмотреть на изображение "расфокусированным" взглядом, как видят мир люди с плохим зрением, чтобы сосредоточить своё внимание на изобразительных центрах - самых темных либо светлых, либо крупных объектах, определить, формируют ли они какую либо геометрическую фигуру, узор, как двигается взгляд внутри изображения. Это нужно для исключения деталей и смысловой, эмоциональной составляющей фотографии. Привлекательная форма, имеющая структуру проявит себя мгновенно.
Про организацию кадра.
Симметрия. Жестко закрепленное равновесие.
Одна из самых строгих способов организации изображения — это зеркальная симметрия. Она сокращает количество, находящейся в фотографии информации вдвое. Зеркальная симметрия символизирует порядок и стабильность. Для древних слово симметрия означало ясность, равновесие, единство, гармонию. Симетрия может быть в кадре вертикальной и горизонтальной, диагональной - главное условие, чтобы объекты были размещены симметрично относительно воображаемой или реальной линии в изображении. Симметричная фотография отличается четкой структурой.
Симметричные фотографии передают спокойствие, тишину, стабильность, уверенность, надежность в сюжетах.
Примеры симметричной организации кадра.
Принцип равновесия, свет и тень.
Уравновесить кадр можно не только сопоставлением предметов, объектов, находящихся в разных частях изображения, но и элементами активного светотеневого рисунка, светового пятна, блика, а так же тени от объектов. Наравне с фигурами и предметами, световые линии, пятна, тени участвуют в заполнении кадра и делают его интересней.
Разные части кадра неравноценны. Равновесие по горизонтали.
Композиционное равновесие не означает, конечно, что в противоположных частях кадра всегда помещается равное количество элементов, что уравновешивающие друг друга фигуры и предметы должны занимать равные, или примерно равные площади или располагаться в кадре строго симметрично. Это - лишь частные случаи достижения равновесия. Построение гармоничной композиции возможно многими другими способами и приемами.
Вес может иметь даже свободное пространство и композиция может быть уравновешена пустым местом, световым пятном или тенью. Значимость композиционных элементов, их удельный вес связаны не только с формой, видимой в кадре и заполняющей его, но главным образом с их смысловым значением. Сюжетно важные элементы, в первую очередь привлекающие и задерживающие внимание зрителя, легко уравновешивают более громоздкие, но менее значимые элементы кадра. При сравнивании частей изображений мы руководствуемся своим врождённым чувством равновесия и каким-то образом определяем вес того или иного объекта.
Прямоугольники с кружками – схематичное изображение фотографического кадра с разными по цвету и форме элементами. Нужно обращать внимание на то, с какой "силой" кружки стремятся упасть, какой из них тяжелее и его сильнее "тянет вниз".
На рисунке 1 чёрный маленький кружок перевешивает большой белый – вес тёмного объекта больше веса белого.
На рисунке 2 чёрный маленький кружок равен по весу серому большому.
На рисунке 3 чёрный большой кружок имеет больший вес, чем чёрный маленький.
В фотографии существует понятие зрительного веса объекта, который зависит не от физической массы, а от значимости для зрителя, расположения в кадре, размера и цвета.
Например, большая гора в левой части кадра, может быть уравновешена маленькой фигуркой человека в правой части. Как на фото Mike Reyfman.
Наиболее значимыми объектами в жизни человека и на фотографиях соответственно, будут ЛЮДИ!
Мы в изображениях ищем, в первую очередь себе подобных, затем по шкале значимости для нас, расположились животные и другие живые существа, потом предметы, связанные с жизнедеятельностью людей - дома, автомобили и другие. Также значимыми для нас в фотографиях являются следы, которые человек оставляет в результате своей деятельности (и следы от ног тоже).
Зная эту особенность нашего восприятия изображений, становится ясно, что если мы хотим показать красивый пейзаж с небольшим домиком и деревьями, то домик будет самым значимым для нас элементом и иметь, как следствие больший зрительный вес, чем красивое дерево на переднем плане.
Зрительный вес объектов в кадре.
Зрительный вес объектов зависит от их расположения в кадре, размера, цвета, тона и яркости. Чем темнее объект, тем больший зрительный вес он имеет.
Зрительный вес увеличивается, если объект разместить дальше от центра кадра в сторону его границ
Проверьте, как Вы воспринимаете зрительный вес объектов.
На рис. 4 центральное размещение объекта, который имеет большую значимость, то есть воспринимается как главный, но малый зрительный вес.
На рис. 5 левый серый круг кажется тяжелее, чем тот, что в центре и легче того, который в правом нижнем углу.
На рис. 6 чёрный круг кажется самым тяжелым.
На фото 7 снизу, в центре находится мраморная скульптура женщины, она значимый элемент изображения - потому что самая светлая, на неё указывает яркая красная перчатка, но её зрительный вес меньше зрительного веса реальной женщины справа, её глаз и лицо притягивают взгляд зрителя сильнее.
Считается, что зритель, разглядывая изображение, смотрит слева – направо и ассоциирует себя с левой частью кадра.
На фото 8, рыбак смотрит на зрителя, а на фото 9, кажется, что он хочет отвернуться.
Пустота в кадре фото 8 уравновешивает массивную фигуру рыбака - свободное пространство словно заполняется направлением движения его взгляда.
Феномен левого и правого в фотографии.
Движение глаза при рассматривании плоского изображения.
Порядок «чтения» зрителями изображения должен быть заложен фотографом в его композиции. В изображении, мы воспринимаем, прежде всего, зрительно выделенные центры, самые акцентированные фигуры и детали. У них есть своя иерархия визуальной важности, она и определяет порядок восприятия. В зависимости от расположения этих центров и их соподчиненности, фотографию можно «читать» слева направо, снизу вверх или же от переднего плана в глубину внутрикадрового пространства.
Если в изображении нет выделенных центров внимания, или же они выделены недостаточно, мы будем «читать» его как текст, что естественно.
В. Кандинский назвал левую часть картины Далью, а правую Домом. Это можно понимать так: из Дали мы идем в Дом, а из Дома уходим в Даль. Входим мы в картину всегда через боковую дверь, а именно с левой стороны, то есть через Даль. Затем взгляд оказывается под влиянием композиции, именно она управляет всеми его дальнейшими движениями.
Взгляд зрителя «входит» в изображение слева, исследует детали, и завершает свой ход на правой нижней части фото, где знающий фотограф размещает объект, который является важным, «спрятанным», до определённого времени, способный изменить смысл изображения. Поэтому, зеркальная копия фотографии обычно теряет прежнее равновесие.
Зритель ассоциирует себя с левой частью кадра, как буд-то он смотрит на сюжет слева на право.
На фото 10 зритель ассоциирует себя левой частью кадра, где находится девушка, на которую направлена указующая рука. Кажется, что рука указывает на зрителя, и это вызывает чувства сопереживания девушке, которой пытаются что-то навязать.
На фото 11, как будто зритель сам указывает на девушку.
Смысл в изображении и ощущения у зрителя сильно меняются, в зависимости от варианта фото.
Равновесие по вертикали.
До сих пор мы обсуждали соотношение правой и левой частей кадра и говорили о равновесии в горизонтальном направлении, при компоновке фото. Но те же законы заполнения кадра действуют и к соотношениям верхней и нижней его частей. Взгляд зрителя так же чувствует загруженность и тяжесть верхней или нижней частей изображения, как и к перегрузке одной из его сторон.
В большинстве случаев правая часть кадра воспринимается зрителем тяжелее левой, а верх тяжелее низа.
Верхняя часть кадра по аналогии с окружающим пространством воспринимается как небо, а мы привыкли, что небо светлое и лёгкое. Тёмные объекты вверху кадра кажутся тяжелыми и стремятся «упасть» вниз, довлея над остальными частями изображения.
Внимательно посмотрите на фото 12, какие ощущения вызывает у вас сюжет? Кажется – ли вам, что ребёнку угрожает опасность? Почему?
Потому, что в верхней части кадра автор разместил тёмные объекты, которые создают ощущения опасности – давят на маленькую фигурку ребёнка.
При кадрировании (фото 13) опасность пропадает, кажется, что ребёнок всего лишь отбежал от родителей, которые сидят в кафе неподалёку. Ребёнок волнуется, но не более того.
Мы рассмотрели пример, как фотограф может менять смысл изображения простым кадрированием.
Ощущение тревоги и опасности привносит в фотографию, темное небо с дымом от пожара, как и предгрозовое небо. Казалось бы, свадьба романтичное событие, но фотограф, почему-то решил сделать это событие тяжелым, тревожным и опасным. Фото 14.
Соразмерность расстояний между объектами, достижение равновесия, иллюзия отталкивания и сближения объектов на фото.
В пределах кадра объекты размещаются на разных расстояниях друг от друга, и в зависимости от этих расстояний они либо находятся в гармонии - занимают стабильную позицию, либо "притягиваются" друг к другу, либо "отталкиваются" друг от друга. "Притягиваются", это значит стремятся сблизиться с другим объектом, образовать общую изобразительную массу. Такое происходит с близко расположенными объектами. По мере удаления объектов друг от друга, меняется их взаимодействие между собой и с рамкой кадра - сначала они занимают гармоничную позицию, затем отдаляются и перестают влиять на основной объект. Взаимодействие объектов в кадре, их место и расстояния между ними можно сравнить с орбитами планет в космосе - если уменьшить расстояние между космическими телами, они соединятся, если увеличить, то разлетятся в стороны, а если найти равновесную и гармоничную орбиту, планета займет свет место. В фотографии действую те же законы физики, что и в жизни, в космосе - законы равновесия и гармонии.
Менять расстояние между объектами в кадре можно перемещая свою точку съёмки - сдвигаясь в стороны, присаживаясь, занимая более высокую позицию.
Приведу несколько примеров фотографий, в которых, по моему мнению авторы нарушили равновесие в кадре, сместив объекты либо "слепив" их, либо напротив разнесли по разным сторонам кадра и между ними пропало взаимодействие.
На фото АlexStepanov разместил девушку справа скраю и наложил её изображение на автобус. Девушка и автобус образовали при такой компоновки один объект. Правая часть кадра получилась сильно тяжелее левой и равновесие нарушилось.
На фото с.золотавина люди слева и справа от мальчика в центре, формируют две изобразительные массы, потому что их изображения наложены друг на друга. Автору нужно было использовать друю точку съёмки, чтобы разнести людей по полю кадра, а не слеплять их друг с другом.
На фото Зинаиды Фадеевой (Макаровой) ошибки в компоновке не такие грубые как у предыдущих авторов, но всё же, два мальчика и ослик справа находятся настолько близко друг от друга, что формируют одну изобразительную массу. А ослик слева кадра при этом вообще выпадает из композиции, потому что находится слишком далеко от главных героев - мальчиков. И мальчик, что оглянулся на фотографа, своим взглядом выталкивает внимание зрителя вправо, по ходу направления своего взгляда, отсекая левую часть кадра и второго ослика.
На фото автора leo-52 непонятно какой объект главный - собака в центре кадра или какой-то из мужчин... Здесь получилось два кадра - собака и мужчина 1 и собака и мужчина 2. Мужчины далеко находятся друг от друга и "отталкиваются" в кадре. Возможно в этом и был замысел автора - показать отчуждение между людьми, и что между ними "встала" собака... Не уверен, что так и было.
Композиция «весы» - объекты расположены по обе стороны центральной оси кадра.
Такая композиция характерна тем, что автор "предлагает" зрителю сопоставить и сравнить левую и правую части фото. Фото 15,16 снизу.
Фото 15 еще и иллюстрирует особенность восприятия зрителем фотографий, при которой правая часть кадра кажется тяжелее левой. То есть, более мелкий объект в правой части кадра, может уравновесить более крупный объект, находящийся слева. Фото 15 кажется уравновешенным, при чем, более мелкий мужчина справа имеет равный изобразительный вес с мужчиной крупнее, который справа.
Неуравновешенные композиции.
В фотографии очень распространены уравновешенные композиции. И это подтверждают множество примеров. Однако, существуют и иные, как бы обратные решения, то есть, такие композиции, где равновесие сознательно нарушается авторами, для достижения определенного смысла.
Примером снимков, в которых нарушены классические принципы равновесия, могут служить фотографии 17, 18, 19.
На фото 17 левая часть кадра воспринимается тяжелее правой, движение всадника и лошади направлено в сторону пустоты в изображении.
На фото 18 фигура шамана наклонена в сторону его движения, и есть место в кадре для этого движения, горизонт на заднем плане образует наклоненная влево линия деревьев – всё это формирует неуравновешенную композицию.
На фото 19 движение борцов направлено вправо, в сторону, и так перегруженную объектами. Тёмная фигура справа перевешивает светлое окно в левой части кадра, тем самым нарушается равновесие. Но усиливается динамика броска.
Это, конечно, не случайность, а сознательно примененный авторами композиционный прием. Известно, что равновесие сообщает изображению устойчивость. Следовательно, потеря равновесия, выход из устойчивого положения содержат в себе элемент динамизма.
Неуравновешенная композиция делает снимок более динамичным, усиливает эффект внутрикадрового движения.
Ритм в фотографии.
Ритм – это периодическая повторяемость одинаковых или схожих элементов, а также интервалов между ними. В изобразительном искусстве, это обычно выглядит как повтор однородных элементов. Ритм ощущается когда последовательный ритмический ряд содержит не менее трёх повторений. Ритм организует процесс восприятия изображения и подводит зрителя к сюжетному центру.
Фотография, построенная на ритмическом рисунке ради ритма – не подводящего к пониманию смысла – воспринимается как тренировка в освоении художественного приёма.
На фото 20 разноцветные дома формируют ритмический рисунок, который подводит взгляд зрителя к фигуре бегущей девушки.
На фото 21 ритм из фигур на дальнем плане направляет взгляд зрителя слева направо до изображения молодого рыбака на переднем плане. Потом, по линии, сформированной сетью внизу кадра, от рыбака взгляд возвращается к точке входа в изображение и совершает следующий круг, исследуя всё новые и новые детали.
Фото 22 (снизу) построено на вертикальных и горизонтальных ритмах зданий и светотеневых рисунках.
Ритм и конструкция в фотографии тоже, что и в музыкальных произведениях – способ организации виртуальной реальности.
Ритм пронизывает все стороны жизни – мерный звук работы двигателя, стук дождя по крыше, ровные ряды колонн, оконных проёмов…
В кинематографе используется ритм. Ведь основа кинематографа – статичное изображение, фотография.
Тарковский так писал о ритме:
- "Ритм в кино передается через видимую, фиксируемую жизнь предмета в кадре. Так по вздрагиванию камыша можно определить характер течения реки, его напор. Точно так же о движении времени сообщает сам жизненный процесс, его текучесть, воспроизведенная в кадре". Ритм задаёт произведению определённую стилистику.
Старайтесь внимательнее всматриваться в пространство жизни и всегда найдете что-то важное.
Линейная композиция – один из способов организации пространства кадра.
Линия не является первичным элементом, формирующим изображение, а возникает как производная от тона, как контур, тональная или цветовая граница. Она представляет на снимке линию раздела двух тонов (цветов), иногда ясную и четкую, иногда мягкую, а порой и вовсе расплывчатую.
В схеме композиции главную роль играют именно активные линии, они задают её структуру, связи между отдельными ее элементами. При помощи активных линий может быть выделено главное в снимке, они указывают глазу: «смотри сюда, следуй за мной».
На фотографиях 23 и 24 линии образуют указатели которые подводят взгляд зрителя к главным элементам.
Линейная композиция очень сильный приём, который захватывает и затягивает взгляд зрителя, направляя его в нужное место, заставляя оставаться в изображении.
Продолжение следует...