Особенностью зрения человека и его сознания, является способность четко и ясно воспринимать не более одного объекта, предмета одновременно. Взгляд зрителя, при разглядывании изображения, находится в постоянном движении, перескакивает с одной детали на другую, как бы "ощупывает", сравнивает с "базой данных" памяти, распознаёт и переходит к следующим объектам.
Задача фотографа привлечь внимание зрителя к своей фотографии, заинтересовать и как можно дольше задержать это внимание на снимке.
Эти задачи фотограф может решить при помощи технических средств: -подходящей для сюжета экспозиции, баланса белого, резкости; и изобразительных средств: - композиции, светового рисунка и цветового решения.
Фотокомпозиция довольно большая тема, которая включает в себя множество приемов для передачи объёма пространства на плоскости (фотографии) - приемы передачи перспективы, выделение главного в кадре, передача иллюзии движения в статичной фотографии, создание эффекта присутствия для зрителя, передача авторской идеи и т.д.
Начну с приемов выделения главного. Потому что, в фотографии, как и в жизни, всегда важно уметь определять самое важное для себя. Иначе, можно за второстепенными деталями потерять суть происходящего.
Я не буду обсуждать сейчас фотографии - фотофиксации, основанные на важности, красоте или исключительности объекта - знаменитости в кадре, обнаженной красивой девушки, грациозного животного, труднодоступного места, значимого события - встреча политика, приезд актера, знаменитого певца. Если фото построено только на значимости объекта, то особой заслуги автора, в том, что он сделал такое фото нет, разве что он оказался вовремя в нужном месте и не забыл включить камеру. Так же глупо обсуждать фотографии, на которых, кроме главного объекта никого и ничего нет - только один человек и расфокусированный фон. На таких фото, и так, любому зрителю ясно что главное...
Я хочу поговорить о повседневных сюжетах, об обычных, ничем не примечательных людях, привычных местах, но снятых авторами так, что эти фотографии становятся произведениями авторского изобразительного искусства. О многокомпонентных сюжетах, где есть главные герои - люди (предметы), герои второстепенные, вспомогательные, есть многоплановость.
Хорошая жанровая фотография должна быть понятна, а значит автору необходимо показать что самое важное в кадре, создать эффект присутствия для зрителя и нужную атмосферу.
Смысловой и изобразительный центры кадра.
Фотографу необходимо отобрать из всего сюжета то, что яснее всего раскрывает смысл, содержание фотографии, он должен выделить эти элементы изобразительно, показать их отчетливо, ясно, то есть смысловой центр снимка сделать зрительным центром. Фотографу нужно привлечь внимание именно к центру сюжета, так как это – главное для раскрытия смысла фотографии.
Перед тем как начать фотографировать, нужно выбрать сюжет и определить его смысловой центр - например, на фото снизу, игра в карты подростков в парке. Главный герой на фото мальчик, который смотрит в объектив, остальные объекты второстепенные, но "работающие" на создание атмосферы. Сюжет - жизнь подростков на летних каникулах - катание на великах, купание в реке и игра в карты. Обычная бытовая сценка.
После выбора смыслового центра, необходимо совместить его с изобразительным центром, то есть выделить сюжет изобразительно - светом, цветом, размещением в кадре и т.д. Об этом поговорим сейчас подробнее.
Способы выделения главного в фотографии, можно условно разделить на две группы:
1. Как подчеркивать, выделять самое важное, при помощи каких приемов.
2. Как выбрать место этого главного в кадре, где разместить главный объект, чтобы зритель сразу его увидел.
Очень часто, на снимках начинающих фотографов много одинаково четких и резких деталей, мельчайших подробностей. Нет структуры снимка, композиция становится запутанной, а кадр перегруженным. Взгляд зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому что на фото нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, нет акцента на главном, все части сюжета кажутся равнозначными.
Любой зритель, начинает рассматривать фотографию с сюжетно важной части.
Известно, что глаз человека, рассматривающего какое-либо изображение, прежде всего, останавливается на самых ярких пятнах или на участках изображения с наивысшими контрастами. Это связано с физиологическими особенностями зрения человека.
Как выделить главное в кадре:
Исходя из этих физиологических особенностей человека, тот есть из природы восприятия человеком изображений, можно сделать выводы, что главным, важным для зрителя будет казаться объект, если его:
1. Показать главный объект самым крупным, относительно других. Для этого нужно подойти как можно ближе к сюжету или использовать длиннофокусный объектив. В этом случае в кадр попадает небольшая часть окружающего пространства; Пример на фото Steve McCurry.
2. Разместить главный объект на переднем плане, то есть ближе других к зрителю. Этот прием отличается от первого тем, что кадр может включать широкое пространство, снимок может быть снят общим планом, и только главный объект находится на близком расстоянии от объектива, и поэтому показан в кадре крупнее других объектов и окружающего пространства. Композиция в этом случае становится многоплановой; На фото Lynsey Addario, главный объект мужчина спереди слева.
3. Выделить главное контрастом. Тональное различие главного объекта и фона в монохромной фотографии. Контраст тонов помогает выделению главного объекта изображения - светлый объект отчетливо виден на темном фоне, так же как и темный на светлом; Как на фото Josef Koudelka.
4. Показать главное самым светлым на фото, сделать на нем световой акцент. На фото Сергея Максимишина луч света выделил помощника и ветеринара, который ставит прививку корове. Настоящая сельская жизнь.
Томас Мунита припомощи света выделил главных героев сюжета - двух женщин.
5. Выделение главного объекта цветом. Как правило, этот цвет контрастный, относительно всего сюжета. На фото Steve McCurry главный объект - рисунок мужчины на плакате вверху кадра, на синем фоне в красной чалме.
6. Выделение резкостью главного объекта в изображении и уменьшение резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению объектах. Выделение резкостью, редко используют жанровые фотографы, потому что они, как правило, используют широкоугольные объективы, фото этого жанра изобилуют деталями, которые важны, почти как и главные объекты, и выведение второстепенных объектов из зоны резкости сильно ограничивает возможности автора донести свою идею.
7. Для выделения главного в кадре использовать направление основных линий, ведущих взгляд зрителя к сюжетному центру композиции. Александр Петросян построил многослойную композицию, где спереди кадра портреты вождей, причем активные линии - обрамления портретов, приводят взгляд зрителя к главной героине снимка - девочке, которая смотрит на зрителя. Здесь автор использовал несколько приемов выделения главного.
Дмитрий Зверев, мастер лаконичных композиций, при помощи основных линий направил взгляд зрителя к маленькой светлой фигуре человека.
8. Для выделения главного использовать естественные указатели - ветвей деревьев, взглядов людей, жестов рук, дорожных знаков и т.д. и обрамлений - арок, дверных и оконных проёмов и т.д.;
9. Уменьшить значение второстепенных объектов на фото, чтобы увеличить значение главного.
Любой человек, разглядывая изображение, обращает внимание, ищет на нем себе подобного - человека. Так работает подсознание. Существует градация по важности объектов на фотографиях для зрителя. Самыми важными зрителем на фото воспринимаются люди, затем животные - кошки, собаки, домашний скот, птицы..., потом объекты, связанные с человеком, сделанные его руками, применяемые им в жизни - дома, машины, предметы игр..., потом следуют объекты природы - деревья, камни... При съёмке и выборе главного в кадре, это обязательно нужно учитывать - если стараться сделать главным объектом собаку, а в кадре есть человек, то нужно уменьшить значение человека, разместив на фото, только часть его изображения, а собаку показать полностью. Можно уменьшить значение объектов, сделав их изображения нерезкими, а главного объекта - четким.
Если в кадре много людей, а важно сосредоточить внимание зрителя на одном человеке, то можно остальных включать в кадр не полностью, а только часть их изображений. Как на фото Сергея Максимишина, где главный герой - мальчик с автоматом в руках, а изображения остальных ребят включены частично, чтобы уменьшить их изобразительное значением в композиции. Так же Сергей Максимишин использовал указатели в виде жестов руками, для выделения главного на фото.
10. Привлечь внимание можно взглядом главного героя на зрителя. Но, если в объектив фотографа попал взгляд второстепенного персонажа, а не главного героя, то внимание зрителя все время будет метаться с главного объекта на второстепенный. Как на фото с портретами вождей Александра Петросяна и на фото автора статьи - игра в карты подростков в парке.
11. Выделить главный объект изображения размещением в центре кадра или близко к нему. Как на фото Lynsey Addario, где главные герои новобрачные, вокруг которых развернулась неимоверная суета.
12. Разместить главный объект в точке пересечения линий, делящих кадр на три части (прием двух третей), или близко к "золотому сечению". Часто такое размещение главного объекта будет эффективно в лаконичных композициях, где есть не более 2-3 объектов.
Однако не всегда требуется выделять главное, если автор не ставит такой задачи. Иногда фотограф размещает в кадре множество равнозначных объектов, создавая из них структуру или без структуры, чтобы зритель мог сравнивать и сопоставлять похожие объекты. Такие композиции, без главных элементов называют "ковровыми". Вот пример такого снимка Сергея Максимишина.
Все перечисленные приемы могут успешно применяться в любом виде фотографии, не только в жанровой, а в пейзажной, портретной и других. Жанровая фотография выбрана мной для примера, потому что она самая сложная для съёмки и понимания. Если научится делать хорошую жанровую фотографию, съемка в других жанрах будет значительно проще.
Мастера жанровой фотографии, обычно используют для выделения главных объектов в своих работах несколько способов, а не какой-то один из перечисленных выше. Выбирается способ в зависимости от световой ситуации, сюжета, места и времени съёмок. В каждом отдельном случае индивидуально. Выбор способа происходит моментально и интуитивно, на основе опыта и знаний автора.
Зная все способы выделения главного в фотографии и умея привлечь внимание зрителя, фотограф не обязательно сделает хорошую и значимую фотографию. Сумма приемов и способов построения композиции не равна хорошей фотографии в итоге. А вот хорошая фотография это сумма приемов и способов построения композиции, помноженная на авторский взгляд и интересную идею, передающую смысл в фотографии. Поэтому, все что делает автор, - наблюдает, выбирает сюжет, определяет сюжетно важный центр, выделяет его при помощи разных способов, строит композицию, подчинено одной цели - реализовать свою идею.
Сами по себе ценными и художественными являются не световой и цветовой рисунок или необычная точка съёмки, а когда они становятся средством раскрытия сюжета фотографии в авторский, творческой реализации.
Если материал был полезен для вас, подписывайтесь и узнаете много интересного о том, как делать хорошие фотографии.