Композиция. Компоновка. Конструкция. Как выбрать формат кадра и кадрировать фотографии.
На первом этапе понимания композиции, рано задумываться о передаче глубоких смыслов и реализации авторских идей. Для начала, необходимо научится пользоваться "изобразительным языком" - созданием формы фотографии, чтобы потом, при помощи этой формы, внятно передавать смысл, состояние в кадре.
Компоновка. Конструкция. Композиция.
Первый уровень построения пространства в кадре - компоновка. Распределение, объектов - людей, предметов и фигур в фотографии. Основная цель компоновки — заполнение кадра и достижение элементарного равновесия. Если что-то находится справа, нужно уравновесить его чем-то слева, верх уравновесить с низом, распределить объекты так, чтобы не было пустого места. Есть простые правила компоновки (часто композицию, по крайней мере, фотографическую, сводят к этим правилам), но компоновка и композиция соотносятся как текст телеграммы и стихотворение.
Правила компоновки нужны в простейших сюжетах, где либо один главный объект и фон, либо есть два-три основных объекта и их просто нужно гармонично разместить в кадре. Но, при построении сложных композиций, правила компоновки часто перестают работать... Например, в компоновке простейших сюжетов, линия, которая делит кадр пополам, недопустима, а в композиции — нет. Потому что в композиции не бывает правил, схематичных решений. Варианты компоновки можно перечислить по пальцам, возможности композиции безграничны, здесь нет и не может быть никаких правил и запретов, как не может быть ограничений в творчестве. По сути, это и есть творчество, творчество формой.
Хорошая или плохая, какая-то компоновка имеется в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.
Второй уровень организации пространства в кадре - создание конструкции. Это схема построения композиции. Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений — в треугольнике, круге, овале. Конструкция касается всего лишь нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это скелет, который потом обрастет деталями, подробностей и нюансов. Конструкция — план организации, но не законченная организация. Ее элементы можно заменять другими, двигать, уменьшать или увеличивать. Конструкция задает траекторию движения взгляду зрителя внутри фотографии, не даёт ему выйти за пределы кадра. Во всяком случае, максимально возможное время "держит" внимание зрителя внутри фотографии.
И третий уровень организации пространства в кадре - это сама композиция.
Если соотносить фотографию с написанием текстов, то компоновка — это орфография, конструкция — грамматика фразы, а композиция — поэтика, наполнение этой фразы выразительностью и смыслом.
Как воздействуют фотографии на зрителя.
При просмотре фотографий, у большинства зрителей возникают:
- образные и ассоциативные впечатления, которые воздействуют на воображение зрителя и, вызывая у него какие-то ассоциации, формируют образы, связанные с этими ассоциациями. Например, пацаны, гоняющие мяч во дворе, на фотографии, вызывают воспоминания о детстве...
- эмоциональные впечатления, которые вызывают у зрителя непроизвольную реакцию на изображения - удивление, восторг, страх. любование, отторжение...
При помощи создания у зрителя эмоциональных переживаний и ассоциаций, фотограф передаёт идею и содержание своих фотографий.
Чтобы фотографу максимально точно передать свою идею в фотографии, нужно умело использовать приемы композиции.
Композиция (от лат. compositio - составление, связывание).
Композиция может быть симметричной и асимметричной, статичной и динамичной, объединяя пространство изображения при помощи сочетания линий, форм, фактур, световых и цветовых пятен, ритма, подводит взгляд зрителя к сюжетно важной части, предлагает ему ассоциативные образы, вызывает нужные эмоции и не дает взгляду выйти за пределы кадра, либо побуждает домысливать, что происходит за рамкой кадра.
Композиция может быть самодостаточна, как изобразительная форма, а может и приводить к заложенному автором смыслу.
- Композицию невозможно повторить, в каждом отдельном случае она уникальна.
- Можно утверждать, что композиция – это душа искусства и фотографии в частности.
- Композиция – это согласованное заполнение кадра. Как правило, все элементы композиции взаимодействуют друг с другом и с рамкой кадра.
- В композиции есть организация - конструкция, которая является схемой, основой композиции.
- В композиции все элементы жестко закреплены на своих местах, у зрителя не возникает желания что-то подвинуть или изменить в изображении. Как и у автора нет необходимости что-то улучшить в композиции.
- В композиции все пронизано изобразительными и смысловыми связями.
- В композиции есть подобные элементы, позволяющие зрителю сравнивать, сопоставлять объекты, изучать их.
- Композиция часто бывает символична, поэтому способна вызывать отклик у знакомого с этим символизмом зрителя.
Для примера приведу две фотографии, в одной из них автор построил композицию, а в другой есть только элементарная компоновка.
На фотографиях сверху, изображен один и тот же сюжет – мужчина везёт цветы на лодке. Но, одна из фотографий кажется более интересной, пространственной и динамичной.
На фото Стива МакКарри есть интересный свет и цвет, конструкция в виде треугольника, подобные элементы – форма лодки повторяет форму просвета на глади воды и форму теней от деревьев, контрформу неба между деревьями вверху и её отражение на воде перед лодкой.
А фото Владимира Мельника - простая фотофиксация объекта, скомпонована по правилу двух третей. О композиции, то есть о поэтике в этом снимке говорить не приходится...
Основы компоновки кадра.
Фотографу, перед съёмкой, необходимо «сбросить шоры», взглянуть на мир свежим взглядом - найти сюжет, нечто интересное в окружающем вас пространстве, причём интересное не только вам, а многим зрителям, если вы ставите перед собой такие задачи, а не занимаетесь обычной фотофиксацией.
После выбора сюжета съемки, нужно понять какой объект в кадре главный, и чем привлечь внимание к объекту и сюжету, а затем решить как удержать взгляд зрителя в пределах кадра. Эти задачи решаются при помощи компоновки - схемам построения изображений.
Основные приёмы компоновки изображения.
Правило третей.
Это правило нужно начинающим фотографам и тем, кто еще не научился уравновешивать объекты в кадре, не чувствует пока равновесие в фотографии.
Так же это правило хорошо работает в фотографиях с одним или двумя объектами и простейшими сюжетами, где нет нескольких взаимодействий и множества объектов, где нечем уравновесить один главный объект. Тогда, по правилу третей, главный объект может уравновешиваться пустым пространством в кадре...
Мысленно разделим кадр на три равных части по вертикали и горизонтали, как показано на приведённых выше фотографиях. Наиболее важными для зрителя на фотографии оказываются объекты, расположенные в зонах пересечения вертикальных и горизонтальных линий делящих кадр на три части, именно в зонах, а не точках пересечения. Эту особенность восприятия изображений зрителями и используют фотографы при компоновке и размещении сюжетно важных элементов в кадре.
Начинающий владелец фотокамеры старается поместить главный объект по центру кадра, что делает фотографию в большинстве случаев статичной и элементарной. На начальном этапе занятия фотографией используйте правило третей для развития чувства гармонии и равновесия в кадре.
На фото 1,2,3, авторы разместили изобразительные и смысловые центры рядом с точками пересечения воображаемых линий, делящих кадр на три части.
Линии в кадре. Диагонали.
Самая активная линия в прямоугольном кадре — это, безусловно, диагональ, она наиболее динамичная.
Следующий прием, применяемый в компоновке кадра это размещение в изображении сюжетно важных элементов близко к диагоналям кадра или параллельно им, использование линий и геометрических фигур, формируемых этими линиями при фотографировании.
На фото 6 явно выражено диагональное построение кадра, диагональ кадра формируется линией головы человека и животного.
На фото 5 диагональ кадра формируется линией тени, при этом, левая вертикальная граница кадра, нижняя линия тени, верхняя линия тени, и верхняя горизонтальная граница кадра формируют веерный узор на изображении (выделен белым цветом). Навстречу первому узору направлен второй, который формируется формой ветвей дерева (выделен красным цветом).
Часто мы дорисовываем в своём воображении линии, геометрические фигуры, которых в изображении нет или домысливаем происходящее за пределами кадра – это особенность нашего мозга.
Восходящая и нисходящая диагонали кадра.
Этот приём основывается на свойстве взгляда зрителя «читать» изображения по горизонтали как текст, слева направо.
Восходящая диагональ – воображаемая линия, проходящая из левого нижнего в правый верхний угол кадра. Нисходящая диагональ – воображаемая линия, проходящая из левого верхнего в правый нижний угол кадра.
Небольшое упражнение на развитие чувства равновесия. На рисунках 1 и 2, изображены автомобили.
На каком рисунке автомобиль движется вниз, а на каком вверх?
Восходящая диагональ рис. 1 и нисходящая диагональ рис. 2
Ответ: Такое ощущение, что на рисунке 1 автомобиль двигается в «гору», взгляд зрителя как бы подталкивает его слева направо.
На рисунке 2 автомобиль двигается с «горы».
Усложним задачу. На фотографиях 6 и 7 ослики с поклажей поднимаются в гору. Вы чувствуете, на какой из фотографий, им идти тяжелее? Постарайтесь почувствовать тяжесть и лёгкость движения. Где есть ощущение преодоления препятствия?
Разглядывая эти фотографии, вы можете сделать противоречивые выводы, если не сосредоточитесь должным образом. Снова предлагаю вам упражнение на развитие чувства равновесия в кадре. Разглядывайте фотографии по отдельности, закрывая рукой то одно, то другое изображение.
Ответ: на фото 7, осликам в гору подниматься легче, потому, что при разглядывании сюжета взгляд зрителя следует по ходу движения каравана, а на фото 8, кажется, что перед осликами находится какое-то препятствие, мешающее движению (они идут против естественного хода взгляда зрителя).
Это свойство нашего восприятия изображений нужно обязательно использовать для усиления передачи смысла в фотографиях. Например, при обдуманном размещении в кадре альпинистов идущих в гору (на фото 9 и 10) фотограф может создать ощущение у зрителя, что подъём очень тяжелый (фото 9) а может сделать так, что будет казаться что альпинисты идут на лёгкую прогулку (фото 10) …
Зависит только от Вас, фотографы, что увидит и почувствует в фотографии зритель. Меня точку съёмки - занимая позицию слева или справа от движущихся вверх объектов, мы можем менять состояние и смысл сюжета... Только речь идёт о выборе соответствующей сюжету точки съёмки, а не о последующем отзеркаливании фото.
Уровень горизонта в кадре.
Уровень горизонта - частный случай размещения любой горизонтальной линии в кадре, которая может быть параллельна верхней и нижней границе кадра, а может проходить под наклоном к ним.
В первом случае сюжет воспринимается более статичным и спокойным, во втором – динамичным и нестабильным, что приводит к привнесению разного смысла в изображения.
В редких случаях линия горизонта делит кадр пополам, часто, в изображениях, построенных на симметрии.
На фото 11,12,13,14 уровень горизонта размещён параллельно нижней границы кадра. Все композиции стабильны и статичны, кроме фото 14, на нём изображен бегущий по круглым трубам мальчик. Но чувства опасности за него не возникает, так как основание кадра стабильно - положение труб не подразумевает того, что они развалятся… А только мы немного изменим уровень горизонта в этом кадре при помощи кадрирования и сразу получим нестабильную ситуацию… (фото 15), аж страшно за мальчика становится. Возникает ощущение, что трубы покатились и мальчик убегает, спасаясь.
На фото 16 и 17 автор осознанно наклонил уровень горизонта в кадре и внёс динамику и нервозность в изображения. А на фото 17 эффект нервозности и движения усиливается "шевеленкой" - дрожанием кадра.
Можно сделать вывод, что наклон уровня горизонта в кадре добавляет динамики в сюжет, нестабильности в ситуацию и даже тревогу, при умелом его использовании.
Конструкция кадра.
Вы узнали, что такое компоновка и чем она отличается от композиции, познакомились с основными приёмами заполнения кадра, которые основаны на особенностях восприятия зрителем изображений. Пришло время познакомиться с ещё одним свойством нашего зрения и сознания:
– Объединением объектов в изображении в группы по сходным признакам и их обобщение.
При рассматривании фотографий зритель обращает внимание на расположение объектов в кадре, - образуют ли они какую–то общность в виде простой геометрической фигуры, узора или группы.
Используя это свойство, фотограф, внутри своих изображений стремится создать основу, разместить изобразительные центры так, что бы задать направление для движения взгляда зрителя – создать конструкцию кадра.
Сначала фотограф компонует кадр, то есть, распределяет объекты по плоскости, затем или одновременно, размещает сюжетно важные элементы в виде геометрических фигур – создаёт конструкцию, затем на эту конструкцию нанизывает детали изображения и наполняет фотографию смыслом.
Конструкция – скелет, который станет основой фотографии, в большинстве случаев, может представлять из себя простые геометрические фигуры – треугольник, круг, овал, ромб и т.д.
На фото 18 автор использовал конструкцию кадра в виде ромба.
На фото 19 явно виден треугольник.
На фото 20 – конструкция в виде искривлённой трапеции.
На фото 21 три фигуры, тень и ухват образуют конструкцию в виде треугольника.
Не всегда, при размещении элементов в кадре нужно использовать конструкцию, довольно часто объекты равномерно распределяются по плоскости изображения. Так же может не быть одного ярко выраженного акцента – главного элемента, хотя организация кадра, его упорядочивание присутствует всегда. Авторы часто в виде основы применяют какой-то узор. Ниже примеры таких фотографий 22 и 23.
Выбор формата кадра в композиции.
Сам сюжет фотографии диктует формат кадра - вертикальный, горизонтальный или квадрат.
Часто, выбор формата кадра диктуется размером или видом применяемой камеры, фотоплёнки, матрицы, то есть, техническими параметрами аппаратуры и материала. Так же, автор выбирает формат кадра в зависимости от крупности плана, линий и положения главного объекта,– вертикальный, горизонтальный или квадрат.
Выбирая формат изображения, мы решаем вопрос заполнения пространства кадра и одновременно рационального его использования для более точного раскрытия сюжета.
Основным критерием выбора формата кадра, является направление развития сюжета. Это направление могут задавать движения, взгляд человека, взаимодействие людей в кадре, а так же активные линии, формирующие рисунок изображения, форму зданий, дороги в пейзаже, направление светового рисунка... Все что создает направление в сюжете, реальное или подразумевающееся.
Если сюжет не подразумевает какое-то направление развития, в нем нет активных линий, то формат кадра выбирается исходя из простой необходимости заполнить изображение, оставить необходимое и исключить лишнее рамкой кадра.
При определении формата изображения и выборе его границ нужно учитывать элементарные правила компоновки - оставлять в кадре достаточное свободное пространство по направлению движения, поворота, жеста или взгляда человека, развития сюжета.
Однако, иногда есть необходимость исключить из кадра свободное пространство перед движением, взглядом человека, для создания эффекта подразумевающегося развития сюжета за пределами кадра. Или для нарушения равновесия и создания иллюзии движения из сюжета.
Фотограф Мартина Франк в портрете Лилии Брик (сверху), сделанном незадолго до ухода Брик из жизни, при помощи кадрирования показала философский подтекст - стремление выйти из кадра сравнила с стремлением уйти из жизни, готовность к уходу. Состояние Лилии Брик в этом портрете говорит о том, что ей уже не интересно в этом мире, все что было важного, уже произошло... Я согласен с такой интерпретацией критиков фотоискусства, композиции этого портрета.
Вертикальнй формат.
На фото 25 сюжет - сформирован формой зданий и улиц, они как бы "заползают" на гору, создавая развито сюжета вверх. Это и послужило причиной выбора вертикального формата кадра.
На фото 26 необычный вертикальный пейзаж, с фактурныи корнями и стволом дерева, устремленным вверх.
На фото 27 автор использовал вертикальный формат, чтобы сосредоточить внимание зрителя на отражении и его вытянутой снизу вверх форме. Сюжет в этом кадре развивается вертикально.
Горизонтальный формат кадра.
Для человека наиболее привычно смотреть из стороны в сторону, чем снизу вверх. Мы, в реальной жизни, значительно реже смотрим вверх, чем в стороны. Это обусловлено нашей физиологией, строением глаз, головы и позвоночника. Форма глаза у нас вытянутая по горизонтали, зрение имеет более широкий угол по сторонам, нежели верх и низ.
Горизонтальные изображения воспринимаются зрителем привычней, потому что мы видим мир горизонтальным. Поэтому, большинство изображений, которые нас окружают - горизонтальные. Экран телевизора, монитор компьютера, фильмы, большинство фотографий - сделаны в горизонтальном формате...
Горизонтальный формат повествовательный, располагающий к спокойному восприятию, вертикальный соответствует активному действию или наличию в кадре активных вертикальных линий и направлению развития сюжета - если сюжет развивается снизу вверх, как на фото 25,26,27.
На фото 28 сюжет развивается слева направо – мальчик прыгает с лодки.
На фото 29 основанием кадра служит линия ограждения фонтана, она и формирует кадр, вместе с повторяющимися вертикальными фигурами. В кадре есть несколько сюжетов: взаимодействие военных между собой, детей между собой, скульптур и всех объектов вместе, и это происходит в горизонтальной плоскости.
На фото 30 и 31 горизонтальный формат обусловлен съёмкой плоской поверхности земли. Пейзажные фотографии.
В портретной фотографии, особенно снятой крупным планом, чаще всего применяется вертикальный формат и квадрат, это обусловлено задачей поместить фигуру человека в кадре. В жанровом портрете вертикальный формат редко используется, потому что в нем, важно передать окружающую обстановку, которая больше рассказывает о герое портрета, чем он сам, то есть его внешний вид и состояние...
Горизонтальный формат хорошо подходит для съёмки пейзажей, жанровых сюжетов с большим количеством деталей и пространственным построением кадра в стороны и в глубину.
Квадратный формат.
Этот формат применяется, как основной, в среднеформатных и крупноформатных профессиональных камерах. Так же квадрат применяют многие фотографы, как кадрированный горизонтальный или вертикальный. Если Вы хотите использовать этот формат, то нужно в процессе съёмки ставить себе такую задачу, то есть размещать все объекты так (ближе к центру кадра), чтобы потом без особых потерь кадрировать уже отснятые в другом формате фото. Фотографии Майкла Истмена в квадратном формате - пейзаж и городская среда. На фото 33 и 34 примеры применения автором квадратного формата. Квадрат тяготеет к лаконичности и стабильности композиции.
Многие фотографы на начальном этапе применяют чаще вертикальный формат кадра, потому что не научились гармонично размещать на фото достаточно большое количество элементов, тем самым неосознанно ограничивают пространство. C опытом это проходит, и вертикальный формат применяется реже.
Кадрирование.
Кадрирование – выбор границ фотографического кадра. Уточним назначение этой манипуляции с изображениями.
Фотограф кадрирует дважды – первый раз компонуя изображение при съёмке, второй при последующем анализе и отборе всего фотоматериала. Мастера 90% своих работ снимают в «полный кадр» - у начинающих фотографов не всегда это получается.
Рассмотрим критерии, которыми руководствуются авторы при уточнении границ кадра. Кадрировать можно и нужно если при этом улучшается изображение. Кадрирование после съёмки производится для более внятного выделения главного в изображении, для усиления эффекта движения, для исключения ненужных элементов и неинформативных участков (пустот) из кадра, усиления или ослабления изобразительных и смысловых связей. Пример выбора крупности плана и кадрирования портрета Пабло Пикассо автором Арнольдом Ньюманом. Всегда решение о выборе наиболее интересного варианта принимается только автором исходя из его видения.
Автор фото Анри Картье-Брессон Кадр – оригинал. Вариант кадрирования известный всему миру.
Анри Картье – Брессон перед тем, как дать жизнь своей знаменитой фотографии, кадрировал её. Фото сверху.
Ещё один пример выбора крупности плана и кадрирования портрета Игоря Стравинского автором Арнольдом Ньюманом.
Окончательный вариант портрета Игоря Сравинского.
Спасибо за внимание. Продолжение следует.