Тэцуя Исида — современный японский художник, известный своими сюрреалистическими изображениями японской городской жизни конца 20-го и начала 21-го века. Его работы обычно изображают гиперреалистичных мальчиков и мужчин, чьи тела интегрированы в бытовую технику, промышленное оборудование, гражданскую архитектуру и формы животных. Картины Исиды затрагивают темы изоляции, потребительства, академических и профессиональных тревог на рабочем месте и городской банальности.
Исида быстро поднялся в рядах японской сцены современного искусства после того, как несколько его картин были выставлены в нескольких галереях в культурном центре Гиндза, а его работы были представлены на первом в истории аукционе Кристи по восточноазиатскому авангардному искусству (наряду с работами Такаши Мураками) в 1998 году.
Острые наблюдения Исиды за бурным «Потерянным десятилетием» Японии (1991–2001) сильно повлияли на содержание и темы его картин. Экономический бум страны 1980-х годов закончился рецессией в 1991 году, которая перешла в 21-й век. Следовательно, молодые люди, окончившие университеты в течение этого десятилетнего периода, столкнулись с гораздо большими трудностями при трудоустройстве; тысячи недавних выпускников были безработными или частично занятыми. Повышенное давление и тревога, которые они испытывали, привели к тому, что общество заклеймило их как «потерянное поколение». В то же время Япония пережила несколько социальных и политических кризисов, которые еще больше обострили ее существующие проблемы: Атаки с зарином в токийском метро в 1995 году, совершенные сектой судного дня Аум Синрикё; разрушение городской инфраструктуры после землетрясения в Кобе в 1995 году; и убийства детей в Кобе в 1997 году, совершенные четырнадцатилетним мальчиком.
Как часть «Потерянного поколения» личная жизнь Исиды неразрывно связана с повествованием его картин. Его родители и школьные чиновники постоянно оказывали на него давление, чтобы он получил высокие оценки на школьных экзаменах и нашел оплачиваемую работу вне сектора изобразительного искусства. Отсутствие интереса Исиды к альтернативным профессиям в сочетании с социальными ограничениями заставило Исиду глубоко бороться со своим индивидуализмом.
Помимо личного опыта, Исида черпал большое художественное вдохновение из:
- Японские комиксы и манга, особенно работы художника-иллюстратора Рокуро Таниучи и карикатуриста Ёсихару Цугэ.
- Европейские и американские художники Бен Шан, Винсент Ван Гог, Ансельм Кифер и Фриденсрайх Хундертвассер.
- Кинематографическая мизансцена российского режиссера Андрея Тарковского и иранского режиссера Аббаса Киаростами.
- Изображение самоубийства в скандальном фильме немецкого режиссера Йорга Буттгерайта 1990 года Der Todesking (Король смерти).
- Литература Федора Достоевского, Кобо Абэ и Осаму Дазая.
Поскольку психическое заболевание было важным атрибутом его работы, противоречивые взгляды Исиды на мировоззрение сказались на его личной жизни. В 2005 году Исиду сбил поезд и многие пришли к выводу, что это был акт самоубийства.