Наши герои прошли через многое: институт, первая работа, свой бизнес и ошибки вперемешку с ошибками.
Сегодня они хотят поделиться с вами советами, которые помогут в поиске себя и построении карьеры
Оглавление
- Иван Кузнецов — продюсер, специалист по связям с общественностью Центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» — @mne_nuzhno_pospat.
Иван Кузнецов
Продюсер, специалист по связям с общественностью Центра сопровождаемого проживания «Гурьевский»
На кого ты учился?
Я магистр международной журналистики, учился в МПГУ, там же и получал степень бакалавра по специальности "Журналистика"
Кем ты работаешь?
Сейчас работаю специалистом по связям с общественностью Центра сопровождаемого проживания "Гурьевский", также есть статус ИП в сфере видеопроизводства и фото.
Чего ты не получил в вузе, но хотел бы?
В моём вузе была сильная теоретическая база, но мне страшно не хватало практики.
Журналистика, особенно телевизионная, требует хорошей практической подготовки: работа с техникой, программами, умение подготовить съемочную площадку, знание предпродакшена. Всего этого в моём вузе не было — только теория.
Какая была твоя первая работа в медиа и как ты начал работать в центре «Гурьевский»?
Самая первая моя работа была в Комитете общественных связей Москвы, когда мне было 14 лет.
В то время я был преимущественно "пишущим" журналистом — публиковал много новостных текстов, репортажей, эссе. В какой-то момент меня "переманили" на телепроизводство — я стал телеведущим и корреспондентом, занимался озвучкой фильмов.
С тех пор я сменил много мест работы, включая государственные телеканалы, а с весны 2022 года нашёл своё пристанище в центре, который занимается социализацией и адаптацией молодых людей с ментальными особенностями.
С какими трудностями ты столкнулся в самом начале своей карьеры и с какими сталкиваешься сейчас?
В самом начале трудностей было много — я учился в процессе работы, и ошибки были неизбежны.
Мне кажется, это общий момент для тех, кто только начинает профессиональный путь без должного опыта. Специальностей у меня было много, и каждый раз на новой должности приходилось чему-то учиться с нуля.
Во времена работы на телевидении было особенно тяжело: работал иногда по 20 часов в сутки, без выходных и праздников, в условиях сильного стресса и большой ответственности. Приходилось учиться быть человеком-оркестром, который может заменить "выпавшего" из процесса коллегу на любом этапе. Во время работы в качестве международного продюсера приходилось учить новые языки, чтобы вести элементарную коммуникацию.
Сейчас в моей работе нет больших трудностей, лишь рабочие моменты: неточности в мелочах, некритичные выходы за дедлайны — всё это кажется небольшой досадой по сравнению с той работой на телевидении, через которую я прошёл раньше. Это была отличная школа, которая закалила, научила и сломала меня для того, чтобы стать сильнее. Сейчас я по-настоящему кайфую от своей работы и, что гораздо важнее, вижу её результат и чувствую себя нужным.
Какой совет можешь дать тем, кто хочет идти в пиар и медиа?
Мой главный совет, который я давал студентам ещё несколько лет назад, — не идите в медиа и пиар, если вы любите комфорт, цените своё здоровье, личное время, личную жизнь и психику. Совет не типичный, но искренний.
Эта работа далеко, далеко не для всех, и пресловутый довлатовский компромисс с собственной совестью и самим собой прекрасно знаком каждому, кто работает в медиа. Тем не менее, если вы всё же отважились связать свою карьеру с медиа, я с огромным уважением пожимаю вашу руку — вы отважный и самоотверженный человек!
И, чтобы сохранить ваши нервы и силы, я могу дать совет, который дал бы самому себе: идите в видеопродакшн или создавайте собственное дело. Так вы будете меньше зависеть от чужих характеров и прихотей.
Что тебе больше всего нравится в твоей работе?
Больше всего мне нравится видеть удовлетворительный результат своей работы.
Нет ничего приятнее, чем завершенный проект или снятый фильм. Тогда ты по-настоящему понимаешь цену всех трудностей, с которыми столкнулся в процессе производства.
Что самое важное в человеке, который работает в медиа?
Самое важное — уметь быть "многостаночником", разбираться во всех этапах производства хотя бы немного, чтобы говорить с коллегами на одном языке и при случае подменить их.
Учитесь новому каждый день, учитесь у каждого встречного, будьте открыты и коммуникабельны, — без этого невозможно существовать в нашей сфере!
Екатерина Голова
Продюсер НКО «Новые Русские медиа»
Где ты училась?
Я училась в НИУ ВШЭ на программе «реклама и связи с общественностью». С третьего курса моя специализация по выбору — коммуникации в цифровой среде (диджитал): вопросы smm, ceo, таргета.
Чего ты не получила в вузе, но хотела бы?
Не было ничего в университете, чего мне не хватило.
Я понимаю, что такое бакалавриат, и не жду от него того, чего он дать не может, — это все же академическое образование. Но если и есть что-то, я восполню это дополнительным образованием, например, сейчас учусь в «Британке» на дизайнера.
Какой была твоя первая работа в медиа?
Мое первое и настоящее место работы совпадают — я работаю в некоммерческой организации «Новые Русские медиа».
Я продюсер, но выполняю еще дизайнерские функции, занимаюсь постпродакшеном, пишу и беру интервью. Мы ведем несколько проектов, самые крупные — конкурс студенческих медиаработ «УниверСити» и образовательная площадка для региональных журналистов «Вместе медиа».
За что я люблю Вышку, так это за то, что она подталкивает к практике на всех этапах учебы. Есть такая штука у нас — крéдиты. Это баллы за внеучебную деятельность — участие в научных проектах, ДОДах, волонтерство и практики. В начале 3 курса я подала заявку на внешнюю практику в организацию, прошла собеседование, и команда меня взяла. Тогда я занялась оформлением мультимедийного проекта о новой этике: мы рассматривали этот феномен с разных сторон, брали комментарии у журналистов, представителей медиасферы.
Тогда прямо по ходу дела я училась верстать веб-страницы, делать анимации, вникала в суть «новой этики». Мне было все в новинку, я не понимала среды, в которой работаю, но очень старалась все же ее познать. Мне приходилось обращаться к помощи знакомых, которые могли подсказать, как сделать то, чего я не умела, приходилось гуглить то, чего не знала. Я много говорила и много спрашивала, и так пыталась сделать чуть понятнее происходящее вокруг.
Тогда я еще не была частью команды, да и вообще, казалось бы, проект от университета вообще не предполагает сильной включенности — сделал и гуляй. Но через недели 2 я уже сидела на записи подкаста, еще через месяц полетела в Екатеринбург на фестиваль, заменяя продюсера, которая улететь не смогла. А потом меня взяли на работу.
У меня есть золотое правило — «сила действия равна силе противодействия». Вот как ты отнесешься к проекту, воспримешь его как свой собственный, так он твоим собственным и станет. Надо болеть за дело, я болею.
Что тебе больше всего нравится в работе?
Я очень ценю в работе две вещи.
Первое — люди. Мы работаем, с одной стороны, с уникальными региональными журналистами, с другой, с федеральными экспертами. Представьте, сегодня на вебинаре у нас главред NGS, завтра мы уже на Коммерсант FM, послезавтра уже с Пятницей! Это возможность стать лучше, узнать людей и их взгляд на мир.
Второе — разноплановость. У меня есть возможность организовать съемки, анимировать интро к видео, записать интервью, сверстать e-mail рассылку или лендинг для курса. Это все насыщает работу.
Какое самое важное качество в продюсере?
Самое важное — человечность и заинтересованность.
Пиарщик, продюсер — это все про взаимоотношения с людьми. Вот если тебе правда будет интересен механизм работы ФКК, если ты захочешь узнать про новый проект вашего коллеги, если ты лишний раз поинтересуешься, что нового у эксперта, тогда и только тогда люди и проекты к тебе потянутся.
А еще настойчивость. Продюсирование предполагает некоторую беспардонность даже, уверенность в себе и своем проекте. Этому надо учиться. Если говорить о том, каких скиллов у меня не хватает, то вот он ответ.
Какой совет можешь дать тем, кто хочет реализоваться в медиа?
Любите то, что делаете, и людей вокруг, — это выручит. И не раз.
OKHRA
Звукорежиссер и аранжировщик
На кого ты учился?
У меня среднее общее образование. После 11 класса решил не поступать в ВУЗ.
Кем и где ты работаешь?
На данный момент работаю звукорежиссёром и аранжировщиком.
Чего ты не получил в вузе, но хотел бы?
Мне не хватало ни материальных средств, ни баллов ЕГЭ, чтобы подавать документы на кафедру звукорежиссуры, поэтому я занимался самообразованием с помощью интернета и онлайн-курсов.
Какая была твоя первая работа в сфере музыки?
Моей первой работой было создание базовых аранжировок для местных рок-артистов. Я долго набирал клиентскую базу, практический опыт и теоретические знания. Думаю, это главный критерий развития. Не стоит забывать, что ты работаешь не только с аудио файлами, но и с живыми людьми. Поэтому навык правильного общения с заказчиками особенно важен. Конкретно в моём случае я часто слышал: "Мне сделали трек на студии, но меня совершенно не слышали и даже не хотели принимать мои правки по проекту, поэтому я пришёл к тебе".
Набрав большую базу артистов, которые идут ко мне не только за качественной работой, но и за хорошим отношением, моё продвижение в музыкальной среде стало увереннее.
С какими трудностями ты столкнулся в самом начале своей карьеры и с какими трудностями сталкиваешься сейчас?
Трудность номер один — много информации. Она разная и не всегда полезная. Огромное количество источников, которые предполагаются для новичков и имеют в себе не совсем правдивую информацию. Фильтруй информацию!
Трудность номер два — самоорганизация. Если ты планируешь жить исключительно на прибыль со звукорежиссуры или аранжировок — поздравляю, у тебя много времени! Но распределить это время правильно и рационально, да ещё так, чтобы творчески не выгореть — огромная проблема, с которой я сталкиваюсь до сих пор.
Важнейшая трудность номер три. Деньги будут не всегда. При достаточно плотном потоке клиентов даже у меня встречаются моменты, когда накоплений уже не осталось, а до ближайших выплат около двух недель. Это не страшно! Нужно учиться правильно планировать свой бюджет.
Какой совет можешь дать тем, кто хочет реализоваться в звукорежиссуре?
Не бояться идти по непротоптанной тропе музыканта и при этом держать себя, свои дела и мысли в тонусе. А также не забывать знакомиться с интересными людьми из своей сферы!
Что тебе больше всего нравится и не нравится в своей работе?
Нравится знакомиться с творческими людьми. Люблю просыпаться в четыре вечера и засыпать в шесть утра с чувством, что ты всё делаешь правильно.
Нравится понимание, что знания в сфере можно углублять бесконечно.
Классно, что каждый проект по-своему уникален, и работа не превращается в однотипную последовательность действий.
Проблема: Люди не всегда понимают, почему хорошая аранжировка или сведение стоит дорого. Часто музыканты обесценивают твой труд и опыт, выпрашивая сделать им большой объём работы бесплатно.
Не нравится нестабильный доход. От остального без ума от счастья.
Что самое важное в хорошем звукорежиссере?
Креативность, усидчивость, наслушенность, терпеливость и стрессоустойчивость, чувство вкуса, желание постоянно обучаться, быть коммуникабельным и уметь находить подход к любому артисту и, конечно, гореть своим делом.
АРСЕНИЙ СЕННИКОВ
Продюсер канал ТНТ
На кого ты учился?
Я учился всё время, сколько себя помню. Если исключить всяческие кружки и школу, я прошел курс ФДП (Факультет Довузовской Подготовки) от ВШЭ, поступил в РАНХиГС на медиажурналистику с майнером по управлению проектами.
Кем и где ты работаешь сейчас?
Сейчас я работаю в холдинге Газпром-медиа продюсером канала ТНТ.
Чего ты не получил в вузе, но хотел бы?
ВУЗ нужен для другого, он не построит за вас карьеру. Все, что от него требуется, это дать вам базовые знания и научить учиться.
Какая была твоя первая работа в качестве продюсера и как ты начал работать на ТНТ?
Это первая моя продюсерская должность. До этого я много лет работал на съемках от разносчика кофе и [уборщика] мусора, до аналитика на подработке.
С какими трудностями ты столкнулся в самом начале своей карьеры и с какими трудностями сталкиваешься сейчас?
Мне кажется, самое сложное таится не вне, а внутри.
Ожидания и страх перед грядущей ответственностью гораздо тяжелее перенести, чем шестнадцати часовую смену на площадке. Сейчас я спокойнее отношусь к ответственным и нервным моментам, но все таки считаю их наиболее сложными в моей карьере и жизни.
Какой совет можешь дать тем, кто хочет стать продюсером?
Прозвучу, как старый пердун, но единственный верный вариант это работать и учиться.
Ну и, само собой, не опускать руки.
Что тебе больше всего нравится и не нравится в своей работе?
Я работаю с очень умными людьми, у которых отличное чувство юмора. Это специфика профессии. Еще я очень часто смотрю разные передачи, сериалы и фильмы, иногда езжу на съемки. Это все очень круто и интересно.
Хотел бы работать в другом месте или вообще поменять карьеру?
Иногда задумываюсь об этом, но точно не сейчас. Пока меня все устраивает, и я не чувствую стагнации.
Что самое важное в продюсировании и что самое важное в хорошем продюсере? Может есть какие-то особые черты, навыки?
Распишу по пунктам:
1. Внимание к мелочам. Дьявол, как и рейтинги, кроется в деталях.
2. Трудолюбие. Телевизор работает 24/7, значит и ты должен.
3. Уверенность в себе. Ты не сможешь влиять на производство контента и быть в нем уверенным, если сам не уверен в себе.
ИЛЬЯ ДЕМЕНТЬЕВ
Диктор, телеведущий
На кого ты учился?
У меня половинка образования медицинского. Я перевёлся с 3 курса из АгМА (Амурская государственная медицинская академия) в АмГУ (Амурский государственный университет) на психолога. Закончил в 2005 с профессией психолог.
Кем и где ты работаешь?
Сейчас я самозанятый. У меня два больших направления. Главное — это создание аудиокниг, второе — ведение мероприятий.
Чего ты не получил в вузе, но хотел бы?
Практика. Ее было чрезвычайно мало. Хотелось применять знания в практическом русле.
Какая была твой первая работа в медиа сфере?
Мне в данный момент жизненного пути больше нравится говорить о создании аудиокниг. Начал я с подачи друга-автора. Озвучил для него несколько книг в 2019. С 2020 стал активно записывать для других авторов и издательств. Сейчас у меня больше 250 озвученных аудиокниг.
С какими трудностями ты столкнулся в самом начале своей карьеры и с какими сталкиваешься сейчас?
Коммуникабельность. Ее приходилось «наращивать». Сейчас, кроме недостатка времени, проблем не видно.
Какой совет можешь дать молодым специалистам?
Увеличивать скорость создания. Продукт должен быть хорошим, а не идеальным.
Да-да, он должен быть очень хорошим! Но в погоне за идеальностью вы не сможете сделать столько, сколько хотели бы. И унификация. Вы в чем-то хороши — делайте это. То, что можно упросить и отдать на аутсорсинг — упрощайте и отдавайте. К примеру, в начале работы над аудиокнигами я создавал 1 час аудио в день максимум. Теперь в среднем это 3 часа в день. Всё благодаря оптимизации. А больше часов — больше монетизация.
Что тебе больше всего нравится и не нравится в работе?
Нравится, что я могу читать классные книги и зарабатывать на этом. Не нравится, когда книги скучные, но ты никуда не можешь подвинуться, потому что контракт и график.
Хотел бы ты работать в другом месте или вообще поменять карьеру?
Я это сделал два года назад, чему очень рад.
Пандемия 2020 очень качественно меня развернула в сторону аудиокниг. Но и ведение [мероприятий] вернулось в 2021.
Что самое важное в озвучке?
Ещё в бытность на радио у меня при обучении был главный критерий — искренность.
Ты должен быть настоящим, а не фальшивым. Если ты такой, то будешь лучшим в любой профессии. Да, конечно, голос, смысловые ударения, актерская игра важны. Но если делаешь без любви, то зачем делать вообще?
АННА ПЕТРИК
Основательница рекламного агенства "Exalter"
На кого ты училась?
Я училась в ИОН на направлении “Реклама и связи с общественностью”. Я с пятого или шестого класса понимала, что я хочу пойти учиться на рекламщика.
Кем и где ты работаешь сейчас?
Я владелец рекламного агентства Exalter. Его я открыла два с половиной года назад. Мы занимаемся брендингом, рекламными кампаниями и стратегиями для люксовых брендов.
Что ты не получила в вузе, но очень хотела бы?
Не хватало практики.
Это главная проблема тех, кто поступил на какую-либо прикладную специальность. Сталкиваясь с реальным рынком, понимаешь, что ты ему не нужен, потому что не понимаешь его актуальные тенденции. Ты не понимаешь, как работать рекламщиком. И даже после выпуска не понимаешь, какая есть градация специалистов и чем они занимаются. Это страшно. Самыми полезными были предметы, которые расширяли наш кругозор, потому что главный ресурс рекламщика и то, за что ему и пиарщику платят деньги, — это его мозги, насмотренность, начитанность, поставленная речь, богатый вокабуляр, знание языков и понимание базовых гуманитарных дисциплин. Последнее крайне важно.
Как ты считаешь, факт наличия диплома, так скажем, “корочки”, помогает построить карьеру?
Диплом должен быть.
Но если вы придете устраиваться на работу, и рядом с вами будут сидеть выпускники ВШЭ и МГИМО, то выберут того кандидата, кто больше понравится лично, будет более адекватный, начитанный, наполненный, осознанный.
Какая была твоя первая работа в сфере рекламы?
Это просто была мечта.
На втором курсе я пошла на стажировку в рекламное агентство Ogilvy. Я начала очень много смотреть, ковыряться в том, как устроен рынок. Мне было очень интересно пойти на сторону рекламного агентства: придумывать крупные рекламные кампании, снимать ролики, работать с большими брендами.
Как ты пришла к тому, что основала бутик-агентство?
На самом деле, очень просто. Я работала и на стороне продакшенов, и в рекламном агентстве, и на стороне издательского дома Condé Nast Russia, где работала с коммерческими проектами в глянце
Мое видение как продюсера и менеджера мультимедийных проектов сформировалось и я подумала, что пора пробовать что-нибудь своё, реализовать свою стратегию уже в рамках собственной компании.
С какими трудностями ты сталкивалась на карьерном пути?
Не хватает информации, рынок очень быстро развивается, тенденции меняются — невозможно читать никакие книги по рекламе, по коммуникациям. Пока книгу писали и выпускали, всё уже изменилось, мир уже перевернулся. Пока ты тратил время на изучение одного, тебе нужно было изучать что-то другое и новое.
Что тебе нравится в работе?
Не могу назвать то, чем я сейчас занимаюсь, работой.
Свой бизнес — это, скорее, как ребёнка родить и поставить его на ноги. У нас в агентстве всегда есть какой-то бесконечный драйв: мы постоянно что-то придумываем, берем новые проекты.
Мы не стоим на одном месте и даже сейчас, в кризисный период, находим новые возможности. Работа рекламщика такова: нет никаких рамок и границ, ты творишь (если и в рамках, то только своей ограниченности или фантазии), а поток интересных людей беспрерывен. Именно это заставляет просыпаться по утрам, наполняет жизнь вдохновением — что самое главное.
Если не в рекламе, то в какой сфере ты бы хотела построить карьеру?
Что-то смежное с рекламой… маркетинг. Наверное, я бы занялась продуктом и его созданием. Если вообще уходить в другие сферы, то я бы занималась ресторанным бизнесом или барным. Да, либо разработка собственного продукта или бренда, либо ресторан и бар. Может быть, и получится когда-нибудь. Главное — ничем себя не ограничивать.
Какой совет ты можешь дать тем, кто сейчас только начинает свой путь в рекламе?
На рынке сложная ситуация, потому что слабо прогнозируемая.
Для вас, первый и второй курс, идеальное время спокойно учиться, стажироваться, практиковаться, искать себе ментора. Нужно правильно расставить приоритеты, и вашим должна быть учёба, получение максимально классных знаний сейчас.
Главный совет — не тратьте своё время и мозги и учите языки. Лучше пропустить все вечеринки ради этого.
Хороший пиар-специалист: какой он?
Пиарщик — это человек-оркестр. Очень яркий.
Нельзя забывать про самопрезентацию и подачу, потому что люди всегда обращают внимание на стиль человека: во что он одет, как разговаривает, как поставлен голос и какими словами он пользуется при объяснении своей позиции. Пиарщик должен быть гениальным психологом, насмотренным, начитанным. Он должен быть мультизадачным, знать, что происходит вокруг: какие инфоповоды, тренды, тенденции. Это человек, у которого должен быть сумасшедший нетворкинг.
Правильно говорят, что самый большой капитал пиарщика — это его записная книжка в телефоне. Так и есть, все вопросы должны решаться по звонку.
Материал подготовлен Журналом Ogiva и проще.