Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» рекомендовал годовому общему собранию акционеров выплатить дивиденды по привилегированным акциям («префы») по итогам работы компании за 2022 год. Сумма немаленькая, а именно 11 миллиардов рублей. Выплаты будут осуществляться по разным типам «префов». По обыкновенным акциям рекомендовано пока не раскошеливаться. Что за дивидендная несправедливость, и кто получит прибыльный кусок железнодорожного пирога — узнал «Вгудок».
«В соответствии с директивами правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года <...> рекомендовать годовому общему собранию акционеров ОАО "РЖД": выплатить дивиденды по итогам работы за 2022 год денежными средствами в размере 11 006,83 млн рублей», — отмечается в сообщении СД.
Выплаты предполагаются по следующим типам «префов»: на привилегированные акции в размере 4,47 млрд руб., на привилегированные акции типа «А» в размере 25 млн руб., на привилегированные акции типа «Б» в размере 1,83 млн руб., на привилегированные акции типа «В» в размере 6,51 млрд руб. При этом совет директоров холдинга рекомендовал не направлять денежные средства на выплату дивидендов по обыкновенным акциям за 2022 год.
Сама по себе новость о дивидендах, в общем, не имеет никакого значения, так как все акции РЖД (и не только обычные, но и привилегированные) находятся в собственности Российской Федерации, ими распоряжается Правительство РФ.
Кабмин, как акционер, может давать деньги ЖД-холдингу и в виде субсидий (в т.ч. через докапитализацию), и оставляя компании дивиденды, рассказал vgudok.com эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов.
«В некотором смысле, РЖД — это один из карманов Правительства, которое по своему усмотрению может как добавлять туда средства, так и забирать их оттуда (или не забирать). Тут нет какого-то особого предмета для анализа.
Что касается, возможностей продажи части акций ОАО «РЖД», то эта тема ранее неоднократно звучала в СМИ — в прошлом идею предлагало Министерство экономического развития и некоторые члены правительства.
Логика этих предложений заключается в том, что опыт корпоративного управления (как российский, так и мировой) свидетельствует, что в случае приватизации небольшого пакета акций (например, 10 или 15%) обычно улучшается качество корпоративного управления.
Более того, ряд исследований говорит о том, что, в принципе, наличие более чем одного акционера обычно приводит к повышению качества корпоративного управления даже независимо от формы собственности. То есть даже частная компания, у которой наряду с основным акционером есть миноритарные акционеры, в среднем управляется лучше, чем такая же, но без миноритарных, что выглядит немного парадоксально.
В ещё большей степени это верно применительно к государственным компаниям — наличие миноритарных акционеров существенно повышает качество управления.
Но я боюсь, что в настоящее время, Правительство не пойдёт на приватизацию части акций ОАО «РЖД» как по причинам некоторой, деликатно выражаясь, экономической нестабильности, так и по той причине, что повышение качества корпоративного управления монополии, вероятно, не является в нынешних условиях приоритетной задачей.
Вместе с тем, нужно иметь в виду, что если не сейчас, то в будущем (в «прекрасной России будущего», как принято говорить в таких случаях в определённых кругах, имея в виду совершенно иные политические и институциональные условия), когда и если такая задача будет стоять на повестке дня, то к идее продажи части акций ОАО «РЖД» Правительство, вероятно, вернётся», — считает эксперт.
Судя по тому, что вслед за авиаперевозчиками РЖД серьёзно подняли цены на билеты, причём даже на плацкарт, который, по идее, подпадает под тарифное регулирование и должен был вырасти не более чем на 20% с учётом сезонности, а по отдельным маршрутам вырос на 40–50%, речь может идти о своеобразном методе пополнения бюджета.
Имеется в виду следующая схема: сначала государство закрывает глаза на необоснованный рост тарифов, а потом получает дивиденды, рассказал vgudok.com автор Telegram-канала @angrybonds Дмитрий Адамидов.
«Ответ на вопрос, почему заплатили по «префам», а по «обычке» не заплатили, кроется, вероятнее всего, в параметрах бюджета: много платить не получалось или не хотелось, но и мизерный дивиденд объявлять вроде как некрасиво. Поэтому заплатили приличный дивиденд, но только по «префам».
В целом, схема не нова, но к её эффективности всё же есть вопросы — очень много «проливается» по дороге.
Плюс, конечно, дивидендный поток не идёт ни в какое сравнение с государственными инвестициями, которые компания получает из ФНБ. Со стороны это выглядит безумием, но если мы вспомним, что за инвестиции отвечают одни чиновники, а за дивиденды — другие, то всё встанет на свои места.
Каждый выполняет поручение, а то, что общая картина напоминает сюжеты произведений Льюиса Кэрролла — это уже проблемы наблюдателей, а не исполнителей», — говорит наш собеседник.
Остаётся лишь напомнить, что учредителем и единственным акционером РЖД является Российская Федерация. Ну а уставный капитал холдинга сформирован учредителем путём внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
Учитывая, что вопросы частичной приватизации госмонополии пока на повестке не стоят, логично, что Акционер сам решает, сколько себе же и заплатить. Вот такой «преф» в одну калитку.