Я написал вот здесь https://dzen.ru/a/ZIsFpCJPRx1OMOik?share_to=link
про первые ощущения и первоначальную статистику по профильной математике -2023
В комментариях поместили вариант задания 15, которое, по предварительным данным, не решили 85 % школьников.
Вот оно:
Ну да, задание не очевидное и требует времени на решение... Ну и навык нужен решения задач такого типа.
Дело в том. что задачи такого типа требуют сначала понимания алгоритма, затем - составления расчетных формул, а потом - внимательных расчетов с высокой вероятностью ошибки именно в процессе вычислений.
Проблема еще и в том, что для разных формулировок такого типа задач расчетные формулы сильно отличаются. т.е. тут нет "таблицы производных" или "формул логарифмирования".
По моим ощущениям - в школах именно такого рода задачам времени не уделяют вообще (ибо решать их быстро не получится), до и многие репетиторы их опускают- типа - надо набирать баллы на простых...
И, однако же, хотя бы один балл на этом задании взяли 15 % учащихся. а вот на планиметрии и стереометрии "хотя бы один балл" взяли соответственно 6% и 0%...
При этом нужно понимать, что кто-то, конечно, решил и 13 задачу (стереометрия) - но число таких решивших - менее 0.5 % и поэтому округлено до нуля...
Справедливости ради скажу, что в советское время задач, подобных (и равных по сложности) задаче 15 не было ни на выпускных экзаменах, ни на вступительных (за исключением суперпрестижных московских ВУЗов, в которые поступали "первым потоком", чтобы в случае неудачи иметь второй шанс на поступление).
С планиметрией ситуация была у советских выпускников ситуация получше, а вот со стереометрией - судить не берусь - но приведу пример:
когда я поступал в 1978 году в один из сильнейших технических ВУЗов страны, на примерно 5 000 абитуриентов было 12 вариантов "письменной математики". И вот в том варианте, который попался мне - была задача на стереометрию. А в других- на планиметрию. И, как мне потом рассказали - среди решавших "мой вариант" стереометрию решил один человек. Ну, то есть я.....
а как бывший репетитор могу сказать следующее:в своих занятиях я постоянно сталкивался с тем, что:
-объясняешь простую тему (например, "теорему Пифагора"), ребенок все понимает, уверенно прорешивает (САМ ПРОРЕШИВАЕТ!!!!)все задания на эту тему, а через три дня, придя на очередное занятие не может даже озвучить оную теорему, не то, что решать задачи....
Как по мне - это вина школы, которая ОТУЧАЕТ ребенка учиться.
Ну, собственно, вот поэтому я и перестал репетировать - так учить мне не нравится....