Найти в Дзене

«Взрослые дети развода» против «устойчивых к разводу детей».

Итак, что по поводу упомянутых автором трёх этапов "дуэли" исследователей развода?

«Взрослые дети развода» против «устойчивых к разводу детей».

В 1989 году в популярном американском издании вышла душещипательная статья, повествующая о результатах исследования того, как влияет на повзрослевших детей пережитый ими в детстве развод родителей. Как многое из того, что публикуется для широких масс, статья эмоциональна и тревожна. Общедоступным стал термин «взрослые дети развода» и тот факт (научно установленный), что эти дети несчастны и имеют многочисленные проблемы в области психического здоровья, которые иногда проявляются внезапно, когда развод родителей уже давно позади. «Отложенный эффект подобен спящему вирусу» - так пересказывали масс-медиа исследование Дж. Валлерштайн. Это было понятно, просто и доступно для общественного сознания. Развод действительно тяжёлое испытание, особенно для детей, чьи родители разводятся. И, конечно, это оказывает влияние на всю последующую жизнь.

Незадолго до этого меньшего внимания общедоступных СМИ была удостоена работа Хетерингтон, также посвященная разводу. Публикация в научном журнале описывала результаты лонгитюдного исследования семей. Пристального внимания исследователей изначально удостоились проблемы в поведении детей, их успеваемость. На старте это были просто семьи, о каких мечтают и какими их любят описывать в учебниках– с мамой, папой и детьми. Но поскольку исследование было лонгитюдным (то есть на протяжении нескольких лет одни и те же семьи оценивались по одним и тем же параметрам – ну или по вновь появившимся характеристикам), спустя некоторое время некоторые семьи прошли через развод.

Адаптация детей к родительскому разводу шла по-разному – кто-то мало отличался от представителей генеральной совокупности (от «среднестатистических» детей), кто-то в большей мере переживал и демонстрировал проблемное поведение и снижение успеваемости: в случае проблем адаптации мальчики чаще хулиганили, девочки чаще уходили в себя, становились подавленными.

Шло время, спустя 2 года исследуемые семьи, в которых произошел развод, адаптировались к случившемуся. «Дети развода» преимущественно демонстрировали устойчивость к влиянию этого самого развода: 20-25% детей разведенных родителей имели поведенческие проблемы и сложности в учёбе (по сравнению с общими 10%).

Несмотря на попытки предать огласке результаты исследования, масс-медиа не заинтересовались «успокоительными» данными. Зато «проблемная» публикация Валлерштайн об отложенных последствиях развода имела многочисленные переиздания, обсуждения, использовалась для составления программ по укреплению семьи и усложнению процедуры развода.

СМИ, политики, да и массовое сознание так падки на трагедии и несчастья.

Так что произошло? Была ли трагедия? Вред развода действительно так неотвратим и коварен?