Найти в Дзене

Воспитание детей: тогда и сейчас. Формирование характера

Что стоит беречь в нашей жизни? Меня учили:

  1. Беречь вещи, уважительно относиться к внешнему пространству. Плюсов здесь много, но постепенно это превратилось в неспособность менять внешнее пространство под себя. Везде мне казался чужой монастырь: главное — чтобы не «выперли».
  2. Ставить высокие цели и непременно их достигать, иначе это неудача. Плюсов много, но оказалось, что я цеплялась за цели и достижения, потому что боялась остановиться и перестать быть ценной.
  3. При неудачах не сдаваться, а совершать новые героические попытки. Много плюсов, но в какой-то момент надо было переключить внимание и выбрать более конструктивную цель. Это была дорога осознания, что между целеустемленностью и упрямством разница только в способности реагировать на реальность.

Но! Важные навыки или способности, которые я не получила в наследство от родителей, потому что они сами этим не владели:

  1. Беречь свое время;
  2. Беречь свое настроение, а не только чужое;
  3. Беречь свои силы и свое здоровье (вот этому мне пришлось учиться самой, и только после того, как я настолько перетратила ресурс, что чуть не ушла раньше срока);
  4. Не «юзать» или, если хотите, не «насиловать» свою волю без нужды. В общем, 2004-2006 годы сильно повлияли на меня, и, когда я неожиданно узнала, что стану мамой, я решила, что буду своих детей растить с опорой на иное.

Что из этого получилось? Прошло 16 лет с момента, когда я забеременела, что я вижу сейчас:

Плюсы

  1. Дети экономны по отношению к своим ресурсам. Прежде чем на что-то согласиться, обдумывают и могут отказаться;
  2. Если им что-то не нравится, они умеют говорить открыто о своих чувствах, и аргумент «Я старше, значит я прав», их не убедит.

Минусы

  1. В моменты, когда важно пожертвовать своих комфортом, они идут на это очень неохотно. Схема самопожертвования не привита. В итоге часто приходится закрывать эти дефициты родителям. Например, когда необходимо уделять внимание родственникам, если не очень хочется.
  2. В школе и на секциях они открыто выражают свою позицию по отношению к руководителям группы, к педагогам, никогда не нагрубят, но спокойно будут оспаривать. И порой, когда надо уступить в силу уважения к статусу (возраст, позиция), они этого не делают, и приходится потом это делать мне.

Вот как ни старайся, а идеала не будет. Нашей жизни придает аутентичности именно наше несовершенство. Это и есть уникальный рисунок нашего характера.

Кому интересна тема детей, пишите в комментариях 👇