Помните, что 5 июня, – Всемирный день окружающей среды? Повод задуматься, а что мы делаем для того, чтобы сохранить окружающий мир для следующих поколений и «гармонизировать» нашу среду обитания! А заодно и задуматься о том, почему в последние годы в мире, в том числе и в бизнес-среде, всё популярнее становится более широкий взгляд на экологию и «экологичность»: Компании берут на вооружение принципы ESG.
Традиционная «зелёная» повестка (про CO2, обращение с отходами и так далее) в этой аббревиатуре соответствует только первой букве «E». А то, что дальше – это уже про «экологичный» и ответственный подход к актуальным проблемам мира и общества. Разберёмся на нашем примере, примере RBI, – что это за ESG, о котором все говорят. Потому что этот пример действительно показателен, а «передовую» роль RBI в развитии ESG-подхода признают и независимые эксперты отрасли недвижимости и строительства. Включая премию Move Realty Awards за «заслуги в сфере ESG» или, например, Green Property Awards – за самый экологичный отель на рынке. Итак.
Environmental, Social and Governance – это экологические, социальные и управленческие практики, которые бизнес использует в своей жизнедеятельности. Считается, что взгляд на компанию через такую «призму» ESG актуален прежде всего для потенциальных инвесторов: компании с высоким ESG-рейтингом более «гибкие», они являются менее рискованным вложением и способны обеспечить стабильный рост инвестиций в долгосрочной перспективе. Но, конечно, и среди потребителей все больше становится доля людей, которым небезразлично, какой этикой руководствуется создатель продукта, каковы жизненные принципы компании и ее отношение к миру. О том, как с этим обстоят дела у RBI, рассказывает вице-президент компании по корпоративному развитию Павел Филиппов.
E
Environmental – для девелоперской компании, пожалуй, самая «понятная» составляющая ESG. Создавать дома, которые экономят ресурсы, энергоэффективно сохраняют внутри тепло, построены из «экологичных» материалов – к этому сейчас так или иначе приходит большинство компаний на рынке. А если ещё и велопарковки стоят во дворе или автомобильном паркинге – можно сказать, программа «экоминимума» выполнена. А теперь посмотрим на менее очевидные вещи.
«Мы используем цифровую модель для строительства – это дает возможность более точного подсчета необходимого количества материалов, то есть по итогу уменьшает количество отходов, – перечисляет Павел Филиппов. – Система раздельного сбора внедрена практически на всех объектах управляющей компании, которая обслуживает большинство построенных нами жилых комплексов. Например, в ARTSTUDIO M103 – нашем первом отеле, который был спроектирован с учетом требований международной сертификации BREAM и получил в этом году Green Property Awards как самый «зеленый» апарт-отель России, – раздельный сбор внедряется сразу, уже на этапе проекта.
В нашем продуктовом стандарте, который распространяется на все проекты RBI, гостиничные и жилые, зашит целый пул энергоэффективных зеленых технологий – их мы используем всегда. Четырехступенчатая система очистки воды, многослойный теплосберегающий фасад, датчики движения в местах общего пользования, коллекторная система отопления и радиаторы с возможностью регулировать температуру в квартире, энергоэффективные лифты, ну и так далее. В проекте ARTSTUDIO M103, как и в ряде других, мы идем еще дальше и обеспечиваем многое сверх собственного стандарта: централизованная система кондиционирования, водоэффективная сантехника, зарядки для электромобилей и самокатов... Понятно, что и все отделочные материалы исключительно с экологическими сертификатами самого высокого уровня. А в целом от проекта к проекту набор «энергоэффективных» опций, тех, что «сверх стандарта», может отличаться: в Ultra City энергосберегающие окна, в EcoCity индивидуальные газовые котельные…»
Как думаете, какой пункт эко-повестки, судя по вопросам покупателей, которые они задают при выборе квартиры, – сейчас самый популярный? Раздельный сбор мусора! Постоянно спрашивают: «Будет ли у нас?» Кстати, мы в RBI и сами стараемся делать так, чтобы люди «переходили на зелёную сторону» – начинали интересоваться эко-повесткой, развивали в себе осознанность потребления. Эко-организация «Зелёнка», которая занимается сбором вторсырья и экологическим просвещением, регулярно приезжает в наши дворы: экологи не только принимают у жителей разные виды отходов, но и учат детей в игровой форме. Рассказывают, почему важен раздельный сбор, учат задумываться, сколько разлагается в природе тот или иной вид неорганического мусора…
S
Social – что это? Если первая часть ESG – про окружающую среду, то Social – уже история про человека, история про то, насколько этично бизнес относится к персоналу компании, к своим клиентам и партнерам. У RBI даже в стратегическом контуре так и записано – «Компания-друг для сотрудников, клиентов и партнёров». Но записать, понятное дело, можно что угодно. А что на практике?
Вот здесь, например, мы уже рассказывали про реальную корпоративную жизнь внутри компании – как RBI в хорошем смысле «повёрнута» на том, чтобы давать сотрудникам максимум возможностей для развития (пользоваться ими или нет – это уже личное дело каждого). С тех пор мы переехали в новый офис – но акцент корпоративной культуры остался прежним. Впрочем, компания, конечно, и меняется тоже. Действительно, сложно представить себе устойчивое развитие без постоянного контакта с реальностью и адаптации к ней.
«Культура компании эволюционирует – не отказываясь от своих «скреп», но надстраивая их в соответствии с новым витком развития, – рассказывает Павел Филиппов. – Например, сильная лидерская позиция, ценность которой никто не отменял, теперь балансируется принципом «и тихий голос должен быть услышан». Этот принцип – про важность мнения каждого члена команды, независимо от «табелей о рангах», и он позволяет организации не пропускать «тонкие сигналы», максимально задействовать интеллектуальный потенциал команды. А наш культовый внутренний корпоративный мем из 2000-х «не будь скользкой рыбой – займи позицию» дополнился принципом «Да, и при этом…» (как антоним «Нет, потому что…»), который стал символом нашего подхода к культуре творчества и инноваций».
А как насчёт «внешних» проектов? Из социальных проектов RBI самый большой и любимый наш – это «Школа лидеров будущего», проект, который работает в Петербурге с 2017 года, а в 2022-м открылся уже и в Сочи. В чем суть? С помощью многоступенчатого отбора мы находим в обоих городах лучших десятиклассников – по целеустремленности, лидерским качествам, ответственному подходу к жизни. И помогаем им развиваться: в течение года организуем лекции ярких известных спикеров, мастер-классы и тренинги, нацеленные на развитие ораторского искусства, лидерства, эмпатии и других soft skills. Благодаря этому ребята получают знания, навыки и социальные связи – вместе все это просто бесценный «стартовый капитал» перед вступлением во взрослую жизнь.
Кроме того, коллеги сами поддерживают и даже организуют многие социальные инициативы. Например, у нас в офисе всегда в последний рабочий день года проходит благотворительная рождественская ярмарка, жертвуют сами сотрудники. Каждый раз собираем значительные суммы – для одного из известных в Петербурге фондов. Но тут уже спасибо не столько компании как бизнесу, сколько людям, – добавляет Павел Филиппов.
G
Governance – а это что? Использование этичных и осознанных практик управления в компании: от справедливого распределения прибыли между акционерами до развития антикоррупционных внутренних механизмов или стратегического управления бизнесом. Как пример из практики RBI – наша практика «гибкого стратегирования», регулярная калибровка курса компании в живом режиме. Да, у компании есть утвержденный документ – стратегия развития до 2025 года, но в рамках нашего годового стратегического цикла мы каждый квартал её «подстраиваем» и ревизируем. А руководящие сотрудники (в составе примерно 50 человек) раз в полгода выезжают «с ночевкой» за город – на 2-3-дневную менеджерскую сессию – чтобы со свежей головой, вырвавшись из рутины, обсудить наболевшее, в том числе и в неформальном общении, понять, куда мы движемся, какие проблемы для компании актуальны сейчас и что нам с ними делать. Да, они «извлекаются» из рабочего процесса на 1-2 рабочих дня, а рабочее время этих людей действительно «дорогого стоит», – но мы понимаем, что это важнее, чем «операционка».
Сессии «спроектированы» таким образом, чтобы люди смогли откровенно и глубоко поговорить – «прочистить трубы» в коммуникациях, озвучить проблемы, поделиться сомнениями. Мы также проводим регулярный опрос по взаимодействию между подразделениями, ежегодный опрос по обратной связи топ-менеджерам, открытые мероприятия для всех желающих сотрудников, где можно неформально обсудить с коллегами, кто какие проблемы видит внутри компании, поделиться своими неудачами или «болями», – объясняет Павел Филиппов.
Реальность vs «маркетинг»
Так что в итоге с инвестиционной привлекательностью ESG-компаний? Значит ли это, что у бизнеса, который желает выглядеть привлекательным в глазах инвестора, сегодня появляется риск увлечься своего рода «гринвошингом»? (Термин, связанный как раз с экологической повесткой – когда компания хочет казаться более «зелёной», чем она есть на самом деле, и начинает злоупотреблять эко-маркировкой своей продукции.)
«У нас нет цели «перекраситься под ESG-адепта». А этим искушением многие компании сталкиваются: легко перепутать то, что организация действительно делает, и то, во что сильно хочется верить менеджменту, – подтверждает Павел Филиппов. – Поэтому для нас отправная точка – честность по отношению к самим себе. Сегодня, в момент кризиса, для многих бизнесов на повестку дня выходит выживание, им «не до повестки устойчивого развития». Но по факту кризис едва ли может изменить ценности компании. А вот если бизнес пытался прививать их искусственно, так чтобы под призмой ESG все выглядело «красиво» или чтобы кредит правильный получить – текущая ситуация может, действительно, дать повод задуматься, а действительно ли это сейчас надо и стоит ли игра свеч.
Возможно, кто-то примет решение изменить в сложный период свой взгляд на качество своего продукта и объем заботы о сотрудниках. Так бывает, у каждого свой контекст и свои стратегии выживания. Но, к счастью, это в настоящее время точно не про RBI. Мы гордимся своей приверженностью передовым практикам управления, фокусом на развитии персонала, социальной ответственностью, созданием передового продукта (в том числе и в плане экологии и энергоэффективности) – уже далеко не первый год. Для нас это не «вишенка на торте», а источник конкурентоспособности – и на рынке первичной недвижимости, и на рынке труда».
А вы замечаете сдвиг в глобальном сознании людей в пользу мироцентричности? Конечно, это больше зависит от круга общения конкретного человека, но есть ощущение, что всё больше людей сегодня начинает осознавать свою ответственность не только за свой двор, но и за планету в целом. И начинает действовать в меру своих знаний и возможностей! Мы в RBI как раз видим себя одним из проводников для наших клиентов в будущее, в котором заботиться об окружающем мире так же естественно и удобно, как пользоваться лифтом.