Найти в Дзене

Структура системы управления охраной труда

Оглавление

Если работодатель может самостоятельно определить структуру для своего положения СУОТ, какую выбрать и на чем остановиться?

Можно использовать структуру, которая приведена в приказе Минтруда № 776н – это содержание данного НПА.

Структура из приказа № 776н Минтруда
Структура из приказа № 776н Минтруда

Общие положения

Что включить в раздел?

🍋Нормативные ссылки, то есть указание нормативно-правовых актов, на основании которых функционируют процессы охраны труда.
🍋
Приказы Минтруда, Минздрава и так далее необходимо руководствоваться при направлении на медицинский осмотр, при обеспечении СИЗ, проведении проверки знаний. Данную информацию вы можете включать, а можете обойтись без нее. Рекомендую оставлять.
🍋
Термины и определения, которые также не являются обязательными для включения в положение, но так как с ЛНА должны быть ознакомлены все работники организации, лучше оставить, чтобы всем были понятны формулировки, сокращения и  используемые аббревиатуры.
🍋В подраздел “Структурная схема системы управления охраной труда” можно включить
наглядные схемы функционирования СУОТ в организации.

Разработка и внедрение СУОТ

В раздел “Разработка и внедрение СУОТ” включается политика работодателя в области охраны труда. Это очень важный документ организации, и на него делается большой упор в приказе Минтруда №776н.

Политика в области охраны труда является либо отдельным локальным актом организации, либо разделом ЛНА (положения о СУОТ), в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.

Не нужно качать типовую политику работодателя в области охраны с интернета и использовать в рамках положения СУОТ, потому как в данной политике могут быть указаны конкретные цели и мероприятия, которые у вас в организации никогда не будут реализованы и не должны функционировать. Именно поэтому нужно к формированию политики подойти очень внимательно.

Включаются только те мероприятия, которые относятся именно к вашей организации, которые должны быть реализованы в соответствии с требованиями НПА.

Кроме того, политика в области охраны труда, должна периодически пересматриваться, добавляться новые цели, мероприятия и так далее.

Планирование СУОТ

В раздел “Планирование СУОТ” включены оценка профессиональных рисков, а также план мероприятий и цели работодателя.

Данный раздел включает в себя:

🍋 меры по снижению уровня профессионального риска и недопущения повышения уровня, а также нужно акцентировать внимание на контроле и пересмотре выявленных рисков (п.17, 25 Приказа Минтруда № 776н);

🍋 зафиксировать, какие именно мероприятия по охране труда планируется проводить;

🍋 каким образом организовано планирование мероприятий по охране труда;

🍋 кто являются ответственными лицами за реализацию плана и порядок контроля реализации мероприятий.

🍋 анализ эффективности функционирования СУОТ не реже раза в год.

План мероприятий рекомендую оформлять отдельным документом, чтобы не пересматривать всё положение о СУОТ и переутверждать ежегодно. Оформлять данный ЛНА необходимо с учетом приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 771н. Кроме того, необходимость планирования мероприятий по охране труда также закреплено в статье 214 ТК РФ.

В данном разделе можно указать, что план оформлен на год и в течение года подвергается корректировке, проводятся промежуточные итоги (ежеквартально, в полугодие, годовые), анализируется выполнение плана.

Допустим, на дне охраны труда обсуждаются результаты, подводятся итоги, оформляются выводы, и принимается решение, каким образом будут реализованы невыполнимые мероприятия, если они были финансово затратны для организации в текущем периоде.

Обеспечение функционирования СУОТ

Включаем распределение обязанностей. Да, в приказе Минтруда №776н отсутствует данная обязанность работодателя. Но распределение функционала все-таки очень важно. И оно должно быть реализовано по уровням управления в организации.

Это очень важная информация, так как в локально-нормативных актах, например, в должностных инструкциях, в приказах, в стандартах организации может быть не учтено распределение какого-либо функционала. А при любой спорной ситуации положение о СУОТ может быть палочкой-выручалочкой.

Допустим, если у вас в положении о СУОТ будет прописано распределение обязанностей четко, например, руководители структурных подразделений отвечают за обеспечение работников СИЗ или руководитель складского хозяйства, то будет понятно, кто является ответственным лицом за обеспечение, приобретение и так далее.

В данном разделе нужна конкретика по обеспечению функционирования системы управления охраной труда:

  1. Это может быть подготовка работников в области выявления опасности при выполнении работ. То есть работодатель может направлять руководителей структурных подразделений и специалистов по охране труда на обучение, повышение квалификации в области оценки профессионального риска.
  2. Проводится регулярное повышение квалификации руководителям, специалистам в области охраны труда.
  3. Информирование работников в соответствии с приказом Минтруда №773н от 29 октября 2021 года. В данном подразделе следует указать информацию о том, как работники узнают о политике и целях в области охраны труда работодателя.

Например, размещение на стендах, размещения в уголках охраны труда, или либо на официальном сайте организации, какая ответственность есть за нарушения требований охраны труда, как они будут проинформированы о результатах несчастных случаев и травм для того, чтобы идти по пути нулевого травматизма.

Также должна быть указана информация о том, что работники обязательно должны быть проинформированы об оценке профессиональных рисков на рабочих местах и о мерах управления, которые должны приниматься.

Стоит включить в данный раздел права работника и работодателя (п. 45 приказ Минтруда № 776н от 29.10.2021г.). В ТК РФ с 01.03.2022 года добавлены новые статьи 214.2 и 216 – права работника и работодателя.

Эту информацию следует четко прописать в положении, чтобы работники при ознакомлении с положением знали, какие у них есть права и какие есть права работодателя, но и также свои обязанности они также должны знать.

Функционирования системы управления охраной труда

– основной раздел в реализации всех процессов системы управления охраной труда. Именно на этот раздел нужно сделать основной акцент и прописать все процессы СУОТ, конкретно применимые к вашей организации.

Ранее в приказе Минтруда №438н было указано 9 процедур по охране труда, которые должны быть реализованы в обязательном порядке работодателем. В п.47 приказа Минтруда № 776н - 20 основных процессов.

Если в организации один из процессов применяться не будет, он не относится к сфере деятельности компании и нет основания в НПА его внедрять, указывать в положении о СУОТ о нем информацию не следует.

Например, если у вас офисная организация, и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты неприменимо в рамках приказа Минздравсоцразвития № 290н, данный процесс в положение включать не следует.

Не нужно увлекаться и исключать большую часть процессов! Например, если у вас есть рабочие профессии в штате, то однозначно обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов нужно включить, пропускать этот момент никак нельзя.

Специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков – это базовые процессы охраны труда.

По их результатам формируется и корректируется реализация других процессов системы управления охраной труда. Это медицинские осмотры, обеспечение средствами индивидуальной защиты (с 2023 года), обеспечение молоком, лечебно-профилактическим питанием и так далее.

В приказе Минтруда № 776н распределены и остальные процессы охраны труда по направлениям:

  1. Процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе:

🍋проведение медосмотров и освидетельствований;
🍋проведение обучения;
🍋обеспечение средствами индивидуальной защиты.

2. Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды при:

🍋эксплуатации зданий и сооружений;
🍋эксплуатации оборудования;
🍋осуществлении технологических процессов;
🍋эксплуатации применяемых инструментов;
🍋применении сырья и материалов;
🍋обеспечение безопасности работников подрядных организаций.

3. Сопутствующие процессы СУОТ:

🍋санитарно-бытовое обеспечение работников;
🍋выдача молока, других равноценных пищевых продуктов;
🍋обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
🍋обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха;
🍋обеспечение социального страхования персонала;
🍋взаимодействие с государственными надзорными органами,  органами исполнительной власти и профсоюзного контроля.

4. Процесс реагирования на ситуацию:
🍋аварийные ситуации;
🍋несчастные случаи;
🍋профессиональные заболевания.

Более подробно этот пункт разберем в отдельной статье!

Оценка результатов деятельности СУОТ

Для этого работодатель должен определить основные виды контроля функционирования СУОТ – это обязательное требование (п.63 Приказа Минтруда № 776н).

И оптимальным является ступенчатый контроль, но работодатель вправе определить любой метод контроля, учитывая специфику деятельности своего предприятия.

Потому как он обязан контролировать состояние рабочих мест, применяемого оборудования, инструментов, обязательно должен быть обеспечен контроль выполнения процессов, которые имеют периодический характер: специальная оценка по условиям охраны труда, проведение медосмотров, производственный контроль и так далее.

Регулярный контроль эффективности функционирования СУОТ может осуществляться посредством аудио-, видео-, фотонаблюдения, так как все результаты контроля используются для оценки эффективности системы управления охраной труда.

Контроль помогает определить, были ли достигнуты поставленные цели, работают ли корректирующие меры по управлению профессиональным риском.

Улучшение функционирования СУОТ

Улучшение функционирования системы управления охраной труда является очень важным, так как напрямую связан с планированием мероприятий по охране труда.

Система управления охраной труда построена на принципах:

  1. Планирование.
  2. Анализ выполненных мероприятий.
  3. Корректирующие действия (мероприятия по улучшению условий труда).

К мероприятиям по улучшению СУОТ можно отнести:

  • обеспечение более качественными средствами индивидуальной защиты, если травматизм не снижается;
  • проведение инструктажа более часто, допустим, для вашей компании необходимо проводить инструктажи раз в полгода, но травматизм повышенный, не соблюдаются требования охраны труда работниками организации, соответственно периодичность проведения инструктажей приказом работодателя может быть сокращена, не реже, чем раз в 3 месяца.

Все мероприятия по улучшению условий функционирования СУОТ должны быть предусмотрены, и по необходимости добавлены дополнительные меры (приложение  №1 к приказу Минтруда №776н).

Данные меры применимы для оценки проведения профессионального риска, но можно их использовать как основные и дорабатывать уже с учётом деятельности вашей организации.

Управление документами СУОТ

В приказе Минтруда № 776н не указан раздел управления документами системы управления охраны труда, но мы его включили.

Предпочитаем его включать, так как указываем, какие формы и рекомендации есть по оформлению локально-нормативных актов, какие есть требования к периодичности просмотра актуализации, обновлению и изменению ЛНА организации.

В данный раздел можно дополнительно включить сроки хранения документов, местонахождение хранения, порядок передачи в архив и так далее.

Заключительные положения и приложения

Заключительные положения особого внимания не требует, можно указать дополнительную информацию на ваше усмотрение. Например, что вопросы, не урегулированные положением о СУОТ, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В приложения вы можете включить все необходимые вам дополнительные материалы и образцы документов, например:

🍋порядок информирования;
🍋таблица с номерами телефонов, необходимые для информирования работниками руководителя структурного подразделения в случае аварии, несчастного случая;
🍋образцы документов, которые используются в организации;
🍋различные таблицы, планы, графики, например, по обучению по охране труда на будущие периоды, с какой периодичностью проходят обучение руководители структурных подразделений, специалисты, работники рабочих профессий, кому обязательно проведение инструктажей, стажировок, направление на медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.

Некоторые организации к приложениям прикладывают образцы протоколов проверки знаний, формы удостоверений, журналов и так далее.

Это допустимо, но необязательно. Самое главное, чтобы у вас функционировали и были реализованы основные процессы системы управления охраной труда.

Если они у вас будут реализованы верно, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, и будут оформлены все необходимые подтверждающие документы, то прикладывать образцы документов нет необходимости.