Екатерина Рощина, автор рубрики «Пост Scriptum», знает о постах в интернете все. Но реальную жизнь любит гораздо больше.
У меня есть подружка. Даже, пожалуй, не подружка — слово какое-то детсадовское, несерьезное, — а подруга. Ира — человек-золото. Ответственность и семья — вот два главных слова ее жизни. Ира всегда подставит плечо, примчится на помощь, быть рядом с ней уже счастье. Счастье ребенка, который точно знает, что у него есть «взрослый», тот самый, за которого можно спрятаться. Мы-то все счастливы общаться с Ирой. А вот как она? Ира мне как-то сказала, что бы она хотела от этого года. Загибайте пальцы: чтобы муж не болел, чтобы внучка поступила в художественную школу, чтобы сын с невесткой поменяли квартиру на побольше, а другой сын — женился. Ну это из глобальных пожеланий; а были еще и маленькие. Они касались дачных урожаев в основном. Потому что — закрутки из огурцов и варенье любит семья! И Ира все сделает. Только где в ее «виш-листе» она сама? Я спросила. Чего для себя-то она хочет пожелать? Вот тут Ира, говорящая без умолку про семью, сильно задумалась.
— А знаешь, — ответила она, — мне ничего не надо, ничего не хочется для себя. Лишь бы у моих все было хорошо.
Она не кривит душой — я уверена. Сейчас таких уже, пожалуй, «сняли с производства». Живет ее семья дружно, как пчелы в улье. И Ира там — главная пчела. Только, в отличие от пчелиной матки, которую «рабочие» пчелки кормят и лелеют, Ира сама всех обихаживает. Ее семья — уходящая натура, приходится с огорчением признать.
Ну сейчас уже не воспитывают, чтобы жить всю жизнь для кого-то. С одной стороны, это хорошо: все у нас теперь самодостаточные личности. Одиночество уже не воспринимается социумом как повод для жалости. Даже, может, наоборот: одному сегодня легче выживать, как ни цинично это звучит. Путешествовать, например, дешевле. Да и удобнее — не подстраиваться под партнера… Жить в своем режиме, никому не быть обязанным.
Люди перестали бояться одиночества. Об этом свидетельствуют и результаты опроса известного портала. Опрошено пять тысяч человек разных профессий, и 2 из 3 (68 процентов) одиночества не боятся! И даже наслаждаются возможностью побыть наедине с умным человеком. С собой. Интересно, что молодые люди до 24 лет еще боятся остаться в одиночестве. А вот в 25–34 года одиночества жаждут! Еще одно интересное совпадение: чем ниже доход у человека, тем больше он хочет жить «в семье». Оно и понятно. На 30 тысяч (именно эта цифра фигурирует в опросе) не сильно разбежишься. А вот те, кто зарабатывает больше 80 тысяч рублей, предпочитают жить самостоятельно.
Боятся жизни без общения с близкими воспитатели, бухгалтеры и офис-менеджеры. А бармены, дизайнеры и администраторы одиночеством не тяготятся. Что ж, таких индивидуалистов становится больше. Наша страна, когда-то патриархальная, где таких женщин, как Ира, еще лет 30 назад было большинство, стремительно меняет отношение к «одиночкам». Бессмысленно обсуждать — хорошо это или плохо; необходимый, по всей вероятности, виток развития разрушил институт брака, позволил «детей из пробирки», стер границы и кое-где даже гендерные различия…
Анекдот о горькой фразе умирающего старика про «и пить-то не хочется» стал нарицательным. Все так. И кто-то, наверное, пожалеет Иру: у нее нет «своего счастья», скажет модная и продвинутая какая-нибудь читательница. Но мне кажется, именно пчелиный улей Ириной семьи — где вечно что-то происходит, праздники проводят за большим столом, а проблемы решают сообща — самая большая награда, которую может получить человек. Даже не так: не получить, а создать своими руками.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Синоптик Леус назвал самый жаркий день в Москве и области на этой неделе
Машина времени: в Москве завершился фестиваль реконструкции «Времена и эпохи»