Найти тему
Вектор Вещания

Абстракционизм: искусство без границ?

Абстракционизм - это направление в искусстве, которое полностью отказывается от изображения видимого мира и стремится к выражению эмоций, идей и внутреннего мира художника через абстрактные формы, цвета и линии. У данного направления немало критиков, немало сторонников, а также неясно, что появилось раньше: реалистическое искусство или все же абстрактное.

Такое направление, часто именуемое беспредметным искусством, представлено и в скульптуре, и в музыке, и в моде, и в кино, и даже в орнаментах на поверхностях артефактов древности. Но, в первую очередь, абстракционизм нам известен с начала XX века в многочисленных работах в таком виде искусства, как живопись. Можно сказать, что это современное искусство, которое открывает перед нами новые горизонты и возможности для творческого выражения и восприятия.

"Импровизация № 20 (Две лошади)". В. Кандинский, 1911
"Импровизация № 20 (Две лошади)". В. Кандинский, 1911

Основателем абстрактной живописи считается русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Васильевич Кандинский. Мы уже упоминали ранее про его работу «Композиция VII», с которой можно познакомиться в Третьяковской галерее, но примерами иных работ можно назвать «Две лошади», «Картина с белыми линиями» или «Тяжелые плавающие», хотя этот перечень не является исчерпывающим. Так или иначе, его работы представляют собой яркие примеры абстрактной живописи, отражающей внутренние эмоции и духовное состояние художника.

Представителей этого направления довольно много, всех упомянуть в рамках данного материала попросту не представляется возможным, поэтому мы выделим еще парочку творцов.

"Белое на белом". К. Малевич, 1918
"Белое на белом". К. Малевич, 1918

Казимир Северинович Малевич – российский и советский художник, знаменитый, прежде всего, благодаря своему «Черному квадрату», о котором мы также упоминали ранее. Но у него есть еще ряд работ, например, «Белый на белом». Казалось бы, на первый взгляд ничего выдающегося. Но именно простота в данном случае является некой изюминкой творчества Малевича, а его работы также являются объектом общественного достояния и признания.

Если говорить не только о российских художниках, то в качестве примера можно выделить нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана и его работы «Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями» или «Композиция с красным, синим и желтым», которые довольно просты и строги, но прекрасно передают гармонию и баланс в абстрактных формах и цветах.

"Композиция с красным, синим и жёлтым". П. Мондриан, 1930
"Композиция с красным, синим и жёлтым". П. Мондриан, 1930

Как уже можно понять, абстрактное искусство отличается своими особенностями, которые делают его уникальным и запоминающимся: в их числе простота, игра с формами и цветами, текстурой и пространством, использование экспрессивных и энергичных кистевых штрихов, позволяющие, в конечном итоге, передать эмоциональную напряженность и динамику картины. Готовое произведение позволяет увидеть эмоции и мысли их автора, хотя каждый зритель может толковать их по-своему: кто-то может проникнуться творчеством и понять, что хотел донести создатель, а кто-то может посчитать произведение абсурдным.

Если так можно выразиться, то данное направление может иметь глубокую философскую основу, поскольку абстракционизм позволяет художнику выразить свободу мысли и индивидуальность, а также позволяет каждому иметь свое собственное понимание и интерпретацию произведения. Подобный подход призывает зрителя искать внутри себя, включать свое воображение и эмоции для понимания и восприятия абстрактных работ. В абстракционизме художник и зритель становятся активными участниками творческого процесса, создавая связь между произведением искусства и личным опытом.

"Ритм № 1". Р. Делоне, 1938
"Ритм № 1". Р. Делоне, 1938

Сегодня абстракционизм продолжает развиваться: современные художники продолжают экспериментировать с абстрактными формами и идеями, внося свежий взгляд и новаторские подходы в искусство. Направление отражает наше современное время, где границы и стандарты искусства постоянно расширяются и размываются. Но как отрицательная черта, на наш взгляд, абстрактное искусство хоть и позволяет нам видеть мир в новых ракурсах, но в то же время вызывает вопросы о природе и сущности искусства, а также ставит под сомнение традиционные представления о красоте и эстетике, порой и вовсе замещая их.

Как же наш дорогой читатель относится к данному направлению, быть может, есть что добавить или в чем-то нас поправить? Мы просим делиться своим мнением в комментариях.