Диссоциация и объективация лежат в основе сепарационной индивидуации в возрасте от 18 до 24 месяцев. Примерно таким языком пишут современные книги по психологии, но более точной и ёмкой формулировки трудно создать. Если перевести на человеческий язык – это принцип отделения ребенка от матери в раннем возрасте, чтобы стать отдельной личностью.
В этой статье продолжим тему восстановления после тяжелых отношений – на примере нарциссического абьюза, как крайне травмирующей ситуации. Восстановить психику комбатантов (людей прошедших войну) бывает проще чем тех, кто в мирное время подверглись незаметному и ползучему уничтожению личности в ходе взаимоотношений с нарциссом.
Кто читал мои предыдущие статьи увидели уже знакомые слова – диссоциация и объективация. В двух словах – это когда ребенок отделяется от своей мамы и воспринимает маму уже как внешний объект.
Мама – это безопасность и основа. Мама – это то место во вселенной, к которому обращается ребенок, когда хочет уменьшить беспокойство и вновь обрести чувство безопасности, чтобы управлять собой в окружающем мире, не подвергаясь никакой опасности и рискам.
Но в какой-то момент, ребенку хочется рискнуть и получить что-то большее. Ребенок взрослеет, устанавливает индивидуальные границы и пытается отделиться от матери. Процесс отделения от матери создает у него индивидуальность.
Границы личности со временем теряют свою диффузность (проницаемость), становятся жесткими и определенными – они очерчивают и защищают внутреннее пространство, где происходят психодинамические процессы – это процесс индивидуации.
Разлука и разделение с матерью, когда вы изначально были единым существом с двумя головами – происходят всегда травматически. Возможно – это самая большая травма в любой, отдельно взятой человеческой жизни.
Потому что ребёнок отваживается выйти в мир, который потенциально враждебен и непредсказуем – это неизведанная территория. Обычно это случается до двух лет.
Это очень травматично и ребенок боится сближения с другими людьми. Можно наблюдать как маленькие дети сначала отходят от мамы на расстояние, а затем, при виде чужих сразу бегут обратно и обнимают мамину ногу. С каждым разом, ребенок отходит от мамы все дальше и на большее время, и все ближе подходит к чужим.
Так продолжается до тех пор, пока не будет установлена личная автономия, независимость и самостоятельность. Это очень здоровый процесс, и он возобновляется у подростков – при второй стадии сепарации.
Этот процесс отдаления и формирования индивидуальности включает в себя три элемента.
1 Диссоциация
2 Объективация
3 Грандиозность
Да, процесс разделения и индивидуации является ярким примером здорового нарциссизма – который Фрейд называл «первичный нарциссизм».
Из-за чего возникает необходимость в диссоциации? До этапа разделения, между 6 и 18 месяцами, ребенок находится в состояния симбиоза со своей матерью – они как единый организм. Ребенок не воспринимает себя как нечто отдельное от матери.
На самом деле, ребенок не воспринимает других объектов вне себя и мать для него – это тоже внутренний объект, неотделимый от него. В этом возрасте у ребенка еще не установлены границы и поэтому, он не различает внутренние и внешние объекты.
Чтобы выделить себя из внешнего мира, приходится отрезать от себя ту часть, которая является мамой. И если мама — это часть ребенка, то приходится отделяться от этой части самого себя, чтобы создать пространство для собственной личности.
Ещё раз. Если мама – это часть ребенка, то ребенку нужно отречься от неё, подавить её, отрицать, забыть, обезличить. Ему нужно избавиться от неё. Ничего не напоминает? Подсказка – вспомните этап обесценивания у нарциссов.
Если вы усвоите эту информацию, то вам смело можно выдавать сертификат: «пройден курс психодинамических процессов». И в дальнейшем, вам будет значительно проще понимать скрытые мотивы действий окружающих.
Так вот, ребенок отделяет (диссоциирует) эту часть, которая являлась его матерью и объективирует её – овеществляет. Теперь мама – это отдельная сущность. Это первая плата за самостоятельность.
Впервые в жизни ребенок проводит чёткую границу между собой и внешним миром. Это очень полезный для здоровья процесс – и он снова сможет нам помочь в истории с нарциссическим поглощением.
После отделения ребенок становится единым и неделимым существом, со своими границами. В этот период у ребенка развивается мимолётная грандиозность, что можно наблюдать у избавившихся от психической зависимости.
Такая грандиозность позволяет воспринимать реальный внешний мир, а не тот, который был встроен в психотические процессы – фантазийный мир (наведённый морок).
Необходимо почувствовать эту грандиозность, чтобы поверить в то, что ты можешь исследовать реальность и отправиться в путешествие за открытиями, когда тебе исполнится 18 месяцев.
Нарциссизм может развиться в результате неудачи прохождения процессов – разделения и индивидуации. Из-за отсутствия границ между ребёнком и матерью.
✅ Матери, которые не позволяют отделиться от них, которые борются с грандиозностью и самостоятельностью их ребёнка, тревожные матери, которые заражают своей тревогой – они главный источник нарциссизма на планете Земля.
Депрессивная, отсутствующая и эгоистичная мать не позволит ребенку отделиться и обрести свою личность – она этого не хочет. Не только ребенок воспринимает свою мать как продолжение себя, но и она воспринимает ребенка неотделимым от себя объектом. Это настоящее болезненное симбиотическое слияние.
Эти паталогические отношения мешают ребенку развиться во взрослого и самодостаточного человека. Он остается застрявшим в возрасте до двух лет, предшествующих индивидуализации и разделению. Таких людей мы называем нарциссами.
В более позднем возрасте нарцисс сталкивается с заменителем матери, также известным как интимный партнёр. С ним он пытается воссоздать ту первую динамику, но с точностью наоборот. Потому что главная задача – из отдельной личности сделать симбиотическую сущность.
Чтобы слиться с партнером воедино, сначала необходимо снять все защиты и убрать границы личности, для этого устраивается бомбардировка любовью. Это именно бомбардировка – так расстреливается и уничтожается ваша крепость.
Единственными отношениями, которые были у нарцисса – это симбиотические отношения, он не представляет других. Слияние, отсутствие границ, отсутствие индивидуальности – это то, что должен получить нарцисс от вас. Чтобы затем получить ту же психологическую динамику, которую он не смог до конца пройти со своей «мертвой матерью».
Это очень пагубная динамика, потому что нарцисс агрессивно и грандиозно делает из своего партнера репрезентацию объекта или идеализированный самообъект. Партнёр становится символом, голосом, репрезентацией, но не реальным объектом.
Нарцисс превращает партнёра в то, чем является сам – в отсутствие присутствия. Это как в фильме Матрица. Есть только виртуальный объект, потому что реальных объектов нарцисс просто не знает – у него нет разделения внешнего и внутреннего, что является психотическим признаком.
✅ Нарцисс выглядит как взрослый человек, но на самом деле – это только видимость без сущности.
Нарцисс действует как бочка с кислотой – он растворяет в себе вашу сущность, потому что она ему необходима, чтобы чувствовать себя существующим, действительным, реальным.
Он усваивает ваши качества, желания, мысли и мотивы, чтобы в дальнейшем использовать их для взаимодействия с внешним миром – своих у него нет. И когда вы общаетесь с нарциссом, фактически, вы общаетесь с теми, кого он ранее поглотил. Вот такой фильм ужасов.
И вы должны психически умереть, чтобы потом вами стали пользоваться как маской, как в каком-то фильме про маньяков. И как в этих фильмах, если вы сопротивляетесь – нарцисс становится очень агрессивным.
Это все необходимо осознать, чтобы вы смогли отделиться от нарцисса. Какого-то единственного рецепта для всех не существует. Это все делается индивидуально и здесь очень может помочь психолог, понимающий тему нарциссизма.
Когда приходит понимание психодинамики нарциссических процессов, то происходит процесс самовосстановления и устанавливается первая линия обороны – восстанавливаются свои границы и происходит отделение и вытеснение нарцисса изнутри – как в детстве с мамой, диссоциация и объективация. Нарцисс становится внешним объектом.
Вам будет необходимо пройти все эти этапы снова, но теперь вам будет легче, потому что вы уже знаете, как это работает.
По своему опыту могу сказать – первое, что мне помогло уйти от своей созависимости и психоэмоциональной зависимости от своей нарциссической партнёрши, несколько лет назад – это именно осознание ситуации.
Всеволод Парфёнов