Найти тему
История КАМАЗа

В этот день 45 лет назад было начато строительство НТЦ.

Как известно, камазовские конструкторы долгое время не имели собственной крыши над головой. С момента образования управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа с апреля 1970 года и по 1974 год конструкторы находились в Москве. По приезду в Набережные Челны конструкторская служба размещалась на ремонтно-инструментальном заводе, сидели в бытовках, по двое-трое за одним столом. Потом, когда построили корпус 6/3, долгое время работали в нём, и тоже в стеснённых условиях.

Инженеры-конструкторы были разбросаны по заводам КАМАЗа, размещались на территориях ремонтно-инструментального завода, прессово-рамного завода и завода двигателей.

Зинатуллин Наиль - инженер конструктор УГК КАМАЗа. Начало 1980-х годов.
Зинатуллин Наиль - инженер конструктор УГК КАМАЗа. Начало 1980-х годов.

Институт «Гипропрос» в своё время разработал проект Инженерного центра КАМАЗа (название «научно-технический центр» появилось во второй половине 1980-х годов), где должно было разместиться управление главного конструктора. Но перед пуском I очереди в 1976 году выяснилось, что средств на строительство Инженерного центра нет.

-3

Отсутствовало финансирование и после пуска I очереди КАМАЗа. Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки руководство УГК КАМАЗа пошло на следующие мероприятия.

20 июня 1978 года были сделаны символические фотографии по разметке проектируемого объекта и был забит первый колышек.

Слева направо: 1. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 2. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке.
Слева направо: 1. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 2. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке.
Слева направо: 1. … 2. … 3. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 4. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке
Слева направо: 1. … 2. … 3. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 4. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке
Слева направо: 1. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 2. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке.
Слева направо: 1. Сайфуллин Рустем Гатауллович - сотрудник проектного управления КАМАЗа. 2. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке.

Более того, помня о том, что строительство КАМАЗа началось с первого ковша земли, вынутого экскаватором «Пионерский» 13 декабря 1969 года, на месте будущего Инженерного центра 20 июня 1978 года также был вынут первый ковш земли.

-7
-8
-9
-10

По этому случаю был организован торжественный митинг.

-11
-12
Слева направо:1. Шестаков Александр Анатольевич – главный конструктор по двигателям. 2. Тенишев Али Хуснутдинович – председатель профкома УКГ КАМАЗа. 3. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке. 4. Зубов Владимир Георгиевич – начальник конструкторского отдела. 5. Гамага Владимир Павлович – начальник экспериментального цеха. 6. …7. Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа. 8. Курдин Пётр Геннадьевич – заместитель секретаря партийного бюро УГК по идеологии. 9. Семёнов Анатолий Фёдорович – секретарь партийного бюро УГК КАМАЗа.
Слева направо:1. Шестаков Александр Анатольевич – главный конструктор по двигателям. 2. Тенишев Али Хуснутдинович – председатель профкома УКГ КАМАЗа. 3. Лозгачев Николай Иванович - заместитель главного конструктора по испытаниям и доводке. 4. Зубов Владимир Георгиевич – начальник конструкторского отдела. 5. Гамага Владимир Павлович – начальник экспериментального цеха. 6. …7. Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа. 8. Курдин Пётр Геннадьевич – заместитель секретаря партийного бюро УГК по идеологии. 9. Семёнов Анатолий Фёдорович – секретарь партийного бюро УГК КАМАЗа.
-14
С микрофоном Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.
С микрофоном Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.
С микрофоном Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.
С микрофоном Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.
-17
-18
-19
Работники КИБ несущих систем УГК КАМАЗа во время выемки первого ковша на строительстве Инженерного центра. От ковша слева направо:1. Дудин Вячеслав … - инженер-конструктор. 2. Литвиненко Пётр Васильевич - инженер-конструктор, позже – начальник КИБ. 3. …4. Колосов Павел Михайлович - инженер-конструктор 1 категории, позже начальник КИБ и начальник отдела стендовых испытаний5. Максимов Александр …6. … девушка. 7. Смоленский Олег Алексеевич - инженер-конструктор 1 категории. 8. Трещёткин Александр …- инженер-конструктор. 9. Ниськов Владимир Фёдорович – начальник КИБ акустики и шумопоглощения.
Работники КИБ несущих систем УГК КАМАЗа во время выемки первого ковша на строительстве Инженерного центра. От ковша слева направо:1. Дудин Вячеслав … - инженер-конструктор. 2. Литвиненко Пётр Васильевич - инженер-конструктор, позже – начальник КИБ. 3. …4. Колосов Павел Михайлович - инженер-конструктор 1 категории, позже начальник КИБ и начальник отдела стендовых испытаний5. Максимов Александр …6. … девушка. 7. Смоленский Олег Алексеевич - инженер-конструктор 1 категории. 8. Трещёткин Александр …- инженер-конструктор. 9. Ниськов Владимир Фёдорович – начальник КИБ акустики и шумопоглощения.
-21
-22
-23
-24
-25

Любопытный факт! Чтобы как-то активизировать процесс строительства и как-то повлиять на руководителей. ответственных за стройку, было решено, современным языком говоря, провести пиар-акцию. Вспоминает Курдин Пётр Геннадьевич – секретарь партийной организации УГК КАМАЗа (1980-1983):

-26

«В 1981 году, когда монтаж 4 блока Инженерного центра шёл ни шатко ни валко, мы решили проявить самодеятельность. Взяли и приварили у всех на виду лозунг «Даёшь 4 блок Инженерного центра в 1981 году!» Призыв заметили. Но дано было указание: «Лозунг убрать!» Однако лозунг ещё провисел где-то полгода, а потом куда-то пропал».

Вот как о строительстве Инженерного центра сообщала газета «Знамя Коммунизма» от 12 июня 1979 года.

-27
-28

А вот так об Инженерном центре КАМАЗа рассказывалось в газете «Рабочий КАМАЗа» от 21 июля 1979 года.

-29
-30

Но строительство Инженерного центра затянулось, практически, на все 1980-е годы и шло долгие 10 лет. Уже в 1983 году Инженерный центр считался долгостроем. Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 7 июня 1983 года.

-31
Сентябрь 1983 года.
Сентябрь 1983 года.

Но камазовские конструкторы не реяли надежды на то, что скоро у них появится свой дом. Посмотрите какой макет научно-технического центра они сделали в середине 1980-х годов.

Вот так здание НТЦ КАМАЗа выглядело в феврале 1988 года.

-34

В декабре 1988 года здание НТЦ было принято в эксплуатацию. Посмотрите, кто входил в состав государственной комиссии по его приёмке в эксплуатацию.

-35

Внизу ещё несколько исторических фотографий здания НТЦ КАМАЗа.

Начало 1990-х годов.
Начало 1990-х годов.
2000 год
2000 год
Август 2008 года.
Август 2008 года.
2009 год.
2009 год.
2010 год.
2010 год.