Найти в Дзене

Завалил ОГЭ... Да, это беда, но уж точно не горе!

Оглавление

Хотел бы обратиться к ребятам, сдающим экзамены. Эта статья для вас — для тех, кто сдаёт экзамены, в первую очередь ОГЭ. Для сдающих ЕГЭ многое сказанное здесь будет тоже справедливо, хоть и в меньшей степени: всё-таки тема уже для вас не новая. Что делать, если провалился на экзаменах? Это конец жизни? Очень ли это страшно? Попробуем разобраться вместе. При желании, эту публикацию можно прочитать вместе с родителями. Думаю, будет полезно всем.

Завалить экзамены - печальный опыт. Тем не менее, это не трагедия. Это не горе, а всего лишь решаемая беда
Завалить экзамены - печальный опыт. Тем не менее, это не трагедия. Это не горе, а всего лишь решаемая беда

Не трагедия, но неприятность...

Итак, представим, что ты не сдал (или не сдала) выпускные школьные экзамены. Пришли оценки в электронный журнал, либо так объявили — а там стоит «двойка». Трагедия? Если в это слово вкладывать столько же страсти, как во фразу Epic Fail («Эпичный провал», который меметично перевели как-то как «Былинный отказ»), то конечно нет. Скажем так, это не трагедия, но неприятность.

Конечно, хвалить за это не надо никого. И себя хвалить за это тоже не надо, однако и рвать волосы, и посыпать голову пеплом тоже не стоит. Тем более не стоит оно того, чтобы опускать руки или того хуже, накладывать их на себя. Увы, бывает и такое, но вот это точно не выход!

Почему чаще всего заваливают экзамены? Две причины

Почему вообще заваливают экзамены? Причин может быть много, но вообще их все можно свести к двум основным. Первый случай: к экзамену не готовился (как ещё один вариант — взялся за ум только в выпускном классе), все школьные годы учёбой занимался постольку-поскольку, но чаще всего никак. Ну, или готовился ученик, но плохо. Второй случай: занимался всегда хорошо, исправно, контрольные сдавал, уроки посещал, дома всё изучал. Вот только на экзамене всё позабывал. Всё перепутал. Ещё вариант, вылетело из головы даже то, что всегда понял.

Какой бы ни была причина, завалить экзамены — плохо, неприятно. Однако помни, что это жизнь. В жизни всё будет гораздо сложнее простых школьных экзаменов. Сама наша жизнь — это тоже своеобразный экзамен. Каждое событие — все равно, что испытание. Тут нет хороших или плохих оценок, но из каждого испытания можно выйти достойно. Можно и не выйти.

Наверняка, помимо или, что чаще, вместо учёбы были другие интересные занятия
Наверняка, помимо или, что чаще, вместо учёбы были другие интересные занятия

Первая причина: готовился плохо или не готовился

Если плохо готовился, забивал на учёбу, либо она плохо давалось — очень хорошо тебя понимаю (не принимаю, но понимаю). Видимо, была причина. Конечно, это повод поругаться лишний раз, высказаться на тему важности учёбы. Всё это говорили, думаю, неоднократно. Так что для чего повторяться? Чаще всего, причина в том, что было неинтересно, поздно спохватился. Могли быть и сложности с самой учёбой: не воспринимались знания, были проблемы с восприятием, памятью, вниманием, другими психическими процессами. Всё могло быть. Если интересно было заниматься чем-то одним, но в ущерб учёбе — это вполне понятно. Так уж мы устроены, что в первую очередь делаем то, что приятно, интересно, вызывает эмоции.

Уверен, что были занятия у тебя по душе. Вот только сейчас создаются лишние сложности, волнение. Эти лишние сложности создаёшь себя самостоятельно. Впрочем, ничего не бывает поздно делать. Можно и сейчас поднапрячься и взяться за ум. Вполне можно подтянуться до уровня «тройки» и сдать предмет, подготовившись за месяц, либо за всё лето.

Пусть произошедшее будет уроком. Не нужно забивать на учёбу. Не стоит делать всё только то, что приятно. Необходимо наработать в себе и такие навыки, как «Я должен!» и «Надо!». Очень пригодится в жизни, особенно для преодоления трудностей, для преодоления тяжёлых ситуаций. Чем раньше этому удастся научиться — тем легче же будет. Да и себя начнёшь уважать ещё больше. Так приятно самом себе говорить: «Я смог» или «Я сделал это».

Винить себя в случившемся не стоит. Просто надо принять это как данность, как реальность. Что случилось — то случилось!

Вторая причина: занимался хорошо, но всё забыл

Предположим, что ты, наоборот, хорошо занимался. Получал хорошие оценки. Трудился. Правда, привык всё делать достаточно медленно, с расстановкой, без спешки. Хорошее качество! Вот только не удивляюсь, что в чужой школе, в незнакомой обстановке, мог потеряться и всё забыть. Бывает, сидишь так — голова пустая. И ведь помнил всё ещё не то, что вчера — сегодня утром, перед экзаменом!

Как быть? Перестать себя винить — это самое первое, самое главное. Знаю, что такие как ты, если подобная ситуация к тебе применима, не очень любят незнакомую обстановку. У вас должен быть порядок, обстановка своя гармоничная. Никаких раздражителей. И уж тем более — никакого лишнего волнения. Это часть натуры. С ней придётся жить. Скорее всего, в будущем ты спокойно сможешь заниматься любимым делом, работать, дальше учиться хорошо. В ВУЗе вообще будет легко: там редко, кто сходит с ума на экзаменах, как в школе. Впрочем, на собеседованиях при приёме на работу, в сложных жизненных ситуациях, во время всяких «наездов» может быть нездорово.

Так что, считай, экзамен для тебя тоже в таком случае один из уроков и показателей, что надо будет что-то менять в себе, как-то дальше жить с этой проблемой, а, точнее, её решать.

На экзамене у тебя произошёл скорее всего так называемый тильт.

Могу успокоить. На то и даются повторные экзаменационные дни. В следующий раз просто нужно успокоиться и собраться с мыслями. К тому же самое страшное — неизвестное — уже позади. Ведь человека больше всего пугает неизвестность. Такой проблемы более не будет, ведь то, как проходит экзамен, для тебя больше не будет новостью.

Экзамены - штука, полная стрессов. Вот только в жизни потом будут гораздо большие испытания. Так что пусть это тебя успокоит!
Экзамены - штука, полная стрессов. Вот только в жизни потом будут гораздо большие испытания. Так что пусть это тебя успокоит!

Повторная пересдача и «второй год»

О повторной сдаче и поговорим. Вообще, лучше всё сдавать с первого раза, но если не получилось — не беда. Будет шанс на пересдачу. Вот что нужно помнить:

  • Возможность пересдачи будет для максимум двух предметов. Не более. То есть можно завалить до двух экзаменов. Если завалил третий предмет, то всё.
  • Даётся до трёх попыток сдачи на каждый заваленный предмет. Первая попытка — в основной день. Ещё одна — летом. И ещё одна попытка будет осенью, в сентябре. В отдельные годы предоставлялась возможность ещё одной летней попытки, но сейчас, насколько знаю, такого больше не делают.

В принципе, нужно «постараться», чтобы не сдать ОГЭ осенью. За три месяца можно подготовиться, если заставить себя заниматься каждый день летом. Это не так сложно, если подойти к процессу системно. Необходимо просто каждый день садиться и заниматься. Сложно, ну а что делать? Конечно, идеально, чтобы занимался с тобой кто-то из взрослых: родители, репетиторы, школьные учителя (кстати, на это летом выделяются часы — не стоит ими пренебрегать).

Впрочем, бывает всякое. Я был свидетелем нескольких случаев, когда из 25 человек, 12-15 человек пересдавали математику. Из этих 12-15 осенью пересдавали математику ещё 7-8. И из этих 7-8 пара-тройка человек оставалась на второй год.

Пусть не пугает второй год. Не придётся ещё раз проходить программу 9 класса с младшими. Позора такого больше не бывает, хотя жаль. Некоторых, возможно, такая перспектива заставила бы заниматься лучше.

Составят индивидуальную программу обучения в школе. Несколько раз в месяц нужно будет приходить на занятия по заваленному предмету в свою школу. Будут консультации. Рекомендую это время, этот год, потратить с пользой. Помимо подготовки к повторной сдаче ОГЭ, можно будет заниматься по программам Дополнительного Образования. За год вполне можно не только подготовиться, но и многое в этой жизни переоценить, переосмыслить, исправить.

Так что безвыходных ситуаций нет.

Почему так сложно бывает учиться?

Теперь немного о том, почему так сложно бывает учиться. Причин может быть множество.

Если тебе не ставили врачи диагноз, не позволяющий учиться в обычной школе, то чаще всего наблюдается такая проблема: вроде и мог бы заниматься, но не хочется. Не чувствуется важности. Нет желания — такого, когда учёбой горишь. Да, о важности образования и хорошей учёбы говорят все и везде. На словах наверняка соглашался с этим. Понимаешь на сознательном уровне, что да, надо бы учиться, аттестат получить, потом профессию приобрести. Вот только «против натуры не попрёшь». В данном случае, против бессознательного. Если на бессознательном уровне (попроще говоря, «в душе») нет понимания важности учёбы и реального желания, то будет очень сложно заставлять чем-нибудь серьёзным себя заниматься. Заставить, конечно, можно, но вот не будет это очень эффективным.

К сожалению, волшебной книги, прочитав которую, можно решить разом все проблемы с учёбой, не придумали. А так, было бы здорово, конечно!
К сожалению, волшебной книги, прочитав которую, можно решить разом все проблемы с учёбой, не придумали. А так, было бы здорово, конечно!

Почему так происходит? Ну, если коротко, так устроена наша психика. Не буду сильно перегружать деталями, но это связано с инстинктами. В частности, с самосохранением: лучше всего и проще всего человеку мотивировать себя чем-либо заниматься, если есть угроза. Иными словами, если есть страх. Страх «животворящий». Это не то, чтобы норма, но так чаще всего происходит.

Со всем остальным всё гораздо сложнее: на других уровнях у большинства людей невротизация (иными словами, сбои, проблемы) психики. Здесь только через обретение внутренней свободы можно действовать: в таких случаях не придётся себя принуждать, а можно действительно просто взять и сделать.

Тем не менее, бывают дела, которыми мы горим: их мы делаем с удовольствием и радостью. Если поработать над собой, то и учёба может быть в радость. Нет, не та, которая в школе, а вообще. В норме, для здорового человека получение знаний — это всегда радость. Всегда приятно. Вполне возможно, что школьная учёба тебе не интересна была, но так-то получение новых знаний интересно. Над этим стоит призадуматься.

Заключение

Заключение будет в двух частях: одно — для тебя, а второе — для родителей.

Для тебя

Думаю, что ты неглупый человек. Раз смог это прочитать до конца и если всё это понятно — то точно не глупый. Тем более, если довелось познакомиться и с другими моими публикациями.

Хочу просто, чтобы было понятно: ошибки, заваленные экзамены — это всё бывает в жизни. Неважно даже, какая была причина. Неприятности будут и в будущем, ведь наша жизнь не состоит из одних лишь светлых пятен. В любом случае, это не повод ставить крест на себе, в том числе и на своём будущем.

Бывает и такое, что до некоторых дисциплин, предметов, наук надо просто дозреть. Скажем, можно спокойно ненавидеть литературу в школе, того же Пушкина в детстве на дух не переносить, но полюбить его произведения лет в 30. Кстати, это нередкое явление. Можно ненавидеть живопись, искусство — потом взять и полюбить это всё во взрослом возрасте, да ещё и хорошо разбираться в нём. Можно не понимать математику лет в 12-15, но понять её лет в 20-25. Кстати, такое тоже бывает. Не опускай руки. Всё получится!

Для родителей

Теперь обращаюсь ко взрослым. В первую очередь, к родителям. От того, что завалил сын или дочь экзамен, хуже для вас он точно не станет. Что случится, если завалили экзамен с не знаю какой попытки? Разлюбите? Вряд ли. Будете любить такими, какие есть.

Да, это очень неприятный опыт. Да, возможно не смогли заставить заниматься. Возможно, не смогли вовремя увидеть проблемы. Может быть даже пытались все эти проблемы решать — но вот не получилось. Тем не менее, попытка, как говорится, не пытка. Не получилось с первого раза — получится со второго. Не получилось со второго — хоть с какого-то раза, но аттестат будет.

Поменьше накручиваем себя и решаем все проблемы по мере их поступления! Это тоже очень хороший и дельный совет. Выключаем перфекциониста. Прекращаем тревожиться. Не так проблемы мешают жить, как их восприятие. В конце концов, это всего лишь школа.

Ну, а теперь пара советов напоследок

Как быстро успокоиться, если испытываете стресс? Предлагаю вниманию одно упражнение, которое точно поможет:

Ещё упражнение, на этот раз для быстрого входа в норму:

Ещё одна моя статья с советами сдающим ОГЭ. Статья старая, но советы верные. Кстати, статья загуляла по Интернету (жаль, что не всегда указывают моё авторство):

И ещё!

Экзамены — сложная и ответственная пора. Надо готовиться и готовиться к ним как следует, но при этом не переживать. Пусть не переживают молодые люди, пусть не переживают их родители и учителя. В этом же поможет вам психология и её приёмы.

Например, знаете ли Вы, что изобразительное искусство обладает мощным психотерапевтическим эффектом? Картины в состоянии изменить настроение и даже мировоззрение человека. Они влияют на эмоции и могут вызывать чувства.

Во время подготовки к экзаменам крайне необходимо «сохранить голову». Как это сделать? Подписывайтесь на мой новый телеграм-канал «Искусство Времени». Каждый день — новые изображения. Каждый день — новые впечатления Заходите!

Всем удачи и благополучия!

Игорь Кучаев