Найти в Дзене

Все эти иксы и игреки, вся математика — язык инопланетян. Придумали, только чтобы лишний раз помучить и отругать

Оглавление

Ромка Никольский вернулся из школы в ужасном настроении. Горячо «любимая» одиннадцатилетним мальчиком Тамара Александровна вынесла ему мозг, отчитав за плохо выполненную накануне домашнюю работу, и за правило, которое он так и не смог самостоятельно объяснить на уроке. В итоге в электронном журнале появилась двойка и очередное замечание: «Не готов к уроку».

Рома сидел за столом в своей комнате, раскладывая учебники, тетрадки и вспоминая прошедший день. «Почему не готов к уроку, когда я готовился?» — подумал Ромка. «Правило я не понял, но ведь учил же. Не понимаю просто, что за этими мудрёными словами кроется. А им всем только бы найти повод лишний раз отругать. Нет бы помогли!».

Эта математика —  ещё один повод лишний раз меня отругать. Нет бы помогли!
Эта математика — ещё один повод лишний раз меня отругать. Нет бы помогли!

Мальчик открыл учебник по математике и тетрадку. Взглянул на все эти плюсы, минусы, иксы с игреками и знатно приуныл.

«Эх, все вот эти значки, все эти записи — это же язык инопланетян! Кто это только придумал? Как можно вообще этим заниматься, да ещё удовольствие получать?! Тёмыч может, но он-то понятно — самый умный, хотя и самый странный. Мне до такого уровня ещё далеко. Учиться в школе ещё долго — это мне придётся так постоянно мучиться?».

Математические значки и записи — это же язык инопланетян!
Математические значки и записи — это же язык инопланетян!

Артём, одноклассник Ромки, действительно очень любил математику, да и с другими предметами справлялся на ура. Большинству ребят было скучновато с ним общаться. Зануда. Правда, Рома с ним дружил. Нашли парни общий язык. Как оказалось, оба любили компьютерные игры. Артёму больше нравились стратегии, где управляешь городом или целым государством. Рома любил стрелялки и приключения. Бывало, что они с Артёмом объединялись: играли вместе через Интернет. Получалось здорово: с большой вероятностью выигрывали у других команд. Артёму неплохо удавалось рассчитывать тактику, планировать выполнение заданий. Рома же, в свою очередь, действовал быстро, решительно. Такой тандем действительно часто обыгрывал другие команды. Правда, в одиночку так же хорошо не получалось играть ни тому, ни другому.

Артёму математика даётся лучше. Да и поиграть на компьютере со своим другом, Ромкой, очень любит
Артёму математика даётся лучше. Да и поиграть на компьютере со своим другом, Ромкой, очень любит

Рома ещё раз посмотрел с грустью на домашние задания. Похоже, не суждено преуспеть в математике. Для чего тогда стараться? Нет, надо точно писать Тёме. Друг, конечно, поможет с заданиями, но всегда ли будет так продолжаться? Домашку приготовить — половина дела. Вот как понять, почему именно так правильно, а не по-другому? Была бы математика столь же увлекательна, как история или как компьютерные игры, приключенческие книги и фильмы, что любил смотреть мальчик! Рома ещё и не знал, как его мечты близки к реальности. Не знал и о том, что порядок вещей вот-вот примет неожиданный оборот.

Пока Ромка грустил над уроками, мама и папа мальчика обсуждали полученные им очередное замечание и двойку.

— Надо что-то делать. В который раз одно и то же: не готов, не понимает, не слушает, — сказала мама.
— Да ленится он. Лентяй. Другой давно за книжку бы сел и всё, что требуют, выучил, а у нашего только игры и приключения на уме!
— Нет, не ленится. Другие-то предметы учит. И ничего, нормально! Просто он у нас человек увлечённый. Неинтересное не будет даже открывать, а от увлекательного Ромку не оторвать.
— Мотивации не хватает, хочешь сказать? Так, может, компьютер запретить на неделю за ещё одну двойку? Или просто
выпороть — и всего делов. Глядишь, так и за ум возьмётся.
— Дима, ты нормальный?! Он ещё больше замкнётся в себе и ещё больше математику возненавидит. Рома и так еле-еле её терпит. Я бы еще поняла, если бы он, действительно, ничего не делал, не занимался, на учёбу забивал намеренно. Так нет же: пытается, старается. Другое что-то нужно…
— Другое... Ну мы и репетиторов нанимали — толку-то?
— Ой, одна — студентка, которая пару раз показала, как задачи решаются, но так и не научила думать. Вторая — вообще продолжение школы, разве что орёт меньше. Его надо увлечь математикой. Вот был бы увлечённый человек: современный, умный, которого дети слушают, затаив дыхание. Глядишь, может что и изменилось бы. Только где таких найти?
— Увлечённый, современный... Слушай, идея! — воскликнул папа, вспомнив нужного человека. — Нам нужен Вадим!
— Тот самый?
— Да, Вадим Стеклов. Тот самый парень, что помогал нам с сайтами и роликами. Вот только не знаю, согласится ли помочь? Он ведь не репетитор.
— Так и чего думаем? Давай, звони ему. Всё и узнаем.

Родители связались с Вадимом, талантливым молодым человеком, который помогал им время от времени в бизнесе.

У Никольских было два магазина в московских торговых центрах. Поначалу дела шли очень хорошо, но потом стало понятно, что если хочется и дальше развиваться — без Интернета и онлайн-торговли никуда. Так они познакомились год назад с Вадимом Стекловым, известным в Интернете ещё как SERAPHIM171. Было ему тогда 25 лет. Вадим оказался очень талантливым специалистом, причём, талантливым во всём. Судите сами: программист, цифровой художник, веб-мастер, специалист по трёхмерной графике и анимации. Универсальный специалист. Настоящий полимат!

Дмитрий тогда заказал у Вадима разработку сайта. Позже, когда дело стало активно развиваться, была проведена и успешная рекламная кампания: Вадим создал серию очень занимательных видеороликов, которые активно крутились в Интернете, попадались почти везде. Завирусились, как принято говорить в современном мире. Онлайн-торговля в итоге приносила дохода больше, чем оба магазина, вместе взятых.

Время от времени мужчины встречались, обсуждали дела. Вадим брал заказы, либо просто консультировал Никольских на тему дальнейшего развития бизнеса. Так что, звонок Ромкиного отца Вадима не удивил. Ему отец мальчика коротко всё рассказал. На удивление Вадим быстро согласился помочь. Сказал, что вообще не беда. Приезжайте хоть завтра, благо пятница — времени полно. На том, как говорится, и порешили.

Ромка в логове цифрового полимата

Мальчик и отец, как и договорились, приехали к Вадиму. Молодой человек приветливо встретил обоих. Дмитрий познакомил сына со своим коллегой. Немного пообщавшись в коридоре, Дмитрий уехал по делам, оставив сына на Вадима.

Вадим повёл Ромку в свой рабочий кабинет. Вадим жил один в просторной двухкомнатной квартире. Одна комната служила спальней, а вторая использовалась как кабинет, как место для творчества и работы.

Ромка зашёл в комнату и ахнул: всё было уставлено шкафами, полными книг, на стенах висели прикольные плакаты, а комната освещалась разноцветными неоновыми лампами. Некоторые из плакатов были сделаны с юмором, но часть из них были явно учебными: шпаргалки по программированию, физике, математике. Вадим их делал сам, что не преминул с гордостью сообщить мальчику.

Впрочем, Рому впечатлило другое: огромный компьютерный стол, на котором расположились сразу 4 (четыре!) больших монитора, клавиатура с очень красивой цветной подсветкой, необычная мышь, а ещё — несколько диковинных устройств. Одно из них было похоже на планшет, но только с ручкой и проводом, воткнутым в компьютер. Второе устройство представляло из себя большую коробку, сделанную из стекла и пластмассы. Устройство не работало. У компьютерного стола находилось два удобных кресла.

Ромка осматривал убранство комнаты и рабочего стола, приходя от их вида в настоящий восторг. До чего же прикольно и здорово!

— Ну как, впечатляет? — поинтересовался обладатель кабинета.
— Ага! Круто у Вас тут, дядь Вадим, — ответил Ромка.
— Вот только не надо никаких
«дядь». Зови меня просто Вадимом. И давай-ка сразу на «ты». Я тебя старше всего лет на 15, а ни племянников, ни детей у меня пока нет.
— Хорошо, Вадим. Как скажете, ой, прости, как скажешь, — ответил Рома, а затем показал рукой на таинственный стеклянный агрегат на рабочем столе, — а что это такое у тебя?
— Это
3D-принтер. Для печати трёхмерных, то есть объёмных объектов. Ты же в игры с 3D-графикой играешь? Вот представь, что модели из этих игр можно распечатать прямо здесь, на принтере. Смотри, что у меня есть!

Пластмассовый друг -  робот. Его сделал сам Вадим aka SERAPHIM171
Пластмассовый друг - робот. Его сделал сам Вадим aka SERAPHIM171

Вадим показал на одну из книжных полок. Там стоял пластмассовый робот. Вадим взял робота и поставил на стол перед Ромкой, а затем взял смартфон, что-то там пощёлкал, после чего глаза робота загорелись, а голова повернулась к Ромке. Робот сказал: «Привет!», после чего стал шагать туда-сюда по столу. Ромка зачарованно смотрел на открывшееся его глазам действие. Такого он точно не ожидал.

— Это где такую игрушку продают?
— Нигде. Я сделал её сам. Полностью. Пластмассовый корпус смоделировал, а потом напечатал на таком вот принтере. Электронику чертил на компьютере, там же и программы к ней составлял. Правда, электронику заказывал на заводе, но тут уж ничего не попишешь — то, что нужно мне, по моим чертежам и схемам, только на заводе делают. Ну а дальше всё собирал самостоятельно. Тебе нравится?
— Угу, очень! Правда сам всё сделал?! Не может быть!
— Ну почему же не может? Вот, смотри.

Мужчина включил компьютер, показал чертёж робота, а затем и чертёж электронной схемы. Потом он жестом пригласил мальчика сесть на соседнее кресло.

Чертежи робота на компьютере. Как здоров увидеть, как робота рисуют на компьютере, программируют, а потом держать его в своих руках.
Чертежи робота на компьютере. Как здоров увидеть, как робота рисуют на компьютере, программируют, а потом держать его в своих руках.

Ромка был впечатлён! Конечно, не каждый день увидишь, как такие диковинные игрушки делаются, да ещё и твоим знакомым, в одиночку. Вадим показался мальчику очень интересным человеком: комната выглядела как лаборатория или кабинет сумасшедшего учёного из фильма, компьютер был явно в разы мощнее Ромкиного, а такое количество диковинных штучек удивило бы даже искушённого в подобных делах человека — что уж говорить об одиннадцатилетнем парне.

Математика мне в жизни не пригодится. Вернее, я её совсем не понимаю

— Рома, а расскажи-ка о себе. Что нравится? Чем увлекаешься?
— Ну-у — задумался мальчик, — в игры компьютерные нравится играть. Мы с Тёмычем, это мой друг и одноклассник, часто в сети режемся вдвоём против других команд. А так, я ещё рисовать люблю, книжки читать.
— Книжки? Книжки — это хорошо. Расскажи, как учишься?
— В основном четвёрки, иногда пятёрки бывают. Вот только с математикой у меня плохо, — промолвил Ромка, опустив глаза, — не даётся, сколько не бился. Такая
скукотень! Да и не пригодится она мне в жизни.
— Ага. Кем же хочешь стать, когда вырастешь? Задумывался?
— Вот бы игры компьютерные делать, ну или стать таким как ты, — оживился было мальчик, — да только не знаю, получится ли.
— На самом деле получится, если захотеть и задаться целью. Правда, математика будет нужна почти везде: будь ты хоть компьютерным художником, хоть программистом, хоть ещё кем. Как говорил Ломоносов, она ум в порядок приводит.
— Ну вот, — загрустил Ромка, — значит не судьба... Я бы рад, да только ничего совсем в этой математике не понимаю. Там всё выглядит как большая загадка. Скучно. Не могу понять, как это всё в голове соединить. Вот если бы математика была такая же интересная, как история в школе — с удовольствием бы учил. А так, только орут и орут на меня на этой математике. Будто от этого я умнее стану.

Вадим посидел какое-то время, подумал о чём-то, а потом принялся рыться в компьютере. Наконец, вернулся к разговору с Ромой.

— Значит, ты из тех, кто считает, что если что-то не получается, то и изучать не надо? Значит, надо забить только потому, что не получается? Готов так легко сдаться? Математика действительно в школе может быть скучной. Но если ты решил связать свою жизнь с цифровыми профессиями, тебе она точно пригодится.
— Да зачем, Вадим? Я ведь
гуманитарий, а гуманитариям математика недоступна.
— Какие глупости! Нет никаких технарей и гуманитариев. Бывают только нежелание заниматься чем-либо, а также всякие
отговорочки. Вот, смотри: я и графикой занимаюсь, и программы пишу, и в электронике понимаю. Это ты ещё не видел, какую музыку я сочиняю в свободное время. Я кто по-твоему: технарь или гуманитарий?
— Не знаю, — задумался Ромка, — наверное, и тот, и другой. Тебе с самого начала легко было?
— Ага, сейчас! Тоже пришлось пахать и заниматься. Просто в своё время меня увлекли и математическими дисциплинами, и искусством. Я тоже думал, что нельзя увлекаться и тем, и другим. До той поры, пока меня в этом очень хороший человек, мой учитель, не разубедил. Так что не опускай руки. Поверь уже, наконец, в себя и в то, что всё у тебя получится! И вообще, я тебе спор предлагаю.
— Какой спор?
— Давай, ты на практике убедишься, насколько в жизни может быть важна математика, в том числе в разработке игр и в компьютерной графике. Если смогу тебя убедить — ты пообещаешь мне изменить своё мнение и думать о математике и её значении по-другому. Ну, а уж если я не смогу тебя убедить, то мы больше никогда о математике не заговорим. Я соглашусь, что математика тебе точно не нужна и никогда не пригодится. И больше никто: ни я, ни твои родители, к этому разговору не вернётся! Ну как, договорились?

Ромка недоверчиво, но всё-таки согласился. Он решился. Да, пусть Вадим его убедит в том, что математика может быть не скучной, а очень увлекательной.

Математическая компьютерная игра

Вадим включил редактор. На экране появился текст компьютерной программы. Нажал кнопку «запуск» — и на экране появились движущиеся трёхмерные модели героев какой-то игры. Мальчик с интересом наблюдал за происходящим. Его глаза загорелись.

— Смотри, вот так выглядит примерно программирование игр по типу тех, в которые ты с Артёмом играешь. Видишь, здесь описывается куда и как перемещается герой, а здесь, — Вадим показал другой экран, с иным программным текстом, — здесь происходит управление движениями и изменениями самой модели. Впечатляет?
— Очень! И что, я так тоже смогу?
— Конечно, сможешь. Только вот нужно будет до этого момента ещё дорасти. Начнём мы с того, что попроще. С
двухмерной графики. Предлагаю попробовать создать простую компьютерную игру. Ты будешь делать её сам, а я сегодня только помогаю.

Вадим объяснил, что такое двухмерная графика и что за игра сегодня будет. Простой уровень, где герой прыгает с панельки на панельку, всё выше и выше.

Создание компьютерных игр школьником может быть очень увлекательным способом погрузить его в мир математики, программирования, логики.
Создание компьютерных игр школьником может быть очень увлекательным способом погрузить его в мир математики, программирования, логики.

На самом верху находится прямоугольник с математическим рисунком: значок числа Пи, либо значок радикала («извлечение квадратного корня»), либо значок ещё какого-то математического действия. Этого прямоугольника нужно достигнуть. Желательно, чтобы это было с минимальным количеством действий. Прыжки и движения героя задаются математической формулой. Точнее говоря, самым настоящим уравнением. Двухмерная графика — это графика, где у каждой точки на экране всего две координаты: X и Y. Соответственно, все уравнения, функции и формулы будут сводиться к манипуляциям с этими двумя значениями.

Рома поинтересовался, а как же звук, управление кнопками, сами рисунки. Это всё тоже придётся самому делать? Это сколько же времени уйдёт на создание игры? Неужели за вечер удастся справиться? Вадим успокоил: для сегодняшнего задания на руках есть всё нужное. Есть уже и нарисованный герой, и математические символы, и графика всех уровней и их элементов. Набор готовых звуков и музыки тоже найдётся — большая библиотека, где можно выбрать всё, что душе угодно. В этот раз нужно только задавать программу движения героя с помощью уравнений. Вернее функций, но функции — это, считай, те же уравнения, только записываются чуть по-другому.

— Уравнения? Это как в школе?
— Да, именно. Мы будем сегодня использовать несколько видов уравнений: самые простые —
линейные. Их график выглядит как прямая линия. Их вы уже проходили. Затем, квадратные уравнения и системы уравнений.
— Ой, а мы такого не проходили, — сник Ромка, увидев формулы.
— Ничего, они только выглядят страшно. Я тебе сейчас всё быстро покажу и ты поймёшь. Зато представь, как будет круто: будешь знать наперёд, как такие уравнения решаются. Твои одноклассники ещё не знают, а ты уже всё умеешь и понимаешь.

С этими словами Вадим включил на компьютере визуализатор — специальную программу, которая быстро рисует графики функций и уравнений. В этой программе, написанной на Питоне, достаточно ввести формулу — и компьютер все быстро нарисует. Если же вводишь уравнение — тут же получаешь ответ, причём наглядный, со всеми графиками и таблицами.

Вадим ввёл в программу линейное уравнение. На экране появилась линия. Вадим объяснил ещё раз элементы линейного уравнения — коэффициенты и аргумент. «Вот здесь находится X, здесь зависимость Y от X. А вот здесь как раз можно управлять наклоном линии», - сказал Вадим, меняя коэффициенты и прочие параметры, получая на лету новые графики. Самое интересное, что старый график тоже оставался, что добавляло наглядности. Рома смотрел и удивлялся, насколько же оно может быть легко, быстро, а самое главное — понятно.

Это Ромка ещё продвинутых математических трёхмерных графиков не видел. Но ничего, придёт время —  дойдёт и до такого
Это Ромка ещё продвинутых математических трёхмерных графиков не видел. Но ничего, придёт время — дойдёт и до такого

Затем перешли к квадратным уравнениям и функциям. Их график — парабола. Красивое и немного пугающее слово, но оказалось всё просто. По сути, это прыжок героя по определённой траектории. Вадим показывал мальчику, как меняется «ширина» параболы. Всего-то нужно управлять значениями, подставляемыми в значения формулы. Да и сами параболы, оказались довольно лёгкими штуками. Системы оказались ещё проще — это просто пересечение графиков двух функций.

Ромка довольно быстро освоился с управлением отрисовки графиков. В начале в той программе, которая их выводила. Потом под руководством своего наставника, он уже перешёл к программированию самой игры. Вадим лишь подсказывал, куда нажимать, как именно правильно вводить формулы, но сами расчёты и параметры вводил Рома. Когда он закончил и запустил игру, осталось лишь исправить пару ошибок.

И вот, наконец, всё заработало! Восторгу мальчика не было предела. Он поиграл несколько раз, прошёл те уровни, которые сам же и запрограммировал. Потом самостоятельно решил внести дополнения в игру — и у него всё получилось. Как оказалось, это может быть увлекательно и здорово!

— О, Вадим! Это так круто! Я и не знал, что математика может быть такой интересной!
— Вот и отлично! Ну как, тебе понравилось? Математика нужна оказалась?
— Конечно, понравилось! Оказалось совсем не страшно. Ну только чуточку поначалу. Стоит лишь начать — и всё оказывается легко и просто. Вадим, если честно, — мальчик на секунду задумался, — если честно, я думал, что совсем
туп и ничего в этом не понимаю. Думал, что математика — не моё. Оказалось, надо было просто с тобой подружиться, чтобы ты мне просто всё хорошо и доступно объяснил. Спасибо тебе!
— Да, на здоровье! Кстати, раз так хорошо у тебя получается — настало время
расплаты.
— Какой ещё расплаты?!
— Ну как — какой? Кто мне обещал теперь математику любить и больше не говорить, что она в жизни не пригодится? Обещал?
— Обещал. Математика, и правда, оказалась увлекательной и интересной. Так что всё, что я говорил раньше — чушь.
— Отлично. Рад, что тебе понравилось. Тогда предлагаю каждую неделю по пятницам и воскресеньям ко мне приходить и заниматься. Я тебе ещё много чего покажу и расскажу. Такого, чего ты ещё себе даже представить не мог. Согласен?
— Конечно! Спасибо! Я уж боялся, что больше никогда заниматься не будем. Только у меня тоже будет к тебе предложение. Можно, я в следующий раз с собой возьму Тёмку? Мы с ним вместе заниматься будем у тебя?
— Да без проблем. Не только можно, но и нужно. Приходите в воскресенье ко мне вдвоём. Задания придумаю.

Так за один вечер Рома Никольский полностью изменил своё мнение о необходимости математики в жизни. Ведь ему наглядно показали, что математика может быть увлекательной и интересной, а не скучной, как это, увы, было в школе. В голове у Ромы что-то щёлкнуло — даже математические учебники стали восприниматься по-другому. Появилось желание постигать математику и развиваться дальше в этой сфере. У него и Артёма будет ещё очень много совместных математических приключений. И ещё немало интересного они создадут под руководством Вадима.

На этом история заканчивается, дорогие читатели. Поделитесь мыслями, эмоциями, что вызвала у вас эта история. Буду рад комментариям. Кстати, историю эту сподвигла меня написать старая статья, размещённая очень давно на этом канале. Её по-прежнему активно читают, но она вышла достаточно скучной. Здесь же я попробовал показать увлекательность математики и проблемы школьного образования. Для тех, кто не знаком с некоторыми терминами, будет небольшой словарик в комментариях к этой публикации

Игорь Кучаев