Йозеф Мария Ольбрих, автор Дом сецессиона, выставочного зала объединения художников «Венского сецессиона», несмотря на недолгую жизнь (умер в возрасте 40 лет) все же успел распространить своё видение модерна за пределы Вены.
В этом ему поспособствовал герцог гессенский Эрнст Людвиг, который в 1899 году пригласил в Дармштадт группу молодых художников — Петера Беренса, Йозефа Ольбриха, Ганса Кристиансена, Людвига Хабиха, Патриса Юбера, Пауля Бурка и Рудольфа Боссельта. Герцог, последний в истории глава государства Гессен-Дармштадт в составе Германской империи, планировал придать импульс экономическому развитию области, в том числе путём привлечения передовой интеллигенции и устройства публичных выставок «нового искусства».
Подход герцога был достаточно необычным, но вот оценили его попытки по достоинству, пожалуй, только ценители искусства, особенно, архитектуры.
Вообще, меценатство - вещь для искусства очень полезная, особенно, когда спонсор сильно или вообще не вмешивается в творческий процесс, но за этот процесс хорошо платит.
Специально для размещения "колония художников в Дармштадте" на холме Матильденхеэ в 1899 по проекту архитекторов Г. Христиансен, Й. Ольбрих и П. Беренс было начато строительство городка с мастерскими художников и выставочными залами.
Не удивляетесь, новый комплекс разместился рядом с церковью Святой Марии Магдалины в «русском стиле», построенной в 1897-1899 годах русским архитектором Л.Н. Бенуа (автор проектов многих известных петербургских зданий).
Но выставочный комплекс нас не так интересует, как находящаяся слева от него башня.
В 1905 году состоялась помолвка великого герцога Эрнста Людвига и принцессы Элеоноры Зольмс-Хоэнзольмс-Личской. Свадьба была назначена на 1908 год, а администрация города решила, что было бы неплохо построить что-то этакое по этому прекрасному поводу, с этим вопросом обратились к герцогу, а он в свою очередь, к своему уже придворному архитектору Ольбриху.
Они оба были в восторге от широко заметного знака, которым город хотел отметить это событие. В итоге, башня высотой 48,5 м, спроектированная Ольбрихом, была построена в 1907-1908 годах городским управлением строительства.
Башня состоит из многоярусного основания, отштукатуренного и выкрашенного белым, фасад облицован темно-красным клинкером.
Венчают же башню арки, изображающие корону, эта конструкция принесла башне народное название „Пятипалая башня“ (думаю, там еще аналогии с неприличным жестом есть).
Входной портал оформлен в лучших традициях венского сецессиона, с достаточно большим количеством позолоты.
На барельефе над входным порталом есть надпись: "В память о бракосочетании великого герцога Эрнста Людвига и великой княгини Элеоноры". Четыре полуобнаженные женские фигуры символизируют достоинства пары великих герцогов: силу, мудрость, справедливость и мягкость. Ниже расположены гербы этих знатных семейств.
На северной стороне красуются широко видимые золотые башенные часы.
Циферблатом поддерживается тремя декоративными круглыми арками, в них расположены символы веры, любви и надежды (я сам только сейчас узнал, что якорь - христианский символ надежды).
На южной стороне над шестой парой окон установлены большие солнечные часы. Солнечные лучи касаются цифр в обрамлении двенадцати знаков зодиака на фоне фриза из синей стеклянной мозаики и золотых звезд.
Башня разделена на семь этажей разной высоты и назначения, внутренняя отделка была полностью закончена только в 1909 году, уже после смерти архитектора.
"Свадебная башня" имеет несколько больших помещений с богатой отделкой, опять же в лучших традициях сецессиона, где золотой цвет - один из главных средств выражения (вспоминаем Климта). Пройдя через входную дверь посетители попадают в вестибюль, вот он на фото сверху. И да, сейчас "Свадебная башня" используется для торжественной регистрации браков, хотя во времена герцога, естественно, церемония проходила в соборе.
В вестибюле на первом этаже есть две большие настенные мозаики. На одной из них на фоне голубого неба изображена аллегория регентства великого герцога. Перед кроной дерева стоит существо женского пола с крыльями, под которым можно прочитать „Эрнст Людвиг Элеонора“.
На второй настенной мозаике изображена молодая влюбленная пара, целующаяся на фоне звездного неба. Обнаженные юные тела парят на катящейся полосе облаков. Огромные бело-золотые оперенные крылья перерастают влюбленных и образуют пылающую Омегу.
Вот честно, в наших дворцах бракосочетания столь чувственных мозаик нет, и жаль.
На 5-м уровне располагается „Комната великой княгини“, здесь стены обшиты панелями из броневого дерева, а чуть выше расположены фрески авторства Филиппа Отто Шефера.
Фрески представляют собой княжеский свадебный пир в стиле неоренессанса.
Удивительно видеть такую стилистику в модерновом здании.
Но стоит отметить, что откровенной вакханалии на фресках нет, чинно-благородно пируют.
Хоть зал и называется "Комнатой великой княгини", но сегодня именно это помещение используется для церемонии бракосочетания.
„Комната великого герцога“ расположена на уровне 4, имеет высоту около семи метров и завершается цилиндрическим сводом.
В непрерывном орнаменте нарисованы ящерицы, извивающиеся между раковинами улиток. В вершинной виньетке инициалы великого герцога выбиты в золотой короне.
А в арке расположен наикрутейший рисунок, изображающий обнаженную юную деву на оранжевом коне, в позе юного воина она насыпает из рога изобилия всякое на раковину улитки. Автор, Фриц Хегенбарт, видел в этом аллегорию победы над временем.
Сегодня "Свадебная башня" используется как смотровая площадка и, конечно, как дворец бракосочетания, её образ вошел в массовую немецкую культуры и используется вот, например, на принтах модной одежды.
А еще кто-то отрисовал здание в 3D и бесплатно раздает на тематических сайтах, что в свою очередь провоцирует владельцев 3D принтеров на вот такие шалости.