Найти тему

Дом купцов Гиляновых и их родственные связи с Н.А Римским-Корсаковым

Дворовое место вблизи Троицкого рынка на пересечении улиц Заводской (Венцека) и Троицкой ( Галактионовской) в 1875-м году приобрел Петр Филиппович Гилянов, принадлежавший к потомственному самарскому купечеству.

Галактионовская, 23/ Венцека, 62. Фасад со стороны Галактионовской
Галактионовская, 23/ Венцека, 62. Фасад со стороны Галактионовской

На усадьбе к этому времени стоял одноэтажный корпус торговых каменных лавок с подвалом. Угловое здание с выходившей на перекресток скошенной частью выстроено было в конце 1850-х и имело два главных уличных фасада, выполненных в стиле позднего классицизма. Новый владелец в течение двух лет возвел над лавками второй жилой этаж, при этом архитектурное решение, сохраняя прежнюю стилистику, дополнилось модным эклектичным декором с растительными и орнаментальными мотивами.

Оценить нарядный декор фасада сейчас невозможно
Оценить нарядный декор фасада сейчас невозможно

Первый этаж остался практически в неизмененном виде. Оконные проемы с лучковыми перемычками и П-образными профилированными наличниками с прямыми сандриками-козырьками стилизованы под «брамантово окно», оконные проемы второго этажа так же имеют лучковые перемычки и вписываются в прямоугольник - по типу брамантова окна.

-3

Поле между наличниками и прямыми сандриками с полуциркульной бровкой заполнено нишами с лепным орнаментом в виде листьев и бутонов, раскрепованный венчающий карниз декорирован поясом мелких кронштейнов с акантовыми листьями, разделенных розетками в виде крупного цветка.

Одноэтажный корпус по ул. Венцека тоже входил в усадьбу Гиляновых
Одноэтажный корпус по ул. Венцека тоже входил в усадьбу Гиляновых

Фасад по ул. Галактионовской имеет почти симметричную трехчастную фронтальную композицию, центральная и фланкирующие части выделены висячими рустованными пилястрами. Решение асимметричного двухчастного фасад по ул. Венцека почти аналогично, только висячие пилястры не рустованы, а декорированы вертикальным нишами-ширинками.

Пристройки в глубине двора появились в 1880-е
Пристройки в глубине двора появились в 1880-е

Скошенная угловая часть с входом в торговые помещения на первом этаже и широким трехчастным окном во втором так же фланкирована рустованными пилястрами.

Бывшая усадьба Гиляновых
Бывшая усадьба Гиляновых

В 1879-м году владельцем усадьбы стал 23-летний сын П.Ф. Гилянова Артемий, оставшийся единственным наследником после смерти в возрасте 27 лет брата Павла. Артемий Петрович Гилянов к этому времени был женат, имел 6-летнюю дочь Марию. В 1883-м, в возрасте 28 лет его первая жена Аксинья Степановна скончалась. Вдовцом Артемий оставался недолго – уже год спустя во втором браке с Александрой Михайловной Моляровой родился сын Михаил, затем дочери Валентина, Ольга и сын Виктор.

-7

Год рождения младшего сына – 1889-й - стал для семьи и годом очередных утрат: умерла двухлетняя дочь Валентина, а следом на ней, в возрасте 33-х лет, скончался сам глава семьи – купец Артемий Петрович Гилянов. Похоронив дочь и мужа, вдова приняла решение Самару покинуть.

-8

Фамильную усадьбу купил и присоединил к своей сосед – купец-кондитер Иван Абрамович Федоров, и, покончив с делами, в 1893-м году Александра Михайловна с тремя детьми уехала в Санкт-Петербург. Самарская история семьи купцов Гиляновых на этом закончилась.

Табличка сообщает о признании здания объектом культурного наследия
Табличка сообщает о признании здания объектом культурного наследия

В столице, надо сказать, у Гиляновых все сложилось неплохо. А. М. Гилянова вскоре вышла замуж за инженера Анатолия Бергамаско – сына известнейшего российского «фотохудожника» 19-го века Карла Бергамаско. Согласно записи церковной книги Троице-Измайловского собора, «жених – коллежский асессор, инженер путей сообщения Анатолий Карлович Бергамаско и невеста – купеческая вдова Александра Михайловна Гилянова» были обвенчаны 22 января 1895-го года. Проживали в принадлежавшем семье Бергамаско доме по улице Гоголя (Малой Морской), 16.

Владимир Николаевич Римский-Корсаков, Ольга Артемьевна Гилянова и их сын Андрей
Владимир Николаевич Римский-Корсаков, Ольга Артемьевна Гилянова и их сын Андрей

Сын Михаил, получивший экономическое образование в Санкт-Петербургском университете, жил после революции в Минске, служил заведующим секцией сельского хозяйства Центрального Статистического Управления БССР. 25 ноября 1930-го года был арестован по обвинению в связи с контрреволюционной организацией «Трудовая крестьянская партия», приговорен к 10 годам лагерей, отбывал срок в Дальвостоклаге, освободился 26 ноября 1940-го. 22 апреля 1958-го года Михаил Артемьевич Гилянов был реабилитирован военным трибуналом Белорусского военного округа.

Александр Андреевич Римский-Корсаков - правнук композитора Н.А. Римкого-Корсакова и самарского купца Артемия Петровича Гилянова
Александр Андреевич Римский-Корсаков - правнук композитора Н.А. Римкого-Корсакова и самарского купца Артемия Петровича Гилянова

Дочь Ольга после окончания Смольного института вышла замуж за младшего сына знаменитого композитора Н.А. Римского-Корсакова Владимира – известного скрипача и музыкального педагога. Их сын Андрей Владимирович Римский-Корсаков – советский ученый-акустик – стал создателем первого в СССР электромузыкального инструмента эмиритона. Внук Ольги Артемьевны Гиляновой и Владимира Римского-Корсакова – Александр Андреевич Римский-Корсаков – генеральный директор Радиевого института имени В.Г. Хлопина, доктор физико-математических наук.

Надгробие Артемия Гилянова и его дочери Валентины
Надгробие Артемия Гилянова и его дочери Валентины

Самара несколько лет назад получила от семейства Гиляновых неожиданное послание. При разборке старого фонтана в сквере на пересечении улиц Ново-Садовой и Первомайской рабочие обнаружили в его основании могильную плиту 19-го века! На памятнике отчетливо читались имена купца Артемия Гилянова и его двухлетней дочери Валентины. Мистика отсутствует – это всего лишь кощунство. При застройке территории бывшего некрополя Никольского монастыря надгробные плиты часто использовались в фундаментах домов, а «купеческую» уложили в основание фонтана! Находка была передана в Иверский монастырь, где идет восстановление исторического кладбища

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете