Найти тему
Модульбанк

Когда нужен менеджер по работе с маркетплейсами

Оглавление

Работа на маркетплейсе подразумевает много задач. Нужно организовать логистику, работать с поставщиками, создавать контент для карточек товара, наладить систему продаж и разобраться с продвижением. У каждой площадки есть инструкции, где подробно расписываются нюансы работы, но правила меняются так быстро, что изучить их на 100% невозможно. Если на все не хватает рук и опыта, можно позвать менеджера по работе с маркетплейсами.

Когда нужен менеджер по работе с маркетплейсами
Когда нужен менеджер по работе с маркетплейсами

Анастасия Бурындина, руководитель центра сопровождения селлеров Модульбанка, рассказала Делу Модульбанка, когда нужен менеджер по работе с маркетплейсами.

Что делает маркет-менеджер

В социальных сетях вы могли видеть вакансии маркет-менеджеров: нужно размещать карточки, работая по два часа в день, и зарабатывать при этом 60−70 тыс. руб. Такие объявления формируют ошибочное представление о маркетплейс-менеджерах: как будто им может стать любой новичок, который будет делать механическую работу за большие деньги. На самом деле это не так.

В своей работе менеджер совмещает несколько областей: он может заниматься контентом, маркетингом, логистикой, аналитикой.

Уточним, что не каждый менеджер умеет делать все, что мы сейчас перечислим. При найме нужно заранее решить, на какие задачи вы его нанимаете, и искать кандидата с определенными скилами. А пока давайте посмотрим на полный список.

  • Если подключать менеджера на старте, то совместную работу можно начать с выбора ниши. Тогда маркет-менеджер поможет проанализировать рынок, спрогнозировать доход от продаж и определиться с самой площадкой: стоит ли выбрать несколько маркетплейсов или остановиться на одном.
  • Менеджеры заполняют карточки товаров. У маркетплейсов разные требования к контенту, но грамотно заполненная карточка на любом из них поможет вывести товар в топ поиска. Менеджер не только размещает на площадке новые карточки, но и следит за уже опубликованными. Иногда маркетплейсы меняют правила, тогда старые товары нужно актуализировать. Но на самом деле заполнение карточек — это только 20−30% работы опытного менеджера.
  • Отдельно нужно упомянуть SEO-продвижение. Алгоритмы площадок показывают покупателям товары, сравнивая текст запроса и текст карточки, поэтому название и описание товара должны содержать популярные ключевые слова. Иногда нужно знать специфику не одной, а сразу нескольких площадок.
  • Кроме качественных карточек нужны другие инструменты продвижения. Например, это внутренняя реклама и участие в акциях.На продвижение влияет оборачиваемость товара (особенно если это первые покупки), поэтому некоторые продавцы используют самовыкуп, то есть намеренный заказ собственных товаров, но не все площадки смотрят на это сквозь пальцы. Менеджер маркетплейсов знает нюансы работы с площадками и поможет избежать блокировок за использование некорректных способов продвижения.
Еще одна часть работы менеджера — взаимодействие с покупателями на площадке: ответы на вопросы, разрешение конфликтов, благодарности за хорошие отзывы и так далее. Покупатели чаще оставляют негативные отзывы, потому что им нужно выплеснуть недовольство, и задача менеджера — отрабатывать возражения и мотивировать аудиторию писать позитивные отзывы. Здесь нужны тактичность и выдержка, так что эту часть работы многие продавцы с удовольствием отдают на аутсорс.
Еще одна часть работы менеджера — взаимодействие с покупателями на площадке: ответы на вопросы, разрешение конфликтов, благодарности за хорошие отзывы и так далее. Покупатели чаще оставляют негативные отзывы, потому что им нужно выплеснуть недовольство, и задача менеджера — отрабатывать возражения и мотивировать аудиторию писать позитивные отзывы. Здесь нужны тактичность и выдержка, так что эту часть работы многие продавцы с удовольствием отдают на аутсорс.
  • Кроме проблем с покупателями, у продавцов случаются проблемы с самой площадкой. Многие из них связаны с документами или логистикой. Например, продавцы создают заявки на поставку, получают закрывающие документы и документы по возвратам. С любыми из них что-то может пойти не так, и чем больше позиций в продаже, тем сложнее контролировать эту систему. Товары, которые покупатель не стал забирать, могут случайно потеряться при возврате, например если их увезут не на тот склад. Менеджер маркетплейсов знаком с большинством этих проблем и знает, что делать.
  • Систему логистики тоже выстраивает менеджер. Он формирует поставки на склад (если вы пользуетесь складом маркетплейса), отслеживает наличие товара, оборачиваемость, выкупы и возвраты. Менеджер может сам готовить товар к отправке, заниматься упаковкой и маркировкой для склада или только контролировать этот процесс.
  • Иногда товар не продается, просто потому что у него неправильное название или продавец выбрал не тот сезон для продажи. Почти любую причину можно отследить и исправить, если постоянно анализировать продажи. Продвижение тоже нет смысла запускать без аналитики, иначе не получится отследить эффективность инструментов. Маркетплейсы предлагают продавцам отслеживать в личных кабинетах статистику продаж и даже пол, возраст и местоположение покупателей. Это тоже ежедневная работа, на которую у продавца может не оставаться времени.

Сколько платить менеджеру

По статистике hh.ru, менеджер, который работает с одним продавцом, может зарабатывать от 20 тыс. руб. Если вы хотите нанять сотрудника на частичную занятость, стоит ориентироваться на эту сумму. Но, как правило, такие специалисты ведут сразу нескольких клиентов, и если задач у вас больше, чем на 3−4 часа в день, лучше задуматься о сотруднике на фултайм.

За полный рабочий день менеджерам платят от 60 до 100 тыс. руб в месяц. Это большая вилка, так что точная сумма зависит от квалификации сотрудника. Например, менеджер может одинаково хорошо разбираться в работе нескольких маркетплейсов или быть специалистом только в одном из них. Менеджер, который занимается аналитикой, логистикой и SEO-продвижением, точно попросит больше денег за работу, чем менеджер, который просто заполняет карточки.

На какой стадии подключать менеджера

Правильный ответ — когда вам это необходимо.

  • Можно пригласить специалиста на начальном этапе, если вам сложно самостоятельно разобраться во всех правилах маркетплейсов, но вы должны быть уверены, что сможете оплатить его услуги.
  • Если вы сами разобрались и запустили бизнес, менеджер может пригодиться после определенного этапа развития, когда работы становится слишком много.

Где искать менеджера по работе с маркетплейсами

Это новая профессия, поэтому пока мало хороших школ или курсов, где готовят квалифицированных специалистов. Из-за распространенного мнения, что работа с маркетплейсами — это легкие деньги и минимальная занятость, на рынке много некомпетентных кандидатов, которые пришли в профессию именно за этим. По статистике 2022 года, на 3500 вакансий на hh.ru приходится 20 тыс. резюме и из них только 1000 — от людей с подходящими навыками. И каждый месяц появляется около 5800 новых резюме.

Но кроме hh.ru, можно искать сотрудника в профильных телеграм-каналах (например, Работа на маркетплейсах by «102 ТОВАРА» или Wildberries | Работа, менеджеры). Там тоже могут встретиться некомпетентные кандидаты, но все-таки в профильных каналах более «теплая» аудитория.

Можно найти образовательные проекты для маркетплейс-менеджеров, качество которых вызывает доверие. Обычно они помогают лучшим выпускникам найти работу.

Если вы нанимаете на работу новичка, проверяйте базовые навыки:

  • Как менеджер умеет работать с контентом — писать тексты, подбирать SEO-фразы, обрабатывать фото или делать инфографику.
  • Как хорошо он знает устройство личных кабинетов. Часто начинающие специалисты знакомы только с одним из маркетплейсов (например, Wildberries или OZON), а остальные знают очень поверхностно.
  • Насколько он погружен в сферу онлайн-продаж, знает правила площадок, последние новости про условия и комиссии.
  • Насколько он знает логистические процессы, например разницу между формами сотрудничества FBO и FBS.

Если вы нанимаете опытного сотрудника, узнайте в первую очередь про кейсы. Спросите, с какими проблемами уже приходилось сталкиваться и как менеджер их решал. Это могут быть проблемы с доставкой, оплатами или негативными отзывами.

Как помогает Модульбанк

У Модульбанка есть решение, как заменить маркет-менеджера, — это специальные селлер-тарифы, которые включают широкий набор услуг для продавцов на маркетплейсах. Из разных вариантов и опций можно выбрать нужные, чтобы не тратить время на поиск специалиста, а потом — на текущие задачи. Вот что предлагает банк:

  • вывод товара на площадки;
  • помощь с выбором ниши;
  • закупки;
  • документация и бухгалтерия;
  • сертификация;
  • контент для товаров (фото, видео, продающая инфографика);
  • есть кредитование с беспроцентным периодом 55 дней и ставкой от 6,5%;
  • полное сопровождение.

Ещё у Модульбанка есть бесплатный курс по маркетплейсам.