Найти в Дзене
Т-34

Диверсант Орлов

Оглавление

Евгений Павлович Орлов родился в деревне Пинезь Можгинского района. Здесь же закончил 4 класса, а в 1934 году родители переехали на постоянное жительство в город. С 14 лет Евгений начал работать в мехлесхозе сначала грузчиком, затем как грамотного его поставили десятником.

Вскоре началась служба в Красной Армии. Пограничный отряд оберегал рубежи нашей Родины на границе с Румынией. Привыкшему трудиться с ранних лет юноше служба была не в тягость. Евгений овладел воинским искусством, а затем сам уже проводил занятия с молодыми солдатами.

Вернувшись домой, Евгений снова пошел работать в мехлесхоз, вскоре женился на Марии, прошедшей с ним рядом всю жизнь. Счастливая чета Орловых строила планы на будущее, воспитывала дочь Эмму, трудилась. Но тут Евгения вызвали в военкомат.

А через несколько дней Мария укладывала вещи в небольшой чемодан, готовя мужа в дальнюю дорогу — он уезжал на курсы усовершенствования младшего комсостава. Незаметно прошел год. Он стал теперь командиром роты в саперной бригаде. Маша с маленькой дочерью, приехали к нему, и началась беспокойная служба, полная трудностей.

Утром 22 июня 1941 года все офицеры собрались по тревоге в штабе, командир объявил о гитлеровском нападении на нашу страну. Бригада готовилась к выезду на фронт, поэтому решено было семьи отправить к родственникам. Мария в те дни редко видела Евгения, приходил он домой на минутку, усталый, запыленный, с ввалившимися, воспаленными глазами. На слезы жены и на вопросы: «Что же будет?» — не мог ответить. Чувствовал себя виноватым, что находится в глубоком тылу, а не там, где лицом к лицу с врагом другие ребята такие же, как он, а может быть и моложе. Там гибнут люди, и ничто не может остановить темную силу, которая, все сминая на своем пути, круша и сжигая города и села, хлебные поля, неумолимо движется к Москве. Слушая по радио сводки, Евгений сжимал зубы, и глаза его в эти мгновения были страшными.

1 июля 1941 года от станции отошел состав, набитый женщинами и детьми Где-то там среди массы плачущих, страдающих людей уезжали Маша с Эммой. Евгений не смог проводить жену с дочкой, и зная, что разлука эта надолго. Маша опухла от слез. Крепче прижимала к себе Эмму, как будто старалась уберечь от всех бед, которые еще предстоит перенести.

Поезд подолгу стоял на станциях, пропуская вперед идущие к фронту эшелоны, в которых пели, смеялись и плакали. Солдаты на остановках подходили к составу, где ехала Маша, угощали детей сахаром, старались развеселить малышей, которые своими маленькими сердцами чувствовали общее горе. В Можгу приехали на 11-е сутки.

БРИГАДА, в составе которой находилась рота Евгения Орлова, в августе 1941 года прибыла под Москву, сразу же вступила в сражение. Бои шли тяжелые, обстановка не всегда была понятной, плохо действовала связь. В один из дней командир батальона вызвал Орлова и приказал провести разведку боем с целью захвата «языков».

Ночью Евгений повел своих в бой. На передовой линии с левого и правого флангов шла перестрелка, поэтому рота Орлова не вызвала особенного подозрения у немцев, которые в тот момент начинали замыкать кольцом большую группу войск. Прорвавшись в тыл врага, рота несла огромные потери, Орлов приказал идти небольшими группами, так больше шансов спасти людей.

Днем отсыпались, а ночами шли. В лесу боеприпасы находили без труда. Труднее было с едой. Научились добывать картофель с огородов, с брошенных колхозных полей. Так оказались в Могилевской области, неподалеку от Костюковичей. В лесу однажды встретились с группой вооруженных людей. Сначала держались настороженно, но после, убедившись, что люди свои, решили объединиться. Командиром единогласно был избран старший по званию — лейтенант Александр Михайлович Еремин. Так было положено начало партизанскому отряду, а затем и партизанской бригаде, которой продолжил командовать Еремин.

В лес приходили жители ближайших сел, приводили с собой солдат, оказавшихся в окружении, а также бежавших из плена. Всех этих людей после проверки принимали в отряд. Приходили к партизанам и бывшие полицаи, которых немцы заставляли силой служить, поддерживать новый порядок. И не было потом предательства со стороны этих парней, сражались и погибали они вместе со всеми.

Е. П. Орлова сразу же назначили командиром диверсионной группы. Он учил своих ребят устанавливать взрывчатку на железнодорожных линиях, взрывать мосты и другие военные объекты.

-2

★ ★ ★

Из боевой характеристики на начальника диверсионной службы 5-й Клетнянской бригады Орлова Евгения Павловича, данной бывшим командиром 5-й Клетнянской партизанской бригады А. М. Ереминым в 1987 году

Орлов Евгений Павлович в апреле 1942 г. вступил в отряд «За Советскую Белоруссию» 5—й Клетнянскай партизанской бригады, выполнял должность начальника диверсионной службы отряда.

Орлов учил, партизан диверсионной службы: как поставить мины под рельсы железнодорожной линии, против пехоты, на железной дороге взрывать мосты и на шоссейной дороге против движущегося транспорта, разрушать дзоты и другие укрепления.

Орлов, сам изобретал мины и много раз ходил, с партизанами на железную дорогу пускать под откос железнодорожные составы с техникой и живой силой противника.

За изобретения, смекалку, храбрость и отвагу, за умение руководить партизанами в боях, я его перевел в штаб бригады на должность начальника диверсионной службы бригады.

Орлов в батальонах и ротах отобрал людей способных для подрывной работы /диверсантов/ и обучал их. Он более ста партизан обучил минировать на ж/д линии, как и где ставить мины нажимного действия, а когда немцы стали прицеплять, впереди паровоза платформы с песком, пришлось делать мины натяжного действия — с помощью шнура дернуть за шнур тогда, когда платформы прошли, а паровоз на мине.

Орлов со своими диверсантами изготавливали мины из тола, а тол добывали из бомб и снарядов. Немцы много раз бомбили партизанскую зону с самолетов и некоторые из них не разрывались, он извлекал запал, отвертывал головку и ложил бомбу или снаряд в бочку с водой, а под бочкой горел костер, тол разжижался и разливали в формы.

Орлов участвовал в боевых операциях при разгроме немецких гарнизонов на железнодорожных станциях, в рельсовой войне. На операции «Рельсовая война» за одну ночь было взорвано 1650 рельсов.

Партизаны много раз устраивали засады немецким войскам, а Орлов со своими диверсантами минировали на другой стороне дороги поле, куда немцы при обстреле бежали и ложились, наступая или ложились на мины и калечили себя. Так же в последнем бою, когда соединились с Советской Армией, бригада помогла советским войскам преградить путь отступающим немцам.

Вошли снова за тридцать километров, в тыл врага и сделали большую засаду отступающим немцам. Орлов со своими диверсантами заминировал квартал сведенного леса около шоссейной дороги. Когда пошла колонна, партизаны обстреляли ее. Немцы вынуждены были залечь за пни или лощины, и подрывались на минах. Немцы в панике подняли руки и бросали оружия. Сдались в плен. В этой операции много убито и пленено немцев — более 10.000, которых сдали Советской Армии 120-й стрелковой дивизии.

Его подрывники пустили под откос 54 вражеских эшелонов с техникой и живой силой противника. В г. Косткюковичи уничтожили электростанцию. 45 воинских эшелонов взорвано в пути следования, путем закладки к паровозу магнитных мин.

★ ★ ★

Партизаны доставляли немцам много хлопот, поэтому фашисты начали охоту. Засылали в отряд своих людей, но в отряде их раскрывали и расстреливали. Немцы совершили налеты на базы партизан, но жители деревень вовремя предупреждали, приходили с этими известиями в лес, рискуя жизнью. Таких случаев было множество.

ПАРТИЗАНАМ приходилось часто менять место базирования. Строили землянки, перебрасывая тонны земли. Обживали, а затем снова бросали теплые углы и уходили дальше в лес. Немецкие самолеты искали эти поселения, и, если только замечали что-то подозрительное, методично бомбили. В одну из таких бомбежек летом 1942 года Орлова ранило осколками в обе ноги. Здесь же под соснами перевязали его, и снова в строй. Часть осколков так и: осталась в ногах партизана, не давая ему забыть о тех днях и по сей день.

В Калитнянские леса на базу Ереминской бригады как-то пришло крупное партизанское соединение знаменитого среди партизан Федорова. Расположились они в лагере, и стало шумно, тесно. Продолжали проводить операции совместно. Прожили вместе зиму, холодную и суровую, а потом Федоров увел своих партизан дальше, под Чернигов, выполняя особое задание командования.

В сентябре 1943 года территория, где действовала бригада Еремина, была освобождена частями Советской Армии, партизаны влились в ее состав. Им выдали воинскую форму, присвоили звания. Изменились бойцы бригады неузнаваемо. Сбрили бороды и помолодели ребята, у каждого на груди — ряд орденов и медалей. А вскоре штаб во главе с комбригом А. М. Ереминым в полном составе выехал в Москву, где в течение полутора месяцев писал историю партизанской бригады. Ходили в свободные часы по Москве, видели людей, спешащих на работу, подростков и женщин, стоящих за станками на заводах и фабриках. Начинали понимать, что не зря умирали их товарищи в Калитнянских лесах, не зря мерзли и голодали среди болот, смогли внести свей вклад в будущую Победу.

ПОСЛЕ окончания работы в Москве всем партизанам, находившимся там, был предоставлен очередной отпуск. Так неожиданно в середине войны Евгений Павлович оказался у себя дома, в далеком тылу. Недолго пришлось отдыхать Орлову, не такое было время, чтобы боевой офицер-фронтовик, сидел дома с семьей. Можгийский райвоенкомат направил его в отдел милиции оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом. Служба в милиции ничем не отличалась от партизанской борьбы — такие же дни и ночи, полные смертельной опасности, каждодневный риск...

Сейчас Евгений Павлович на заслуженном отдыхе. Прошли многие годы мирной жизни, но они не стерли из памяти былое. Когда я пришла к нему, не мог сдержать слез, вспоминая своих друзей.

3. БАГНЮК (1987)

☆ ☆ ☆

Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды. В послевоенное время к наградам добавился орден Отечественной войны II степени.

Скончался Е. П. Орлов в мае 1997 года.