Найти тему
Жизнь советского человека

Чтобы найти группу диверсантов, контрразведчики обратились к отцу предателя. И что произошло дальше?

Осенью 1944 года советские войска выбивали немцев из Эстонии. У контрразведки стояла своя задача – захватывать разведывательные органы абвера, агентуру и пособников. Одна из групп заняла местечко Мыза-Кумна, где размещалось подразделение шпионской школы «Бюро Целлариуса».

Мыза-Кумна , в этом доме размещался один из центров немецкой подготовки
Мыза-Кумна , в этом доме размещался один из центров немецкой подготовки

Было видно, что немцы собирались в спешке. Нашли только пачку фотографий в столе и в одном из сейфов список шпионов, обозначенный только кличками. Не успели вывезти обмундирование и продовольствие. Взять кого-то из сотрудников или шпионов не удалось. Хотя местный сторож дал интересную информацию.

Занимались в школе в последние месяцы только с эстонцами. И последнюю группу за пару месяцев до бегства фашисты хорошо вооружили, одели в гражданскую одежду и отправили ближе к Таллину. Руководил подготовкой немец, а вот командиром в группе назначил эстонца Олтера. Он был родом из Раквере, там и оставались его родители. А сам немец сбежал вместе с начальником школы.

Получалось – группа Олтера оставлена для проведения диверсий и террористических атак после ухода фашистов. Но кроме фамилии главаря о ней не было известно ничего. Раквере был городком небольшим. К тому же, инженер-строитель Михкель Олтер, оказался человеком известным, и чекисты нашли его быстро. Соседи рассказали, что в последнее время родители его ходят расстроенными. Видели и их единственного сына Якоба, который накануне советского наступления ненадолго заходил к родителям.

Первые попытки отыскать «ниточки» к группе ни к чему не привели. Тогда начальник управления контрразведки ленинградского фронта Александр Быстров посоветовал майору Александру Семёновичу Евтюхину, занимавшемуся этим делом, поговорить с отцом Якоба Олтера. Пока диверсионная группа не совершила ни одного преступления, есть шанс вернуть людей к нормальной жизни. И Быстров посоветовал найти слова, чтобы объяснить это отцу Олтера.

Эстония, Раквере, 1941 год
Эстония, Раквере, 1941 год

Тот был действительно образованным человеком и настоящим тружеником. Евтюхов пригласил его в управление, которое располагалось теперь в Таллине, в том же доме, где у нацистов работало «Бюро Целлариуса».

Михкель Акселевич хорошо говорил по-русски. Он попытался вести разговор отстранённо, заявляя о том, что все и так знали – лично он в контактах с немцами замечен не был. Когда разговор зашёл о сыне, он сильно сник.

Евтюхин пытался донести до расстроенного инженера, что пока Якоб не совершил преступление – отец может его спасти, уговорить сдаться. И жизнь его будет спасена, невзирая на то, что тот стал офицером в немецкой армии.

Олтер признался, что антисоветская пропаганда в Эстонии перед войной доходила до фанатизма. И он действительно не сумел донести до своего сына Якоба, что тот вступает в националистическую организацию. А сам он всегда мечтал видеть сына учёным.

Таллин, ул. Койдулы 3. Здесь базировалось "Бюро Целлариуса", а потом разговаривали Евтюхин и Олтер
Таллин, ул. Койдулы 3. Здесь базировалось "Бюро Целлариуса", а потом разговаривали Евтюхин и Олтер

В ответ на вопрос, знает ли он где его сын, отец ответил отрицательно. Но он сказал Евтюхину, что не может своими руками посадить родного человека в тюрьму, а может быть – отправить на смерть.

Александр Семёнович пытался уговорить Олтера поговорить с сыном, чтобы тот сдался. Но тот в ужасе отрицательно качал головой. Стояла уже ночь и Евтюхин отложил разговор до утра. На ночь Олтер отказался ехать в гостиницу и остался ночевать в управлении, как и чекист. Александр Семёнович заметил, как всего за одну беседу этот человек постарел буквально на несколько лет.

Евтюхин долго думал, правильно ли он доверился Олтеру-старшему. Ведь возможно его сын уже занят диверсиями. Или отец тоже является пособником сына. За стеной он слышал скрип половиц. Олтер не спал тоже. И утром он высказал своё решение контрразведчику: он постарается разыскать сына и уговорить явиться с повинной.

Александр Семёнович честно сказал, что Якоба будет судить военный трибунал, но вот исключение смертного приговора он гарантирует.

Эстонцы встречают освободителей / Александр Семёнович Евтюхин
Эстонцы встречают освободителей / Александр Семёнович Евтюхин

Михкель Олтер вышел из управления и пропал. Сумели проследить, что эстонец переправился катером на остров, который был совсем рядом со Швецией. Если он переберётся с сыном за границу, у контрразведчиков не останется никаких сведений о диверсионной группе. Шпионов начали искать по другим каналам.

Но через 3 дня поздно вечером позвонил Олтер. Он спрашивал, когда их могут принять? Через несколько минут они были в управлении – отец и сын, здорово похожие друг на друга.

Чекистам без единого выстрела удалось взять всю группу. Хотя оружия у них хватало. Была также выдана значительная сумма денег, которую немцы оставили своим агентам.

Так организовывали военный трибунал. Секретарь зачитывает обвинение
Так организовывали военный трибунал. Секретарь зачитывает обвинение

Все, кто вместе с Олтером-младшим сдался добровольно, получили от военного трибунала условный срок.

Майор Евтюхин прошёл всю войну, остался жить в Ленинграде. И однажды ему принесли телеграмму из Эстонии. Его приглашало на свадьбу семейство Олтеров. Всё в жизни Якоба начинало складываться по-новому.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.