Найти в Дзене

О внешних складах

#Environment #Basics

Рост бизнеса и неравномерность потоков рано или поздно приводят каждую коммерческую организацию к проблеме заполненности склада (я буду использовать термин «утилизация»). Столкнуться с этой проблемой можно, как если объем запасов, размещаемых на хранение, вырос и товара стало физически больше, чем места, так и если значительно изменилась номенклатура (если быть точнее – весогабаритные характеристики продукции). Несмотря на то, что существует множество подходов для повышения вместимости площадки (уплотнение пространства внутри стеллажных конструкций, изменение технологий хранения, уменьшение зон обработки и изменение операционных процессов, передача части операций склада, таких как упаковка или сортировка по направлениям, на аутсорсинг), в какой-то момент кратковременно или долгосрочно в качестве решения приходится использовать внешние склады.

Внешний склад отличается от просто новой площадки или склада ответственного хранения тем, что не осуществляет взаимодействия с внешним миром (поставщиками или покупателями организации). То есть внешний склад – это просто дополнительное пространство хранения, дополнительные локации, которые находятся физически в другом помещении. Внешний склад обычно не осуществляет операций приемки товаров или комплектации, а только размещает товары и пополняет товарами локации отбора в основном помещении (то есть вход и выход материальных потоков в организации продолжают осуществляться только в главном здании). Такой механизм позволяет временно увеличить доступную площадь для хранения запасов (пока проблема с утилизацией основного здания не будет решена), но значительно увеличивает расходы на операции (это будет хорошо видно по показателю подконтрольных затраты на строку складского заказа, о котором я рассказывал вот здесь) из-за транспортных расходов, лишних погрузо-разгрузочных работ и дополнительного администрирования.

Существует два основных подхода к организации операций на внешнем складе. Туда либо отправляют позиции с нулевой (или очень низкой) оборачиваемостью, либо перемещают во внешние локации товары, запас которых превышает определенное количество времени (например, 30 или 60 дней). Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. В первом случае проблема – непрогнозируемость потребности и, часто, крайне неэффективное использование ресурсов (возникает случайная потребность на единичные позиции, обработка и транспортировка которых в основное помещение становятся крайне непроизводительными и дорогостоящими). Во втором случае проблема – формирование постоянного потока между зданиями, который формирует и постоянный объем непроизводительных операций, и генерирует постоянный трафик (соответственно и транспортные расходы).

Рекомендовать какое-то универсальное решение здесь нельзя. В каждом кейсе есть очень много уникальных параметров, которые будут определять стратегию утилизации внешнего склада совместно с основным зданием. На площадках, работающих с автобизнесом, очень многое будет зависеть от весогабаритных параметров продукции, которую можно отправить на внешнюю площадку, стратегии работы с неликвидами (необорачиваемыми позициями склада) и стоимостью перемещений (например, если внешний склад – соседнее здание, перемещения можно осуществлять быстро и на собственной технике, а на складе есть объемная и тяжелая продукция, такая как ДВС или кузовные элементы, то можно обойтись без сложных расчетов). Поэтому для принятия решения необходимо моделировать потоки в каждом из возможных сценариев, сравнивать расходы и оценивать комплексно влияние на операционный сет-ап организации. При работе с внешней площадкой, в частности с автокомпонентами, переоценку важно делать регулярно с учетом сезонности, изменений номенклатуры и ситуации на рынке, поскольку в динамике изменения (и оптимальность стратегии утилизации) будут существенны.