Нашей соседке по деревне под 90 лет. Когда мы впервые появились в деревне и познакомились с ней, ей как раз исполнилось 80. Она живёт одна, сыновья, невестки, внуки и правнуки её регулярно навещают. Она прекрасно слышит, хорошо видит, сама всё делает в огороде и по дому, ходит в лес за грибами и ягодами. Только в последние годы сын стал забирать её на зиму в город.
Наша соседка – хранительница деревни, её душа. Она заботится о соседях, проведывает их время от времени, приглашает в баню, когда банный день (баня у неё одной в деревне). Когда мы очищали дом от вещей, которые прошлые хозяева оставили нам, то я спросила её, не нужны ли ей всякие тряпки – одежда, коврики, постельное бельё, – потому что нам это всё было не нужно. Она набрала немало всего и сразу разложила на кучки – кому из соседей что отдать, ведь соседи-то – деды одинокие (хоть, кстати, у обоих есть дети, но так уж сложилось), постельное бельё у них износилось, вот всё и пригодится.
Когда мы приезжаем в деревню, она всегда заходит к нам спросить, как наши дела, рассказать, какие новости в деревне. Иногда рассказывает и о себе.
Она пошла в школу в 1945 году (в 11 лет), закончила 3 класса, и родители отдали её в няньки. Ей было около 14 лет. В одной семье она работала с двумя детьми, потом, когда дети подросли, пошла в другую семью. А там было двое детей, лежачая бабушка, и на выходные её тоже не отпускали, заставляли стирать. От стиральной доски все пальцы в кровь стирала. А зимой на речку полоскать ходили. Хозяйка пополоскает, а ей выжимать даёт. Аж руки сводило от ледяной воды. Когда ей было 15 лет, она попросилась у родителей остаться дома. Мама не хотела её дома оставлять. Говорила: поработай ещё, а в 16 лет паспорт получишь. А папа сказал: оставайся, дома тоже руки рабочие нужны. (А всего было в семье 8 детей, и она была третья). Осталась дома, думала, будет полегче. Но не тут-то было. Весной приходилось боронить на волах, потом косить, да и всякую прочую работу в колхозе делать. Потом, в 22 года вышла замуж в эту деревню. Говорит, деревня показалась ей большой - 6 домов! Её-то родная деревня меньше была. Жили, говорит, по-разному. Муж пить стал. А выпимши домой приходил и начинал «роги выставлять».
Ну и много всего прочего. Такая вот жизнь в счастливой советской стране была.
Когда она приходит к нам, то всегда не с пустыми руками: то баночку варенья принесёт, то мисочку грибов, то пару веточек мяты для чая. Расскажет, что у соседа кошка окотилась («котенилась», говорит), теперь у него пятеро кошек. Так интересно сказала про его котов – «шаматые». Я сначала не поняла, потом по смыслу догадалась – мохнатые, пушистые.
А вот кот другого соседа, тоже слегка «шаматый», был застигнут за отдыхом в скошенной траве.
Я пыталась угостить его колбаской, но он ускакал. Хорош ведь!
Эта статья была ранее выложена мною на моём канале на Паблико