Если Тевтонский орден немецкие рыцари назвали в честь 1 из племен, принявших участие в появлении немцев, то Ливонский получил наименование, наоборот, от аборигенов местности. Той, где властвовали. Политоним «Ливония» был сконструирован по принципу «славяне – Славония», «бритты – Бритония». В корне названия лежит имя народа ливов, имеющего сразу финские и балтские корни. Основателей Ливонии окрестили «меченосцами» – из-за характерного изображения на гербе того военно-религиозного братства, которое оказалось в основе. Как Тевтония и Добжинское Братство, Ливония – продукт крестового похода.
«Продукт» этот задержался на политической карте дольше всех прочих.
Этому политическому образованию латыши (а «крестоносный» Ригель отстроен на месте сегодняшней столицы Латвии) обязаны своей первой государственностью. Ибо никакой другой у них до этого не было (как и их самих). Народ этот – результат политических, военных, культурных и, как позднее следствие, этнических процессов внутри территории, о которой тут и пойдет речь. В горниле Ливонии перемешались традиции немецкоязычного, балтоязычного и финноязычного населения, опоясывавшего Рижский залив и заселившего острова на выходе в акваторию Балтии.
Все началось в XIII столетии, когда часть нацеленных на балтийские завоевания «свежих» крестоносцев (как правило, это всегда были немцы по языку) влилась в жалкую группу уже разгромленных (жемайтами в союзе с поморянами). Сама организация сформировалась в 1237 году, обзаведясь именем «Братство Рыцарей Христа Ливонии». Из 4-го слова ясна территория.
Лидером данного крестоносного «проекта», а, в результате первым его гроссмейстером был последний вожак Братства Меченосцев (отсюда, кстати, и герб). Оригинальные меченосцы (поэтому и без кавычек) образовались 35 лет назад – причем уже в Риге (из торгового поселка она превратилась в укрепленный град еще при тевтонцах – в 12 в). История поселения куда древнее ливов и покоривших их рыцарей – возникло на берегу одноименной реки. Но ее потом не стало: водоем, образовавший удобную для торговых судов гавань, постепенно засыпали.
Ливонский орден был ничем иным как реванш 1-го братства (меченосцев) над балтами-язычниками. Юридически являлся «дочерней организацией» органа Тевтонского. В рамках его сложения и происходил генезис аутентичности сегодняшних латышей (про этническую основу протолатышей читайте здесь(История латышей, читающаяся всего за 7 минут)). Стоит добавить и про эстов (тоже древний ассимилянт финноязычных и балтоязычных родов), чьи территории со временем – север Ливонии…
Ливонцы-рыцари стали продолжателями имперских целей вожака меченосцев Теодориха из Турайды (монаха-цистерианца), Мейнарда (августинца) и епископа Альберта. Первые соратники этих католических лидеров в рамках войны с жемайтами исчезли с арены как самостоятельная военная сила. Новый состав на этот раз попробовал испытать Крестом уже ливов. Захватчикам следовало спешить: на землю эстов претендовало и Датское королевство (не менее известный креститель)…
Была создана такая политико-экономическая структура, которая позволила существовать этой державе вплоть до включения его земель в вассала Речи Посполитой (то есть в Курляндское герцогство). Это происходило в 60-х годах 16 в. Что успело произойти за это время? Образовались собственно «латыши» (податное население, добавившееся к давно сложившимся эстам) и немецкие бароны – их хозяева.
Классы сформировались на фоне процветания мясомолочного животноводства и аграрного хозяйства. А, самое главное – торговли (защищенной от внешних посягательств). Продолжали возникать крепости и торжища, позже ставшие городами будущей Латвии. Главной политической традицией Ливонии была попытка дипломатическим путем избежать участи стать рядовой землей Московии, Дании, Великого Княжества Литовского или очередной папской вотчины (они раскинулись по всей Европе как попало)…
350 лет это как-то удавалось Ливонии. До самой Ливонской войны, исход которой описан выше.
Самое интересное, что, как и Речь Посполитая (а когда-то и русские земли) Ливония имела статус конфедерации. Подразделялась внутри на епископства (не стоит забывать, что во главе орденов была теократия)!
«Слет» епископов проходил не только в Риге, а иногда и в Вендене (сейчас – Цесис). «Президентом» такого «клуба» являлся ландмейстер, а «мэра» в каждом граде звали фогт.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: