Найти в Дзене
Венский шницель

Как происходит Entwicklungsgespräch или "разговор о развитии ребенка" в детском саду в Австрии?

Оглавление

Нашему сыну полтора года, и он ходит в государственный детский сад в Вене. Я уже писала о том, какая это трудная и практически невыполнимая миссия - получить место в государственном детском саду в Австрии.

Сегодня я хочу рассказать Вам о том, как проходит "разговор о развитии ребенка" в австрийском детском саду.

Источник изображения: https://sdui.de/
Источник изображения: https://sdui.de/
Грюсс Готт, как говорят австрийцы! Приветствую Вас!
Я - Анна, и живу в прекрасной Вене. На своем канале я пишу о жизни в Австрии, путешествиях, а также делюсь наблюдениями о происходящем вокруг.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Что такое "разговор о развитии ребенка" в австрийском детском саду?

На немецком языке "разговор о развитии ребенка" называется Entwicklungsgespräch.

Слово "Entwicklungsgespräch" образовано из двух слов: Entwicklung - то есть, "развитие" и Gespräch - "разговор, беседа".

По своей сути Entwicklungsgespräch - это часовая беседа, которая проводится педагогами детского сада с родителями или законными опекунами детей, в рамках успешного образовательного партнерства.

В среднем Entwicklungsgespräch проводится в детском саду каждые 5-6 месяцев.

Как проходит Entwicklungsgespräch в австрийском детском саду?

Наш сын начал посещать детский сад в январе 2023 года. Примерно через два месяца педагог группы нашего сына Катарина предложила мне и моему супругу провести "разговор о развитии" Йозефа, потому что прошло уже три месяца с того момента, как наш сын начал посещать детский сад.

"У нас накопилось достаточно наблюдений о Йозефе, и мы бы хотели это обсудить с вами" - сказала Катарина.

Entwicklungsgespräch всегда проводит педагог группы, которую посещает ребенок.

Наш сын ходит в группу "для маленьких детей" от 0 до 3 лет. В группе может быть максимум 15 детей. По факту, группу сына посещают около 10 детей. Причем больше половины детей посещают детский сад только до 14 часов.
За одной группой закреплено два педагога и две нянечки.
В Австрии нянечек называют "ассистентами педагога детского сада". Это очень важно для работников детского сада.
Я часто слышала о том, что педагоги детского сада просят их называть именно "педагогами" - также, как называют учителей в школе. Считается, что педагоги в детском саду не только присматривают за детьми, но и занимаются их дошкольным образованием.

Педагоги детского сада в Австрии заранее собирают наблюдения и выводы о развитии ребенка. Я и сама не раз видела, как педагоги группы время от времени старательно записывают что-то в свои журналы.

Организация "разговора о развитии" была очень простой и беспроблемной: Катарина спросила, какой день наиболее удобен для нас. По поводу времени беседы также все было просто: нас спросили, когда нам было бы удобно прийти в детский сад для беседы.

Одновременно с этим Катарина озвучила правила проведения Entwicklungsgespräch:

1. Родителям не нужно заранее готовиться к "разговору о развитии ребенка".

2. Ребенок также может присутствовать при разговоре.

3. Один или оба родителя могут принимать участие в разговоре.

Что мы услышали во время Entwicklungsgespräch?

Девиз детского сада, в который ходит наш сын, звучит так: "Die Stärken stärken". Наиболее точным переводом будет: "Развивать сильные стороны".

"Развивать сильные стороны, чтобы ослабить слабые". Источник изображения: https://karrierebibel.de/
"Развивать сильные стороны, чтобы ослабить слабые". Источник изображения: https://karrierebibel.de/

Исходя из девиза детского сада, добрую половину "разговора о развитии" мы слушали заранее подготовленные педагогом наблюдения о нашем сыне, а также ее рекомендации о том, как нам следует развивать способности и сильные стороны нашего сына.

Нашего сына хвалили так много и так долго, что и мне, и моему супругу в какой-то момент стало немного неудобно.

В то же самое время, я не могу сказать, что педагог только и делала, что "лила на нас мед". Мы стараемся быть реалистичными и объективными родителями, и я должна сказать, что педагог подметила именно те качества, которые мы тоже считаем в своем сыне наиболее сильными.

Затем было время для вопросов, которые мы могли задать педагогу. После наших вопросов Катарина задавала вопросы нам.

К примеру, педагог спрашивала: во сколько обычно встает Йозеф? Что он любит на завтрак? Любит ли он поспать подольше на выходных? Как мы проводим время вне детского сада? Часто ли он встречается с дедушками и бабушками? На каком языке мы общаемся дома? Какие книги ему особенно интересны?
И это не были обычные дежурные вопросы, чтобы "убить время". Это был искренний и неподдельный интерес педагога к личности нашего сына, продиктованный желанием узнать и понять его еще лучше.

В конце разговора, Катарина похвалила нас с супругом. Она назвала нас "образцовыми родителями". По-немецки, это звучит так: "Vorzeige-Eltern"

Словосочетание "Vorzeige-Eltern" состоит из двух слов: "Vorzeige" - то есть "пример для подражания" и "Eltern" - "родители".

Что греха таить, и мне, и моему супругу было приятно это слышать. Но не потому, что эта похвала потешила наше самолюбие, а потому, что для нас это значит, что мы на правильном пути в деле воспитания и сопровождения по жизни нашего любимого сына.

Больше всего во время беременности я боялась превратиться в сумасшедшую, неадекватную и тревожную "яжмать", которая жаждет для своего ребенка "самого лучшего" и сметает все на своем пути.

Я видела много примеров того, как человеческая глупость проявлялась в каких-то невероятных и уродливых формах с рождением детей, и мне очень хотелось избежать этой печальной участи и не потерять связь с реальностью.

Почему именно педагог детского сада назвала нас "образцовыми родителями" я расскажу в отдельной статье.

Вам приходилось принимать участие в разговорах о развитии ребенка в детских садах? Как они проходили?

-3