Найти в Дзене

Правда ли, что есть сущность “способность к языкам”?

Короткий ответ: правда, но это ничего не гарантирует. Подробности ниже.

Довольно часто слышу от студентов “мне не дано”, “у сына маминой подруги талант к языкам, он уже все знает, а я не умею”, “я хлебушек, я три раза читал про презент перфект и ничего не понял”. Вокруг таланта к языкам создается магическая аура, типа вот они — сверхлюди, которые выучили английский, а я так никогда не смогу.

Такой подход — в лучшем случае искреннее заблуждение, а в худшем — системная отмазка. Сейчас расскажу, почему способность к языкам — не равно “английский до С3 за 15 минут”.

Наличие предрасположенности к изучению иностранных языков само по себе не гарантирует успех.

Слышали про формулу успеха, где 99% — настойчивость, а 1% — талант? Вот и здесь так. Можно быть сверходаренным гением, но и гениям надо прилагать усилия. Языки в мозг сами не впитываются.

Способность к языкам — это комплекс характеристик, которые помогают легче осваивать языковые механизмы типа грамматики и лексики, а также виды речевой деятельности — например, восприятие языка на слух и устная речь.

В какой-то документалке про человеческий мозг был классно сформулирован тезис, что лучше всего за тысячи лет человечество научилось систематизировать хаос. Мол, маленькие дети учат свой первый язык именно за счет этого умения — они еще не понимают причинно-следственные связи, не слышали про логику, не могут читать, писать и запомнить правила типа “I всегда с большой буквы”. Они просто попадают в среду, где все вокруг уже все знают, и учатся, что называется, on the job. Систематизируют хаос. Во взрослой жизни способность к языкам — это способность систематизировать хаос чуть лучше, чем могут остальные. Не более того.

Существует иллюзия, что раз тебе что-то хорошо дается — то тебе от этого кайфово, а остальные бесталанные неучи от этого процесса обязаны страдать.

Им учиться будет адски тяжело, скучно, сложно и неприятно. Довольно логично, что такая установка ребятам, которые себя талантливыми не считают, дополнительно тормозит даже первичные действия типа “записаться на пробный урок”, что уже там говорить про долгосрочное образование. На самом деле, любой образовательный процесс можно настроить эффективно, чтобы из любой исходной точки можно было достичь поставленной цели.

На практике ребята, которым легко даются языки, зачастую имеют тенденцию забивать на программу и пропускать занятия, мол, я потом с легкостью все наверстаю.

Два-три месяца такого подхода и вот уже талантливых ребят с легкостью обходят в прогрессе те, кто просто стабильно занимался и делал домашки. Се ля ви, как говорится.

Напоследок расскажу вам про моего студента, назовем его Виталий. Виталию 35, работал бухгалтером, к языкам особенно душа никогда не лежала и ярких способностей не было. Когда мы только начали групповые занятия, ему явно было чуть тяжелее, чем остальным. Тем не менее, Виталий ответственнее всех относился в процессу — не пропускал занятия, делал все домашки и обязательно задавал вопросы, если что-то было непонятно. В конце академического года он был самым шарящим человеком в группе. Как видите, талант не гарантирует успех. Успех гарантируют приложенные усилия.

Расскажите, а как вы идете к успеху — чувствуете в себе потенциал способностей и реализуете его, забиваете или стабильно занимаетесь?