Полиция задерживает Дэниела Рэя Хоукинса, после того как у него в багажнике находят отрезанную голову женщины. Во время допроса Хоукинс внезапно сознаётся в том, что найденная жертва - далеко не единственная в его резюме. И их число может исчисляться сотнями.
Этот фильм – вольная интерпретация биографии Генри Ли Лукаса. И нынче его разумеется сравнивают со знаменитым «Генри: Портрет серийного убийцы» Джона МакНотона. «Генри» в своё время запрещали, но прокатавшись по кинофестивалям, он в итоге обрёл известность после выхода на кассетах в 1990 году. Фильма Марка Блэра вышел на кассетах в сильно цензурированном виде в 1992 году, но о нём нынче почти никто не знает. Как же так вышло?
Тут стоит немного вникнуть в определённую путаницу, которая существует вокруг этого фильма. В базах данных о кино «Признания» датируются 14 ноября 1985 года. Однако в фильме события развиваются в 1987 году, и в финальных титрах авторские права отмечены 1987 годом. В сети совершенно не получается найти информацию о том, когда же на самом деле был снят фильм - до или после «Генри».
Следующая путаница - с именем режиссёра. В титрах автор этого фильма подписан как Джон Двайер. А в сети он везде фигурирует как Марк Блэр. В связи с этим гуляет история, что режиссёр взял псевдоним по совету своего агента, дабы шокирующие «Признания серийного убийцы» не нанесли ущерб его карьере.
Дистрибуцией фильма взялся заниматься Роджер Корман - и отчего-то фильм был положен на полку. Возможно, что причиной тому стала скандальность «Генри», которая никак не ассоциировалась с высокими кассовыми сборами. В итоге спустя два года, после того как «Портрет серийного убийцы» получил признание после выхода на видео, наконец-то дождались своего часа и «Признания».
Однако фильм выпустили в сильно урезанном виде, а ради пиара сделали для него обложку, которая не имела никакого отношения к самому фильму, и должна была привлечь внимание зрителя по ассоциации с «Молчанием ягнят». Увы, жуткий старец в маске Ганнибала Лектера для покупателей кассет представлялся дешёвым подражателем. К счастью, спустя годы права вернулись к создателям фильма и он был выпущен в полном виде без цензуры.
Творческая группа, работавшая над «Признаниями» - это выходцы из категории третьесортных ужастиков, и фильм Марка Блэра порой слишком стремится напугать зрителя, выдавая приёмы в духе «Хэллоуина» Карпентера. Само по себе это неплохо – но на тот момент, когда фильм пытались продвинуть на рынке, критики пеняли ему за то, что фильм больше походит на эксплуатационный слэшер – и задним числом сравнивали с «Генри», документальность которого могла пугать сильнее.
Однако автоматическое сравнение этих двух фильмов кажется некорректным. Элементы слэшера тут используются вполне органично – мрачный саундтрек словно позволяет глубже проникнуться ужасающими откровениями маньяка, который спокойно рассказывает о своих похождениях, уплетая при этом картошечку фри. Для правосудия разумеется важно было установить правдивость показаний Лукаса, но не похоже, чтобы идея о жертвах Генри Ли Лукаса была бы первоочередной для сценариста и режиссёра Блэра.
Если бы он придерживался подобного мнения, то вполне мог бы пустить монтаж кадров десяток расправ, словно подтверждая всё поведанное. Для Блэра куда важнее – именно этот не укладывающийся в голове образ человека, для которого убийство – что-то совершенно обыденное.
Фильм отличается очень грамотной постановкой, разнообразными операторскими решениями и великолепно продуманной атмосферой. Художник Роберт А. Барнс, ранее работавший в том самом мелкобюджетном сегменте ужасов и слэшеров, выступил в главной роли просто изумительно – тут и большее портретное сходство с реальным Лукасом, и убедительная актёрская игра. Аналогично никаких претензий нет и к остальному актёрскому составу. В общем, стоит просмотра – сильное кино, которое, к сожалению, практически не известно.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.