Найти в Дзене
Фильманьяк

Признания серийного убийцы (1985) - незаслуженно забытый выдающийся фильм о жизни маньяка

Роберт А. Барнс - художник-постановщик. В числе его работ - знаменитая «Техасская резня бензопилой». Тоуб Хупер пригласил Барнса в качестве художника, поскольку Барнс мог «мог сделать что угодно из ничего».
Роберт А. Барнс - художник-постановщик. В числе его работ - знаменитая «Техасская резня бензопилой». Тоуб Хупер пригласил Барнса в качестве художника, поскольку Барнс мог «мог сделать что угодно из ничего».
Полиция задерживает Дэниела Рэя Хоукинса, после того как у него в багажнике находят отрезанную голову женщины. Во время допроса Хоукинс внезапно сознаётся в том, что найденная жертва - далеко не единственная в его резюме. И их число может исчисляться сотнями.
Изначально он был нанят в фильм именно по своей специальности. Однако выбранный на главную роль актёр выбыл из проекта. Звёзды сошлись так, что в итоге Барнс блестяще прошёл пробы и дебютировал как актёр.
Изначально он был нанят в фильм именно по своей специальности. Однако выбранный на главную роль актёр выбыл из проекта. Звёзды сошлись так, что в итоге Барнс блестяще прошёл пробы и дебютировал как актёр.

Этот фильм – вольная интерпретация биографии Генри Ли Лукаса. И нынче его разумеется сравнивают со знаменитым «Генри: Портрет серийного убийцы» Джона МакНотона. «Генри» в своё время запрещали, но прокатавшись по кинофестивалям, он в итоге обрёл известность после выхода на кассетах в 1990 году. Фильма Марка Блэра вышел на кассетах в сильно цензурированном виде в 1992 году, но о нём нынче почти никто не знает. Как же так вышло?

Генри Ли Лукас особо известен среди маньяков баснословным числом жертв. Однако доказанных убийств было не так много. А большая часть выдумок этого патологического лгуна была использована полицией дабы закрыть массу нераскрытых дел.
Генри Ли Лукас особо известен среди маньяков баснословным числом жертв. Однако доказанных убийств было не так много. А большая часть выдумок этого патологического лгуна была использована полицией дабы закрыть массу нераскрытых дел.

Тут стоит немного вникнуть в определённую путаницу, которая существует вокруг этого фильма. В базах данных о кино «Признания» датируются 14 ноября 1985 года. Однако в фильме события развиваются в 1987 году, и в финальных титрах авторские права отмечены 1987 годом. В сети совершенно не получается найти информацию о том, когда же на самом деле был снят фильм - до или после «Генри».

Экранные аналоги спутников Лукаса - Отиса и Бекки - присутствуют. Разве что образ Бекки интерпретирован в более негативном ключе.
Экранные аналоги спутников Лукаса - Отиса и Бекки - присутствуют. Разве что образ Бекки интерпретирован в более негативном ключе.

Следующая путаница - с именем режиссёра. В титрах автор этого фильма подписан как Джон Двайер. А в сети он везде фигурирует как Марк Блэр. В связи с этим гуляет история, что режиссёр взял псевдоним по совету своего агента, дабы шокирующие «Признания серийного убийцы» не нанесли ущерб его карьере.

Претензии цензоров - странная штука. В конце концов, мир уже видел творчество Лучио Фульчи, или Руджеро Деодато. А уж в сравнении с современной «Пилой» этот фильм вообще чуть ли не образец невинности.
Претензии цензоров - странная штука. В конце концов, мир уже видел творчество Лучио Фульчи, или Руджеро Деодато. А уж в сравнении с современной «Пилой» этот фильм вообще чуть ли не образец невинности.

Дистрибуцией фильма взялся заниматься Роджер Корман - и отчего-то фильм был положен на полку. Возможно, что причиной тому стала скандальность «Генри», которая никак не ассоциировалась с высокими кассовыми сборами. В итоге спустя два года, после того как «Портрет серийного убийцы» получил признание после выхода на видео, наконец-то дождались своего часа и «Признания».

Небольшой реверанс в адрес Джона Уэйна Гейси.
Небольшой реверанс в адрес Джона Уэйна Гейси.

Однако фильм выпустили в сильно урезанном виде, а ради пиара сделали для него обложку, которая не имела никакого отношения к самому фильму, и должна была привлечь внимание зрителя по ассоциации с «Молчанием ягнят». Увы, жуткий старец в маске Ганнибала Лектера для покупателей кассет представлялся дешёвым подражателем. К счастью, спустя годы права вернулись к создателям фильма и он был выпущен в полном виде без цензуры.

Интересная деталь в том, что Дэниел на экране поглощает продукцию KFC или McDonald’s. Этот фастфуд - узнаваемый элемент американской культуры. Частью которой постепенно стали и серийные убийцы. Что вновь подчёркивает его облик заурядного жителя Америки.
Интересная деталь в том, что Дэниел на экране поглощает продукцию KFC или McDonald’s. Этот фастфуд - узнаваемый элемент американской культуры. Частью которой постепенно стали и серийные убийцы. Что вновь подчёркивает его облик заурядного жителя Америки.

Творческая группа, работавшая над «Признаниями» - это выходцы из категории третьесортных ужастиков, и фильм Марка Блэра порой слишком стремится напугать зрителя, выдавая приёмы в духе «Хэллоуина» Карпентера. Само по себе это неплохо – но на тот момент, когда фильм пытались продвинуть на рынке, критики пеняли ему за то, что фильм больше походит на эксплуатационный слэшер – и задним числом сравнивали с «Генри», документальность которого могла пугать сильнее.

У дочери доктора - убеждённого христианина - довольно вызывающие манеры. Поэтому с момента прибытия Дэниела в его дом напряжение возрастает, поскольку становится очевидно, что просто так Дэниел с неё не спустит глаз.
У дочери доктора - убеждённого христианина - довольно вызывающие манеры. Поэтому с момента прибытия Дэниела в его дом напряжение возрастает, поскольку становится очевидно, что просто так Дэниел с неё не спустит глаз.

Однако автоматическое сравнение этих двух фильмов кажется некорректным. Элементы слэшера тут используются вполне органично – мрачный саундтрек словно позволяет глубже проникнуться ужасающими откровениями маньяка, который спокойно рассказывает о своих похождениях, уплетая при этом картошечку фри. Для правосудия разумеется важно было установить правдивость показаний Лукаса, но не похоже, чтобы идея о жертвах Генри Ли Лукаса была бы первоочередной для сценариста и режиссёра Блэра.

Жизнь Барнса закончилась трагически. В возрасте 60-ти лет он узнал, что болен раком и покончил с собой.
Жизнь Барнса закончилась трагически. В возрасте 60-ти лет он узнал, что болен раком и покончил с собой.

Если бы он придерживался подобного мнения, то вполне мог бы пустить монтаж кадров десяток расправ, словно подтверждая всё поведанное. Для Блэра куда важнее – именно этот не укладывающийся в голове образ человека, для которого убийство – что-то совершенно обыденное.

События фильма предстают в ретроспективе как рассказ Хоукинса о своей жизни. Однако это не делает картину предсказуемой, поскольку в очередном эпизоде преступлений подчас сложно угадать исход.
События фильма предстают в ретроспективе как рассказ Хоукинса о своей жизни. Однако это не делает картину предсказуемой, поскольку в очередном эпизоде преступлений подчас сложно угадать исход.

Фильм отличается очень грамотной постановкой, разнообразными операторскими решениями и великолепно продуманной атмосферой. Художник Роберт А. Барнс, ранее работавший в том самом мелкобюджетном сегменте ужасов и слэшеров, выступил в главной роли просто изумительно – тут и большее портретное сходство с реальным Лукасом, и убедительная актёрская игра. Аналогично никаких претензий нет и к остальному актёрскому составу. В общем, стоит просмотра – сильное кино, которое, к сожалению, практически не известно.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.